г. Санкт-Петербург
12 сентября 2011 г. |
Дело N А56-21606/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайлюк Е. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12385/2011) ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2011 по делу N А56-21606/2011 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к Управлению федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: Матвеев С.А. - по доверенности от 30.12.2010
от заинтересованного лица: Шишова М. Н., Никонова И. О. - по доверенности от 17.01.2011
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление Роскомнадзора) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.06.2011 заявление удовлетворено, ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В апелляционной жалобе ФГУП "Почта России", ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит обжалуемое решение отменить.
Податель жалобы полагает, что Управление Роскомнадзора не наделено полномочиями по составлению протокола о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ФГУП "Почта России" доводы жалобы поддержал, представитель Управления Роскомнадзора возражал по доводам, изложенным в отзыве, представил отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Почта России" является оператором почтовой связи на основании лицензии А 025271 N 25577, выданной Министерством Российской Федерации по связи и информатизации 11.04.2003 сроком действия до 11.04.2013.
Управлением Роскомнадзора в соответствии с приказами от 31.12.2010 N 1272-НД и от 08.02.2011 N 0106 в период с 11.01.2011 по 11.03.2011 проведена плановая проверка соблюдения ФГУП "Почта России" сроков пересылки почтовых отправлений.
В результате проверки установлен факт нарушения ФГУП "Почта России" контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", а именно:
- не обеспечена пересылка письменной корреспонденции в количестве 79 штук в установленные контрольные сроки на внутригородской территории Санкт-Петербурга и между административным центром Ленинградской области городом Санкт-Петербургом и административными центрами муниципальных районов на территории Ленинградской области (нарушения сроков на пересылке составили от 1 до 8 дней);
- не обеспечена обязательная частота выемки письменной корреспонденции в количестве 20 штук из 54 контрольных писем.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 03.03.2011 N А-78-06/0107.
Усмотрев в действиях ФГУП "Почта России" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление Роскомнадзора 10.03.2011 в присутствии представителя предприятия Никоновой И. Ф., действующей на основании доверенности от 17.01.2011 N 78М1086221, составило протокол об административном правонарушении N АП-78-06/0073.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением Роскомнадзора в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для решения вопроса о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
Суд первой инстанции, придя к выводам о доказанности Управлением Роскомнадзора события административного правонарушения и вины ФГУП "Почта России" в совершенном административном правонарушении, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлек предприятие к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, изучив доказательства по делу, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи), операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Статьей 46 Закона о связи предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со статьей 16 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, оператор связи обязан обеспечить пересылку почтовых отправлений и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены в Нормативах частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160.
Согласно подпункту "б" пункта 6 названных Нормативов контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на внутригородской территории городов федерального значения составляют 2 дня.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается ФГУП "Почта России" указанные контрольные сроки были нарушены последним, что является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФГУП "Почта России" объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по предоставлению услуг почтовой связи, равно как и доказательств принятия необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ФГУП "Почта России" применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным административным органом, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку основан на неправильном толковании ФГУП "Почта России" норм материального права.
Так согласно статье 27 Закона о связи Правительством Российской Федерации определяется порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Государственный надзор за деятельностью в области связи осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи.
В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 (далее - Порядок), государственный надзор за деятельностью в области связи на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу пункта 29 упомянутого порядка в случае выявления в результате проведения мероприятий по контролю, в том числе дистанционному контролю, административного правонарушения, должностные лица, наделенные полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в области связи, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 33 Порядка установлено, что государственный надзор за деятельностью в области связи включает в себя надзор и контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований и норм, установленных нормативными правовыми актами в области связи (далее - требования в области связи), а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи.
Согласно пункту 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228 лицензирование в области оказания услуг связи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).
Перечень должностных лиц Управления Роскомнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях утвержден приказом министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 N 70 (с учетом изменений от 16.12.2010), согласно которому в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к лицам уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях отнесены: руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и его заместители, которые по должности являются старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; начальники отделов и их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и которые по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; главный государственный инспектор, старший государственный инспектор, государственный инспектор.
В рассматриваемом случае протокол от 10.03.2011 N АП-78-06/0073 составлен государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - консультантом отдела надзора в сфере почтовой связи Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области О. Б. Ли, что соответствует положениям вышеназванных норм
Таким образом, государственный инспектор - консультант отдела надзора в сфере почтовой связи Управления Роскомнадзора при составлении протокола об административном правонарушении действовал в соответствии со своей компетенцией.
Факт нарушения ФГУП "Почта России" лицензионных требований подтвержден материалами дела, и последним не опровергнут, процессуальных нарушений в привлечении юридического лица к административной ответственности апелляционным судом не установлено. Наказание назначено судом в пределах определенной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ санкции и установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности по данной категории дел.
Апелляционная коллегия отмечает, что податель жалобы верно указал на применение судом первой инстанции Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утратившего силу, однако учитывая изложенное, а также тот факт, что применение судом Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009 N 52 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" не привело в итоге к принятию неправильного решения, оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 июня 2011 года по делу N А56-21606/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Есипова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21606/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Ответчик: Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиал ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России", Федеральное государственное униатарное предприятие "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12385/11