г. Пермь
16 октября 2007 г. |
Дело N А50-8086/2007-Г26 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Карповой Т. Е.,
судей Глотовой Г.И., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеенковой И.А.,
при участии:
от заявителя (Гаражно-строительный кооператив N 127): Медведок А.В., председатель, протокол от 12 декабря 2005 г., паспорт,
от заинтересованного лица (Управление земельных отношений администрации города Перми): Короткая А.С., главный специалист отдела правового обеспечения, доверенность от 28 апреля 2007 г., N 31, удостоверение,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 августа 2007 года
по делу N А50-8086/2007-Г26,
принятое судьей Гуляевой Е.И.
по заявлению Гаражно-строительного кооператива N 127
к Управлению земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка и бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в собственность ГСК N 127,
установил:
Гаражно-строительный кооператив N 127 обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления земельных отношений администрации города Перми в предоставлении в собственность кооперативу земельного участка площадью 9 213, 008 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 9А.
Заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования: просит признать незаконным ответ Управления земельных отношений администрации города Перми от 19 апреля 2007 года N И-21-01-09-10381; признать незаконным бездействие Управления земельных отношений администрации города Перми, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка в собственность кооператива, а также в не изготовлении кадастрового плана участка. Заявитель просит обязать Управление земельных отношений администрации города Перми в двухнедельный срок принять решение о предоставлении в собственность Гаражно-строительному кооперативу N 127 земельного участка или подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении, а также изготовить кадастровый план земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 августа 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными в силу несоответствия Земельному кодексу РФ действия Управления земельных отношений Администрации г. Перми по приостановлению рассмотрения заявления Гаражно-строительного кооператива N 127 о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 9 213, 008 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 9а; признал незаконным в силу несоответствия Земельному кодексу РФ бездействие Управления земельных отношений Администрации г. Перми, выразившееся в неутверждении проекта границ земельного участка, необходимого для использования незавершенной строительством автостоянки по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 9а, и необеспечении изготовления его кадастрового плана. Суд обязал Управление земельных отношений Администрации г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гаражно-строительного кооператива N 127 путем утверждения проекта границ земельного участка, необходимого для использования незавершенной строительством автостоянки по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 9а, и обеспечения изготовления его кадастрового плана.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Управление земельных отношений администрации города Перми с решением суда от 10 августа 2007 года не согласилось, в связи с чем обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования Гаражно-строительного кооператива N 127 оставить без удовлетворения, поскольку считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: неправильно истолкованы положения статьи 36 Земельного кодекса РФ. Управление земельных отношений администрации города Перми полагает, что объект незавершенного строительства, принадлежащий ГСК N 127, не является зданием, строением, сооружением, в силу чего Гаражно-строительный кооператив N 127 не имеет права на приобретение в собственность расположенного под этим объектом земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Кроме того, по мнению Управления земельных отношений администрации города Перми, изготовление кадастровой карты (плана) не входит в его полномочия.
Гаражно-строительный кооператив N 127 с доводами апелляционной жалобы не согласился, сославшись на то, что собственник объекта незавершенного строительства обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка или приобретение права аренды земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьей 266 АПК РФ, установил:
Постановлением Главы города Перми от 05.11.1998 г. N 2970 "О предоставлении земельного участка гаражно-строительному кооперативу N 127 в Свердловском районе" Гаражно-строительному кооперативу N 127 в аренду на 2 года (на период строительства) предоставлен земельный участок площадью 9213,008 кв.м. под строительство многоэтажного гаража на 99 машиномест с эксплуатируемой кровлей по ул. Холмогорской, 9а в Свердловском районе за счет городских земель (л.д. 8).
Постановлением Главы города Перми от 30.05.2001 N 1046 "О продлении ГСК N 127 срока строительства в Свердловском районе" Гаражно-строительному кооперативу N 127 продлен на 2 года срок строительства многоэтажной автостоянки закрытого типа на 99 машиномест с эксплуатируемой кровлей по ул. Холмогорской в Свердловском районе, разрешенной к строительству постановлением Главы города от 05.11.1998 г. N 2970 "О предоставлении земельного участка гаражно-строительному кооперативу N 127 в Свердловском районе" (л.д. 9).
Гаражно-строительный кооператив N 127 зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства (многоэтажная автостоянка закрытого типа) (лит. А), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 февраля 2006 года сделана регистрационная запись N 59-59-01/208/2005-409 (свидетельство о государственной регистрации права - л.д. 13).
Гаражно-строительный кооператив N 127 обратился в Управление земельных отношений Администрации города Перми с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка по ул. Холмогорской, 9а.
Письмом от 19 апреля 2007 года N И-21-01-09-10381 Управление земельных отношений Администрации города Перми сообщило заявителю о приостановлении работы с документами ГСК N 127 до погашения кооперативом задолженности по арендной плате (л.д. 6).
Указанное письмо послужило основанием для обращения ГСК N 127 в суд с вышеназванными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обосновывая правомерность отказа в предоставлении ГСК N 127 земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий кооперативу, Управление земельных отношений администрации города Перми сослалось на то, что: 1) заявитель не имеет права на приобретение в собственность земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку незавершенный строительством объект не является зданием, строением, сооружением: 2) ГСК N 127 имеет задолженность по арендной плате по договору аренды N 103-98 от 29.12.1998 г; 3) требование заявителя об обязании изготовить кадастровый план не может быть исполнено, поскольку в полномочия Управления изготовление кадастрового плана не входит.
В соответствии пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Собственник объекта незавершенного строительства, зарегистрировавший свое право в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе приобрести расположенный под этим объектом земельный участок в собственность или в аренду по основанию и в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
При наличии зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства, являющийся в этом случае объектом недвижимого имущества, участвующим в обороте, не имеется оснований для ограничительного толкования пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ и анализа соответствия объекта незавершенного строительства понятиям здания, строения, сооружения исходя из строительных или иных норм и правил, носящих технический характер (пункт 7 рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 11 ноября 2005 года.)
Право собственности Гаражно-строительного кооператива N 127 на объект незавершенного строительства (автостоянку) зарегистрировано 16 февраля 2006 года (л.д. 13).
В материалах дела имеется также технический паспорт, составленный Пермским филиалом ОГУП "Центр технической инвентаризации Пермской области" 05 августа 2005 г., содержащий описание объекта незавершенного строительства (л.д. 25-30).
Таким образом, заявитель вправе приобрести расположенный под этим объектом земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса РФ, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункты 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявлений обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка на орган местного самоуправления возлагается обязанность не по изготовлению, как это понимает Управление земельных отношений администрации города Перми, а по обеспечению изготовления кадастровой карты (плана).
Согласно пунктам 2.1, 3.3.1 Положения об Управлении земельных отношений администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 г. N 210 (в ред. решений Пермской городской Думы от 28.11.2006 N 318, от 26.06.2007 N 164, от 28.08.2007 N 199), Управление земельных отношений администрации города Перми осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, а также утверждает в установленном порядке проекты границ земельных участков и согласовывает границы земельных участков.
С учетом вышеизложенного, требования заявителя об обязании Управления земельных отношений Администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Гаражно-строительного кооператива N 127 путем утверждения проекта границ земельного участка, необходимого для использования незавершенной строительством автостоянки по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 9а, и обеспечения изготовления кадастрового плана земельного участка, являются правомерными.
Действия Управления земельных отношений Администрации города по приостановлению работы с заявлением Гаражно-строительного кооператива N 127 о предоставлении ему в собственность земельного участка в связи с имеющейся задолженностью по арендной плате, не соответствуют действующему законодательству.
Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственности объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. Согласно действующему законодательству право собственника строения на выкуп земельного участка не ограничено наличием задолженности по арендной плате.
Требования Гаражно-строительного кооператива N 127 о признании незаконным бездействия Управления земельных отношений администрации города Перми, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка в собственность кооперативу либо изготовления проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его кооперативу, обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как указанные действия могут быть совершены только после утверждения проекта границ земельного участка (ст. 36 Земельного кодекса РФ).
С учетом изложенного, решение суда от 10 августа 2007 года по делу N А50-8086/2007-Г-26 отмене не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на Управление земельных отношений Администрации города Перми, заявителя апелляционной жалобы (статья 110 АПК РФ).
При подаче апелляционной жалобы заинтересованным лицом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. 00 коп. по платежному поручению от 10 сентября 2007 г. N 271315.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ государственную пошлину в сумме 1 000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению от 10 сентября 2007 года N 271315, следует возвратить из федерального бюджета лицу, которое ее уплатило.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 августа 2007 г. по делу N А50-8086/07-Г-26 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Управлению земельных отношений администрации города Перми из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 10 сентября 2007 г. N 271315.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Е. Карпова |
Судьи |
Г.И. Глотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8086/2007
Истец: Гаражно-Строительный кооператив N127, Гаражный Строительный Кооператив N127, ГСК N 127
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми, Управление земельных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Отдел судебных приставов по Ленинскому району г. Перми Управления ФССП России по Пермскому краю, Судебный пристав-исполнитель Ленинского ОСП по г. Перми ГУ ФССП по Пермскому краю, Судебный пристав-исполнитель Ленинского ОСП по г. Перми ГУ ФССП по Пермскому краю Байбородова А. В.
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6900/07