г. Чита |
|
1 декабря 2009 г. |
Дело N А58-7481/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2009 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Ошировой Г.В. и Борголовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шагиновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Баишевой Лены Матвеевны на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) о признании недействительным собрания кредиторов по делу N А58-7481/08 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Олекминскому району Республики Саха (Якутия) о признании несостоятельным (банкротом) государственного унитарного предприятия "Кэскил", (суд первой инстанции: судья Фёдоров И.Н.),
установил:
Государственное унитарное предприятие "Кэскил" обратилось в арбитражный суд Республики Саха (Якутия) заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2008 года в отношении должника введена процедура наблюдения. Определением суда от 24 декабря 2008 года временным управляющим должника утверждена Баишева Лена Матвеевна.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2009 года должник признан несостоятельным (банкротом) и в его отношении него открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на арбитражного управляющего Баишеву Лену Матвеевну.
20.04.2009 Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Олёкминскому району Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 24.11.2008 в сумме 747 082,21 руб., из них во вторую очередь реестра задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 491 081 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии 412 681 руб., на накопительную часть трудовой пенсии 78 400 руб.; в третью очередь задолженности по налогам, пени, штрафам в сумме 256 001,21 руб., в том числе по налогам 56 948,78 руб., по пени 193 746,23 руб., по штрафам 5306,20 руб.
Определением суда от 1 июня 2009 года в реестр требований кредиторов ГУП "Кэскил" включены требования уполномоченного органа в размере 398 802,27 руб., из них во вторую очередь - задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 309 098,73 руб., в третью очередь - 89 703,97 руб. пени и штрафы.
Определением суда от 20 августа 2009 года в третью очередь реестра требований кредиторов ГУП "Кэскил" включены требования ОАО "Сахазернопродукт" в размере 33 578,19 руб.
10.09.2009 арбитражным управляющим проведено собрание кредиторов должника, в повестку дня которого включены следующие вопросы: выбор конкурсного управляющего или саморегулируемой организации из числа членов которой арбитражным судом будет утверждён конкурсный управляющий; утверждение оценки движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю дату отчётного периода, предшествующего дате подаче заявления о признании должника банкротом, составляет менее ста тысяч рублей; утверждение положения о торгах имущества должника; утверждение предложения N 1 конкурсного управляющего о порядке, сроках и об условиях продажи имущества ГУП "Кэскил".
Из содержания протокола собрания кредиторов от 10.09.2009 следует, что на собрании присутствовали два кредитора: уполномоченный орган и ОАО "Сахазернопродукт". При этом конкурсный управляющий ГУП "Кэскил" Баишева Л.М., основываясь на постановлениях Федеральных арбитражных судов, пришла к выводу о том, что взносы на обязательное пенсионное страхование имеют специфическую правовую природу, как индивидуально-возмездный обязательный платеж, имеющий целевое назначение. Вследствие специфической природы данных платежей, они, являясь обязательными, тем не менее при осуществлении процедур банкротства подлежат уплате уполномоченному органу в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы, то есть во вторую очередь. Кредиторы по требованиям, включаемым во вторую очередь, являются привилегированными кредиторами и не обладают правом голоса на собрании кредиторов. Кроме того, по мнению арбитражного управляющего, требования таких кредиторов, с учётом смысла пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", хотя и подлежат включению в реестр требований кредиторов на основании заявления уполномоченного органа, не учитываются при определении признаков банкротства, а также согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты, просрочку платежей, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определении числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
В результате принятого конкурсным управляющим решения, уполномоченный орган был лишён права голоса и не принимал участие в голосовании по вопросам повестки дня.
Собранием кредиторов были приняты следующие решения: утвердить кандидатуру арбитражного управляющего Баишевой Л.М. для ее назначения конкурсным управляющим ГУП "Кэскил"; утвердить оценку стоимости 23 наименований движимого имущества ГУП "Кэскил", балансовая стоимость которого на 30.09.2008 составляет менее ста тысяч рублей, на общую сумму 500 000 руб.; утвердить положение о торгах имущества ГУП "Кэскил"; утвердить предложение N 1 конкурсного управляющего о порядке, сроках и условиях продажи имущества ГУП "Кэскил".
Ссылаясь на нарушение прав уполномоченного органа в виде лишения права голосовать по повестке дня, Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Олёкминскому району Республики Саха (Якутия) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения собрания кредиторов от 10.09.2009 недействительным и обязании арбитражного управляющего повторно провести собрание кредиторов.
По мнению уполномоченного органа, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" принимаемый во внимание размер задолженности (основного долга) организации ГУП "Кэскил" по обязательным платежам для определения числа голосов уполномоченного органа на собрании кредиторов составляет 309 098,73 руб. или 90,2% от общей суммы требований на дату проведения собрания кредиторов, то есть уполномоченный орган обладает 90,2% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Статья 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" относят взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, к обязательным платежам. В силу положений статей 134, 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей, следовательно, и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к требованиям кредиторов третьей очереди и подлежат включению, соответственно, в третью очередь реестра требований кредиторов должника. В соответствии с положениями пункта 1 и 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченный орган обладает на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру его требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку в собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. При этом Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не устанавливается какая-либо зависимость между возможностью голосования и нахождением требований уполномоченного органа в той или иной очереди реестра требований кредиторов. При установлении количества принадлежащих ФНС России голосов на собрании кредиторов, требования по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежат учёту как голосующие требования уполномоченного органа, поскольку представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являвшиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2009 года заявление Федеральной налоговой службы удовлетворено. Решение собрания кредиторов ГУП "Кэскил" от 10.09.2009, принятое по всем вопросам, включённым в повестку дня, признано недействительным.
Не согласившись с определением суда, конкурсный управляющий Баишева Л.М. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Конкурсный управляющий считает, что правомочно не допустил уполномоченный орган к голосованию на собрании кредиторов, рассмотренные согласно повестке дня вопросы не нарушают законных интересов уполномоченного органа.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статей 2 и 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ взносы на страховую и накопительную части пенсии, уплачиваемые работодателями-страхователями в государственный внебюджетный пенсионный фонд, являются обязательными платежами.
Статья 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" также относят взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, к обязательным платежам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Исходя из смысла указанных норм материального права, при установлении количества принадлежащих ФНС России голосов на собрании кредиторов, требования по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ подлежат учёту как голосующие требования уполномоченного органа, поскольку представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являвшиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
В силу положений статей 134, 137 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей, следовательно, и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к требованиям кредиторов третьей очереди и подлежат включению, соответственно, в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 содержит разъяснения только относительно порядка исполнения требований по страховым взносам (в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы), однако не изменяет правовой статус страховых взносов как обязательных платежей и очередность их включения (в третью очередь реестра требований кредиторов должника).
В связи с чем, довод конкурсного управляющего об идентичности правового статуса требований о выплате заработной платы и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит отклонению, поскольку противоречит положениям действующего законодательства.
Несмотря на то, что требование уполномоченного органа в размере 309 098,73 руб., составляющих задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, было включено во вторую, а не в третью очередь реестра требований кредиторов должника, суд первой инстанции обоснованно указал, что уполномоченный орган, согласно пунктам 1 и 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" обладает на собрании конкурсных кредиторов числом голосов, пропорционально размеру его требования к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Таким образом, уполномоченный орган имел право на участие в собрании с правом голоса.
Довод заявителя апелляционной жалобы, о том, что рассмотренные на собрании кредиторов вопросы не нарушают законных интересов уполномоченного органа, суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку принятые собранием кредиторов решения касаются порядка реализации имущества должника.
Учитывая изложенное, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268, 271, частью 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) о признании недействительным собрания кредиторов по делу N А58-7481/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
О.А. Куклин |
Судьи |
Л.В.Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7481/2008
Должник: ГУП "Кэскил"
Кредитор: ИФНС по Олекминскому улусу, ОАО "Сахазернопродукт", Олекминский филиал ОАО "Алмазы Анабара"
Третье лицо: Баишева Лена Матвеевна, ИП Баишева Лена Матвеевна, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), ПАУ ЦФО (Саморегулируемая организация АУ Центрального федерального округа), УФНС по РС(Я)
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2718/2009
08.12.2010 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7481/08
01.12.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2718/09
16.07.2009 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2718/09
27.04.2009 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-7481/08