г. Пермь
09 декабря 2010 г. |
Дело N А50-14856/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Попов А.В., доверенность от 24.05.2010; директор Колчанов В.Б., протокол N 4 от 30.04.2008,
от ответчика: Чернышева М.И., доверенность от 11.01.2010,
от заинтересованных лиц: от Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - не явились,
от Департамента планирования и развития территории города Перми - не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 05 октября 2010 года
по делу N А50-14856/2010,
вынесенное судьей Гуляевой Е.И.,
по заявлению Ассоциации речников Прикамья в интересах общества с ограниченной ответственностью "Геоэксплуатация"
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованные лица Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Департамент планирования и развития территории города Перми,
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
Ассоциация речников Прикамья обратилась в Арбитражный суд Пермского края в интересах Общества с ограниченной ответственностью "Геоэксплуатация" (далее - ООО "Геоэксплуатация") с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации города Перми (далее - Департамент, ответчик) от 07.04.2010 N И21-01-09-7411 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе г.Перми, на правом берегу р.Кама, примерно в 200 м. выше железнодорожного моста, для складирования строительных материалов, обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Определением суда от 09.09.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Департамент планирования и развития территории города Перми.
Решением суда от 05.10.2010 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Департамента земельных отношений Администрации г.Перми, выраженное в письме от 07.04.2010 N 21-01-09-7411, об отказе в предоставлении ООО "Геоэксплуатация" в аренду земельного участка в Ленинском районе г.Перми, на правом берегу р.Кама, примерно в 200 м выше железнодорожного моста, в координатах, указанных в заявлении ООО "Геоэксплуатация", для складирования строительных материалов; на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права. Ответчик указал со ссылкой на п.п.2.5 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" на то, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет заявление в функциональные подразделения, функциональные и территориальные органы администрации г. Перми для подготовки заключений о возможности предоставления земельного участка; оспариваемым решением заявителю отказано в предоставлении земельного участка, поскольку на запрос Департамента Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в письме от 29.12.2009 N 1270 сообщило о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохраной зоне и прибрежной полосе, размещение в границах прибрежных защитных полос отвалов размываемых грунтов запрещено; в соответствии с заключениями Администрации Ленинского района г. Перми и Управления внешнего благоустройства Администрации г. Перми предоставление спорного земельного участка невозможно. В суде апелляционной инстанции ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Заявитель указал на то, что предметом рассмотрения Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в письме от 29.12.2009 N 1270 являлся вопрос о возможности предоставления иных земельных участков; в судебном заседании суда первой инстанции представитель Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов пояснило, что указанное письмо носит информационный характер и не является заключением, к испрашиваемому земельному участку отношения не имеет, открытое складирование строительных материалов в водоохраной зоне и защитной прибрежной полосе не исключается, но с необходимым оборудованием мест хранения, исключающем смыв материалов в водный объект. В заявлении ООО "Геоэксплуатация" от 03.02.2010 N 10-00-011 в качестве цели использования испрашиваемого земельного участка указано открытое складирование строительных материалов, которые должны соответствовать действующим нормам (ГОСТам к соответствующим видам строительных материалов). Ответчиком не представлено доказательств того, что заявитель имел намерение размещения на земельном участке отвалов размытых грунтов; несущая способность и сопротивляемость к размыву грунтов определяется индивидуально методом лабораторного определения физических характеристик с учетом возможностей окружающей среды.
Заинтересованные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили. Отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены
Как следует из материалов дела, 03.02.2010 ООО "Геоэксплуатация" обратилось в Департамент земельных отношений Администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Ленинском районе г.Перми, на правом берегу р.Кама (Воткинское водохранилище), примерно в 200 м выше по берегу от железнодорожного моста, треугольной формы и вытянутого вдоль береговой полосы на 80 м., площадью около 1 га, расположен от уреза воды (при НПУ=89 м. БС) на 20-50 м. вглубь берега, в предварительных географических координатах, приведенных в заявлении, для открытого складирования инертных строительных материалов (л.д.12).
07.04.2010 ответчиком принято решение (письмо N И21-01-09-7411) об отказе в предоставлении заявителю земельного участка, в связи с тем, что по заключению Камского бассейнового водного управления в границах прибрежных защитных зон запрещается размещение отвалов размываемых грунтов (л.д.13).
Данные обстоятельства послужили основанием обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Во исполнение положений ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации Пермской городской Думой принято решение от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок). Указанным Порядком установлены критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (п.1.6), основания для отказа в предоставлении земельных участков (п.1.6.1), случаи возможного предоставления (п.1.8.1), порядок рассмотрения заявлений и принятия решения (раздел 2).
Согласно п.1.8.1 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться, в том числе, для открытого складирования (в частности, черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.).
В соответствии с п. 2.7. Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством.
В случае принятия уполномоченным органом в сфере земельных отношений решения о невозможности предоставления земельного участка в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в предоставлении земельного участка с указанием причин и оснований.
ООО "Геоэксплуатация", обращаясь к ответчику с заявлением от 03.02.2010 о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, указало как цель использования земельного участка, так и его предполагаемые размеры, местоположение, вид использования и указано на предоставление земельного участка на максимально возможный срок.
Ответчик не представил доказательств обоснованности отказа в предоставлении заявителю земельного участка (ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что испрашиваемый ООО "Геоэксплуатация" в аренду земельный участок находится в пределах водоохраной зоны р.Кама и прибрежной защитной полосе, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии со ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (п.п.1, 15-17) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п.15).
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (п.16).
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (п.17).
Из письма от 23.06.2009 N 11/47/8513 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации следует, что исходя из целей установления водоохранных зон водных объектов и специальных режимов осуществления хозяйственной деятельности, исключающих загрязнение, засорение, заиление водного объекта, под размываемыми грунтами понимаются грунты, способные вызвать загрязнение и (или) заиление водного объекта под воздействием на них атмосферных осадков и размыва водными потоками при затоплении. К таковым относятся грунты с низкой несущей способностью и сопротивляемостью к размыву - пески, пески пылеватые, супеси, иловые отложения др. Открытое размещение отвалов грунтов с указанными свойствами в водоохраной зоне без оборудования площадки, исключающий их смыв в водный объект запрещено (л.д.51).
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, само по себе расположение земельного участка в водоохраной зоне реки и прибрежной защитной полосе основанием для отказа в его предоставлении в аренду, с учетом положений п.16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, не является. Учитывая заявленную цель предоставления земельного участка - "открытое складирование инертных строительных материалов", суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), надлежащим образом оценил их, установив, что ответчиком не представлено доказательств намерений у заявителя на размещение на земельном участке отвалов размываемых грунтов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что доводы и обстоятельства, на которые ответчиком указано в апелляционной жалобе, основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Ссылки ответчика на письмо Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29.12.2009 N 1270 (л.д.44), судом апелляционной инстанции не принимаются.
Как следует из материалов дела, 05.10.2009 ООО "Геоэксплуатация" обратилось к ответчику с заявлением N 09-00-058 о представлении в аренду двух иных земельных участков на территории Дзержинского района г. Перми (N 1 иN 2): участок N 1 расположен на территории Дзержинского района г. Перми на правом берегу реки Камы (Воткинское водохранилище), в 3250-3400 м. ниже по береговой полосе от ж/д моста (верхняя и нижняя по течению границы), имеет габариты 150х20 м., площадь 3000 кв.м., расположен от уреза воды (при НПУ=89 м. БС) на 20 м. вглубь берега; участок N 2 расположен на территории Дзержинского района г. Перми на правом берегу реки Камы (Воткинское водохранилище), в 1950-2250 м. ниже по береговой полосе от ж/д моста (верхняя и нижняя по течению границы), имеет предполагаемые габариты 300х20 м., площадь 6000 кв.м., расположен от уреза воды (при НПУ=89 м БС) на 20 м в глубь берега (л.д.39).
Из представленного ответчиком письма Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29.12.2009 N 1270 (л.д.44) следует, что предметом рассмотрения Управлением были документы о предоставлении земельных участков в Дзержинском районе г. Перми на правом берегу реки Камы (Воткинское водохранилище), площадью 3000 кв.м. и площадью 6000 кв.м., а не спорного земельного участка.
Кроме того, в этом же письме Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов от 29.12.2009 N 1270 сообщило ответчику об отсутствии у него полномочий на согласование предоставления земельных участков. В судебном заседании суда первой инстанции представитель Управления пояснил, что открытое складирование строительных материалов в водоохраной зоне и защитной прибрежной полосе не исключается, но с обязательным оборудованием мест хранения сооружениями, обеспечивающими охрану реки от загрязнения.
Аналогичная позиция относительно отсутствия полномочий у Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на согласование предоставления земельных участков изложена в письме Ассоциации речников Прикамья от 15.06.2010 N 10-00-077. Кроме того, в данном письме указано на то, что применительно к открытому размещению отвалов грунтов в водоохраной зоне, необходимо оборудование площадки, исключающей смыв грунтов в водный объект. Инертные строительные материалы являются видом строительной продукции, качество которой оговаривается соответствующими нормами (ГОСТами для рассматриваемого случая) и не являются грунтами.
Учитывая изложенное оснований для отказа в предоставлении земельного участка со ссылкой на заключение Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29.12.2009 N 1270 у Департамента не имелось.
Ссылка ответчика на отрицательные заключения Администрации Ленинского района г. Перми и Управления внешнего благоустройства Администрации г. Перми (л.д. 45, 46), апелляционным судом отклонена, поскольку выдача данных заключений не являлась причиной отказа в предоставлении в аренду земельного участка (п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае, у Департамента отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, указанные в письме от 07.04.2010 N И21-01-09-7411, данный отказ правильно признан судом недействительным, и на ответчика возложены обязанности по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 05.10.2010 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент земельных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Пермского края от 05 октября 2010 года по делу N А50-14856/2010 оставить без изменения, апелляционную - жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14856/2010
Истец: Ассоциация речников Прикамья, ООО "Геоэксплуатация"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент планирования и развития территории г. Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов