г. Чита |
|
24 декабря 2010 г. |
Дело N А19-1442/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2010 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Даровских К.Н., Ошировой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" Ведерова В.А. на определение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2010 года о рассмотрении заявления конкурсного управляющего Ведерова В.А. о привлечении администрации Шелеховского городского поселения к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" и взыскания с администрации Шелеховского городского поселения 14 117 635,95 руб. по делу N А19-1442/2008 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" о признании несостоятельным (банкротом) (суд первой инстанции: судья Александрова О.О.)
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплутационный трест", учредителем и собственником имущества которого является администрация Шелеховского городского поселения, зарегистрировано в качестве юридического лица 5.05.1993. Согласно уставу имущество предприятия используется им на праве хозяйственного ведения, предприятие создано в целях технической эксплуатации жилищного фонда и удовлетворения потребностей населения в коммунальных услугах.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2008 года муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный трест" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Ведеров В.А.
23.06.2010 конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" обратился в суд с заявлением о привлечении администрации г. Шелехова и администрации Шелеховского городского поселения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и взыскании с администрации г. Шелехова в конкурсную массу должника 14 117 635,95 руб.
В обоснование своих требований конкурсный управляющий указал, что учредителем и собственником имущества муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" является администрация города Шелехова. Пунктом 1.8 устава предприятия предусмотрено, что если несостоятельность (банкротство) предприятия вызвано действиями учредителя, на него, в случае недостаточности имущества предприятия, может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия.
По мнению заявителя, банкротство МУП "Жилищно-эксплуатационный трест" вызвано действиями ответчика, выразившимися в незаконном изъятии у предприятия переданного на праве хозяйственного ведения имущества, необходимого для осуществления его уставной деятельности, согласно распоряжениям главы администрации г. Шелехова N 222-пг от 28.09.2006 "Об изъятии жилых домов и нежилых помещений с баланса МУП "Жилищно-эксплуатационный трест" с изменениями, внесёнными постановлением главы администрации N 290-пг от 24.11.2006, N 23па от 21.11.2007, N 283пг от 16.11.2006, что повлекло за собой ухудшение экономического положения предприятия. При этом изъятие имущества из хозяйственного ведения должника произведено в нарушение требований статей 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". По мнению заявителя, указанные обстоятельства являются основанием для возложения на ответчика, как собственника имущества должника, субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия в силу положений статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Заявлением от 13.09.2010 конкурсный управляющий уточнил заявленные требования, просил взыскать с администрации Шелеховского городского поселения в конкурсную массу должника 8 165 262,73 руб. (размер требований всех кредиторов, за исключением Федеральной налоговой службы).
Администрация Шелеховского городского поселения просила в удовлетворении требований конкурсного управляющего отказать. Пояснила, что на территории Шелеховского муниципального района в соответствии с Законом Иркутской области от 13.07.2006 N 48-03 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Шелеховским районом и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями" проведено разделение муниципального имущества и по передаточному акту о принятии имущества в муниципальную собственность города Шелехова от 11.09.2006, Управлением по распоряжению муниципальным имуществом Администрации Шелеховского муниципального района в муниципальную собственность города Шелехова переданы восемь муниципальных организации, в том числе муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный трест".
В состав муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" бывшим собственником - администрацией Шелеховского муниципального района - были включены объекты жилищного фонда: многоквартирные дома, необходимые городскому поселению для решения вопросов местного значения по обеспечению малоимущих граждан социальным жильем. При принятии имущества муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" в сентябре 2006 года, новым учредителем и собственником в лице администрации города Шелехова было установлено, что за предприятием закреплены следующие объекты: недвижимое имущество - административно-бытовое здание, расположенное по адресу: г.Шелехов, квартал 1, дом 10, балансовой стоимостью 63 900 руб. (без переоценки), многоквартирные дома и нежилые помещения в количестве 5447 объектов; движимое имущество - транспортные средства в количестве 19 единиц балансовой стоимостью 1 796 000,08 руб., основные средства в количестве 130 единиц балансовой стоимостью 839 000,80 руб., материальные запасы балансовой стоимостью 814 000,70 руб.; уставный капитал в сумме 632 000 руб.; дебиторская задолженность в сумме 11 626 000 руб.; кредиторская задолженность в сумме 15 271 000 руб. За счёт включения объектов жилищного и нежилого фонда в целях передачи его в муниципальную собственность города Шелехова в рамках реализации муниципальной реформы произошло увеличение основных средств на 2 040 000 руб.
Многоквартирные дома, переданные в собственность Шелеховского городского поселения в составе муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест", находятся в общей долевой собственности у частных физических лиц и муниципалитета. С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, согласно статье 161 указанного Закона собственники помещений в многоквартирных домах вправе самостоятельно выбирать управление своим многоквартирным домом. Так собственники помещений в домах, ранее обслуживаемых муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-эксплуатационный трест", в период с 2005 по 2006 год выбрали для управления своими многоквартирными домами другие жилищно-эксплутационные организации. По состоянию на октябрь 2006 года муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный трест" обслуживало жилищный фонд, собственники которого не определились со способом управления - это 9, 10, 11, 30 жилые кварталы в количестве 121 многоквартирных домов, что составляет 2% от всего жилищного фонда в городе. В силу указанных обстоятельств у предприятия сократился объём производственной деятельности и отсутствовали правовые основания для закрепления в хозяйственном ведении объектов жилищного фонда.
Из анализа данных балансов должника прослеживалось стойкое снижение показателей работы предприятия.
Каких либо обязательных указаний собственник муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" в лице администрации г. Шелехова предприятию не выдавал. Имущество у предприятия по постановлениям N 222-пг от 28.09.2006, N 282-пг N 293-пг от 16.11.2006 было изъято на основании правомерных действий при отказе от него самим предприятием. Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный трест" осуществляло уставную деятельность в сравнении с предыдущим периодом в меньшем объёме. В связи с чем руководителем предприятия - управляющим МУП "Жилищно-эксплуатационный трест" Сафроновым О.В. - были предприняты меры по сокращению штатной численности работников и по уменьшению расходов на содержание имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в том числе по административно-бытовому зданию, расположенному по адресу: г.Шелехов, квартал 1, дом 10; многоквартирным домам и нежилым помещениям, в количестве 5447 объектов; транспортным средствам в количестве 11 единиц. В адрес учредителя было направлено обращение от 12.10.2006 и от 17.10.2006 об изъятии из хозяйственного ведения указанной части имущества, не используемого в реализации уставной деятельности. Жилищный фонд находился у собственников многоквартирных домов. Объекты нежилого фонда, переданные в собственность Шелеховского городского поселения, были обременены договорами аренды, заключёнными с субъектами малого и среднего бизнеса, арендная плата поступала непосредственно на счёт арендодателя, минуя должника. А именно, до сентября 2006 года на счёт бывшего собственника Шелеховского муниципального образования, а с сентября 2006 года в бюджет Шелеховского городского поселения в соответствии со статьёй 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Административное здание также было обременено правами третьих лиц - договором безвозмездного пользования с Департаментом социальной защиты населения (весь 1 этаж), договором с администрацией города Шелехова и администрацией Шелеховского района по размещению их отделов (4 кабинета на 2 этаже). Администрация муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" в составе управляющего, бухгалтерии и административно-управленческого персонала занимала в здании 7 кабинетов N 9-15, площадью 126,3 кв.м на 2 этаже. Свободные площади занимали другие организации. От 11 транспортных единиц предприятие отказалось так же с учётом дополнительных расходов по транспортному налогу, техническому осмотру и затрат на ГСМ. Данный транспорт передан в хозяйственное ведение МУП "Водоканал" для решения вопросов местного значения.
Администрация Шелеховского городского поселения считает, что причинная связь между действиями собственника имущества должника и его банкротством отсутствует. Собственник муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" в лице администрации Шелеховского городского поселения действовал добросовестно и разумно в рамках законодательства.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2010 года, с учётом определения об исправлении опечатки от 16 декабря 2010 года, в удовлетворении требований конкурсному управляющему отказано.
Не согласившись с определением суда, конкурсный управляющий Ведеров В.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой, с учётом дополнения, просит его отменить, привлечь администрацию г. Шелехова к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" и взыскать с администрации г. Шелехова в конкурсную массу должника 8 165 262,73 руб. По мнению заявителя апелляционной жалобы, при общем размере кредиторской задолженности в размере 14 117 635,95 руб. должник имел возможность рассчитаться с кредиторами за счёт реализации части принадлежащего ему имуществу и, тем самым, избежать процедуры банкротства. Вместо этого, администрация г. Шелехова изъяла принадлежащее должнику имущество без какого-либо встречного исполнения, лишив предприятие возможности осуществлять хозяйственную деятельность.
На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.10.2010 до 14 часов 20 минут 23.12.2010, о чём сделано публичное извещение, размещенное на официальном сайте Четвёртого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В обоснование заявленных требований о привлечении администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" конкурсный управляющий представил в материалы дела копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, устава муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест", постановлений главы администрации г. Шелехова N 283пг от 16.11.2006, N 23-па от 21.11.2007, N 222-пг от 28.09.2006, N 290-пг от 24.11.2006 с приложением, акта приёма-передачи автотранспортных средств от 1.10.2007, реестра требований кредиторов муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест".
Из представленных доказательств судом установлено, что постановлениями главы администрации г. Шелехова от 28.09.2006 N 222-пг с изменениями, внесёнными постановлением главы администрации от 24.11.2006 N 290-пг, от 21.11.2007 N 23па, от 16.11.2006 N 283пг из хозяйственного ведения должника изъято муниципальное имущество: объекты жилищного фонда - многоквартирные дома, объект нежилого фонда - административно-бытовое здание, транспортные средства. Распоряжения приняты на основании обращений управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест". Доказательства, свидетельствующие о том, что указанные распоряжения в установленном законом порядке признаны недействительными, отсутствуют.
В состав муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" бывшим собственником - администрацией Шелеховского муниципального района - были включены объекты жилищного фонда: многоквартирные дома, необходимые городскому поселению для решения вопросов местного значения по обеспечению малоимущих граждан социальным жильем.
По данным бухгалтерского баланса предприятия за 2005 год судом первой инстанции установлено, что на начало года основных средств у предприятия имелось на сумму 726 000 руб. В период 2005 года произошло увеличение основных средств на 2 040 000 руб. за счёт включения объектов жилищного и нежилого фонда в целях передачи его в муниципальную собственность города Шелехова в рамках реализации муниципальной реформы. По данным бухгалтерских балансов предприятия на 31.12.2004, 31.12.2005, 31.09.2006, 31.12.2006, 31.12.2007 за предшествующий изъятию имущества период предприятие уже являлось финансово неустойчивым. Баланс 2005 года показывает убытки в размере 2 741 000 руб., баланс за три квартала 2006 года также показывает увеличение убытков до 4 690 000 руб.; уровень кредиторской задолженности за исследуемый период возрос с 14 690 000 руб. в 2005 году до 15 271 000 руб. в 2006 году.
Как указано в решении Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1442/2008 от 29 августа 2008 года о признании муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" несостоятельным (банкротом), в ходе проведённого анализа финансовой деятельности должника за период с 1.01.2006 по 1.04.2008 временный управляющий Ведеров В.А. установил, что "собственных оборотных средств и долгосрочных источников финансирования недостаточно для обеспечения запасов МУП "Жилищно-эксплутационный трест". МУП "Жилищно-эксплутационный трест" не имело возможности немедленно погасить текущие обязательства за счёт имеющихся денежных средств; не имело возможности погасить текущие обязательства за счёт истребования дебиторской задолженности; причины утраты платежеспособности - высокая кредиторская задолженность в условиях убыточной деятельности предприятия; отсутствие инвестиционной и финансовой деятельности.
Вместе с тем, признаков преднамеренного банкротства временный управляющий не выявил.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу: из материалов дела не усматривается, что возникновение банкротства муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" находится в непосредственной причинно-следственной связи с действиями ответчика, выразившимися в принятии постановлений главы города Шелехова N 283пг от 16.11.2006, N 23-па от 21.11.2007, N 222-пг от 28.09.2006, N 290-пг от 24.11.2006. К моменту подписания указанных постановлений предприятие уже находилось в неудовлетворительном финансовом состоянии, имела место просроченная кредиторская задолженность, образованная до издания названных постановлений, за несколько лет до возбуждения дела о банкротстве.
Налицо были все формальные признаки банкротства - наличие просроченной свыше трёх месяцев задолженности в сумме, превышающей 15 000 000 руб.
Доказательств того, что кризисное финансовое состояние должника возникло исключительно в результате изъятия указанного конкурсным управляющим имущества, последний в материалы дела не представил.
С учётом установленных обстоятельств суд считает, что предприятие до момента изъятия имущества обладало внешними признаками банкротства и имело объективные предпосылки к началу процедуры банкротства.
Наличие прямой причинно-следственной связи между действиями ответчика и банкротством должника конкурсным управляющим не доказано.
Принимая во внимание изложенное, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268, 271, частью 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 13 сентября 2010 года, с учётом определения об исправлении опечатки от 16 декабря 2010 года, о рассмотрении заявления конкурсного управляющего Ведерова В.А. о привлечении администрации Шелеховского городского поселения к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационный трест" и взыскания с администрации Шелеховского городского поселения 14 117 635,95 руб. по делу N А19-1442/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий: |
О.А. Куклин |
Судьи |
Л.В.Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1442/2008
Должник: МУП "Жилищно-эксплуатационный трест", МУП "Жилищно-Эксплутационный Трест" (МУП "ЖЭТ")
Кредитор: ЗАО "Оперативная диспетчерская", Межрайонная ИФНС N1 по Иркутской области, МУП "Водоканал" г. Шелехов, МУП "Шелеховские тепловые сети", ООО "Альпари", ООО "Морок", ООО охранно-правовое предприятие "СОТЕР", Филиал N 2 ГУ ИРО ФСС РФ
Третье лицо: "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Байкальская лига", Администрация Шелеховского муниципального района, Администрация Шелеховского муниципального р-на, Байкалинвестбанк, Ведеров Виктор Александрович, Востсибкомбанк, ГУ ИРО ФСС РФ, ГУ ФРС по ИО, ГУФССП, ЗАО "Оперативная диспетчерская", МУП "Водоканал" г. Шелехов, НП "МСОАУ"Байкальская лига", ОАО "Братскстройкомплект-1", ООО "Альпаир", ООО "Сибирская юридическая компания", ОПФ ПО ИО, ПСП по Шелеховскому району и г. Шелехов, ТФО медицинского страхования граждан по Иркутской области, УФНС по Ируктской области, УФНС России по Иркутской области, Шелеховский городской суд, Шелеховское ОСБ N 7990
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4118/10
01.06.2011 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1442/08
15.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-751/11
24.12.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4118/10