г. Чита |
Дело N А19-29511/2009 |
"26" июля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Л.В. Капустиной, С.И. Юдина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2010 года по делу N А19-29511/2009 по иску Открытого акционерного общества "Лесогорсклес" к Территориальному управлению Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области о признании недействительным пункта 5 раздела 2 договора аренды участка лесного фонда N 12/08 от 28 ноября 2009 года в части и понуждении принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы (суд первой инстанции: И.П.Дягилева);
при участии в судебном заседании:
от истца ОАО "Лесогорсклес": не явился, извещен;
от ответчика Теруправления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству: не явился, извещен;
от ответчика Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области: не явился, извещен;
от третьего лица: Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области: не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество "Лесогорсклес" (далее - ОАО "Лесогорсклес", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству о признании недействительным пункт 5 раздела 2 договора аренды участка лесного фонда N 12/08 от 28 ноября 2009 года в части излишне начисленной арендной платы за 2008 год в размере 1906516 руб. 50 коп., за 2009 год в размере 1571290 руб., обязав Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы в 2008-2009 г.г. в сумме 3477806 руб. 50 коп.
Определением от 20 января 2010 года суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Иркутскую область в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области.
Определением от 14 апреля 2010 года суд привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области.
06 мая 2010 года истец отказался от требований к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, суд отказ истца от иска принял и при принятии решения прекратил производство по делу в части исковых требований, заявленных к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2010 года пункт 5 раздела 2 договора аренды участка лесного фонда N 12/08 от 28 ноября 2009 года, заключенного между Территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и ОАО "Лесогорсклес", в части излишне начисленной арендной платы за 2008 год в размере 1906516 руб. 50 коп., за 2009 год в размере 1571290 руб. признан недействительным. Возложена обязанность на Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате излишне уплаченной ОАО "Лесогорсклес" арендной платы в 2008-2009 годах в сумме 3477806 руб. 50 коп. Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности исковых требований ввиду несоответствия установленной пунктом 5 договора от 28 ноября 2008 года арендной платы в размере 5 580 048 руб. в год в 2008 году и 6 285 160 руб. в год в 2009 году статье 73 Лесного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 г., Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Фежеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Истец, не согласившись с решением суда, подал на него апелляционную жалобу, ставит вопрос об отмене решения суда, считает, что суд не применил при разрешении спора положения статьей 4, 422, 614 ГК РФ, статью 2 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", и в результате пришел неправильному выводу, что коэффициент 2.0 согласно приказу Рослесхоза N 255 от 14.09.2005 г.. не подлежал применению при расчете арендной платы по договору аренды лесного участка заключенного с истцом. Считает, что нормы статьи 73 Лесного кодекса РФ (в редакции 2006 года) и постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г.. N310 не подлежат применению к отношениям из договору аренды участка лесного фонда N1 от 29.12.2004 г.. до 28 ноября 2008 года - до момента приведения договора в соответствие с Лесным кодексом РФ (в редакции 2006 года), и до 28 ноября 2008 года арендная плата подлежала уплате в соответствии условиями ранее действовавшего законодательства, а с момента приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, истец в силу статей 8, 309, 310 ГК РФ должен вносить плату в размере, установленном договором. Доводы относительно несогласия с решением суда в части прекращения производства по делу, заявитель в апелляционной жалобе не приводит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Истец и ответчик Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей. В отзыве истец указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Губернатора Иркутской области от 20.12.2004 г.. N 769-рз Баерский лесхоз Агентства лесного хозяйства Иркутской области Федерального Агентства лесного хозяйства (арендодатель) и истец ОАО "Лесогорсклес" (арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда N 1 от 29 декабря 2004 года, по условиям которого Лесхоз предоставил истцу в возмездное пользование сроком на 5 лет с момента государственной регистрации договора участок лесного фонда, указанный в пункте 1.2 договора, для осуществления заготовки древесины, общей площадью 42338 га., расположенный в лесах III группы, в границах в составе кварталов: 32-34,36,44,57-59,61-66, 68-72,74,78,82,93,95,96,100,101 Приудинского лесничества; 6,7,28,39-41,57-61,63,64,76-79,86,87,90,95,96,98,108,109,117 Баяндаевского лесничества Баерского лесхоза на территории Чунского района, с общим запасом насаждений, возможных к эксплуатации 4999,0 тыс. куб.м., в том числе спелых и перестойных эксплуатационных насаждений 3196,7 тыс. куб.м., из них хвойных насаждений 3039,7 тыс. куб.м. (пункты 1.1 - 1.3). Договор зарегистрирован 20 января 2005 года Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области (запись регистрации N 38-38-20/001/2005-026).
Во исполнение требований статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" по заявлению ОАО "Лесогорсклес" с целью приведения договора N 1 от 29 декабря 2004 года в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации ответчик Территориальное управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (арендодатель) и истец ОАО "Лесогорсклес" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 12/08 от 28 ноября 2008 года (зарегистрирован 22.12.2008 г.. запись регистрации N 38-38-10/014/2008-250) и соглашение от 06 апреля 2009 года (зарегистрировано 30.04.2009 г.. запись регистрации N 38-38-10/005/2009-424).
По условиям договора Теруправление обязалось предоставить, а истец обязался принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 432-2008-09, площадью 41779 га., местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, эксплуатационные леса; Баяндаевское участковое лесничество "Баянлаевская дача", кварталы N 6,7,28,39 41,57-61,63,64,76-
79,86,87,90,95,96,98,108,109,117, "Приудинская дача", кварталы N N 32-34,36,44,57-59,61-66, 68-72,74,78,82,93,95,96,100,101. (пункты 1, 2, 3, Приложения NN 1-4 к договору).
Договором N 12/08 от 28 ноября 2008 года установлена арендная плата в размере 5580048 руб. в год (пункт 5), которую истец обязался вносить ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях. Расчет в данном случае производится без акцепта арендатора, заключения дополнительного соглашения не требуется (пункты 6, 7, 11б).
Уведомлением от 11.02.2009 г.. N 221 истец был извещен, что арендная плата за 2009 год составляет 6 285 160 руб. в год. Полагая, что при расчете арендной платы в 2008 году и в 2009 году арендодатель неправомерно применив коэффициент 2, установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", ОАО "Лесогорсклес" обратилось в суд с настоящим иском.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы, считает их основанными на ошибочном толковании норм материального права, в силу следующего.
Согласно статье 73 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ), статье 614 ГК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды лесного участка.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть 1). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ и положений статьи 73 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесных участков, арендная плата устанавливается уполномоченным органом, является регулируемой и, следовательно, определяется в соответствии с нормами, действующими на момент возникновения обязательства по её оплате.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признана утратившей силу статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, и установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Лесной кодекс РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ), вступивший в силу с 01 января 2007 года, предусматривает оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", признано утратившим силу. Повышающий коэффициент - 2 к минимальной ставке платы за древесину, отпускаемой на корню, для Иркутской области, был установлен Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 г.. N 255. На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2007 года приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 г.. N255 действовал, но был отменен приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60 (вступившим в законную силу 24.04.2008 г..). Следовательно, коэффициент - 2 при расчете арендной платы подлежал применению до 24.04.2008 года.
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы были отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Нормами Лесного кодекса Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 г.. N255.
В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент, наделил полномочиями по установлению ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, иной федеральный государственный орган, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005.г.
Расчет арендной платы, представленный истцом, судом первой инстанции проверен, признан соответствующим статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", возражений относительно представленного истцом расчета ответчик не представил.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, исковые требования удовлетворены правомерно, и оснований для отмены или изменения решение суда не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 мая 2010 года по делу N А19-29511/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-29511/2009
Истец: ОАО "Лесогорсклес", ООО "Лесогорсклес"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству
Третье лицо: Агентство лесного хозяйства Иркутской области, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области "
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2598/10