Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 августа 2007 г. N КА-А40/8139-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2007 г.
Постановлением Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве от 24 апреля 2007 года ООО "Автоматизированные услуги" привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за нарушение ст.ст. 2, 5 Закона РФ от 22 мая 2003 года "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Правонарушение, как указано в постановлении налогового органа, выразилось в продаже Обществом через автомат кофе, без пробития чека.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке, ссылаясь на незаконность привлечения его к административной ответственности. Просило также взыскать судебные расходы в сумме 6 тысяч рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 июня 2007 года по делу N А40-21881/07-130-145 заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что продажа кофе через автомат относится к мелкорозничной торговле, где ККТ, согласно вышеназванного Закона, не применяется.
Не согласившись с выводом суда, ИФНС РФ N 17 по г. Москве обжаловала судебный акт в кассационном порядке, где ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции.
В заседании кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Автоматизированные услуги" возражал против доводов жалобы, полагая, что спор судом разрешен правильного.
Законность состоявшегося по данному делу решения уда проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа.
Оснований для их отмены не найдено.
18.04.2007 сотрудниками ИФНС РФ N 17 по г. Москве проведена проверка выполнения требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ при продаже через торговый автомат, принадлежащий ООО "Автоматизированные услуги", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Космонавтов, д. 11.
В ходе проверки было выявлено правонарушение, выразившееся в осуществлении наличных денежных расчетов при отсутствии выдачи автоматом отпечатанного кассового чека о продаже кофе. Продажа товара производилась без применения контрольно-кассовой машины (ККМ), ККМ в автомате отсутствует, что является нарушением Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
По результатам проверки ИФНС РФ N 17 по г. Москве 23.04.2007 в присутствии законного представителя ООО "Автоматизированные услуги" Р. состава протокол об административном правонарушении N 0027682/2 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, а 24.04.07 было вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО "Автоматизированные услуги" к административной ответственности на основании ст. 14.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в размере 30.000 рублей.
Между тем, статья 14.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце, либо без применения в установленных законом случаев контрольно-кассовых машин.
Административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 14.5 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
В целях соблюдения этого порядка в данном случае организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании п. 1 ст. 41 этого закона.
Пункт 3 ст. 2 указанного закона устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей возможность производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, если в силу специфики такие организации и индивидуальные предприниматели осуществляют указанные в законе определенные виды деятельности, в частности разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом).
Пункт 24 раздела 2 ГОСТ 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, вводит определение мелкорозничной (торговой) сети как торговой сети, осуществляющей розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разностной торговли. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы.
Торговый автомат, через который ООО "Автоматизированные услуги" осуществляется продажа безалкогольных напитков, согласно технической документации, снабжен режимом программирования, позволяющим фиксировать данные о продажах по нескольким основным параметрам работы в виде различных счетчиков, позволяющих выполнять объем функций по осуществлению контроля всех параметров, связанных с платежными системами и ценами продажи. Данное устройство, контролирующее оборот наличных денежных средств в торговом автомате, не является контрольно-кассовой машиной, но может быть отнесено к иным видам контрольно-кассовой техники, например к программно-техническим комплексам.
При указанных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу, что состав административного правонарушения в действиях ООО "Автоматизированные услуги" отсутствует, что в силу п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Все доводы налогового органа проверены, по ним высказано суждение и дана оценка, сомневаться в правильности выводов суда - оснований нет.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 4 июня 2007 года по делу N А40-21881/07-130-145 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 17 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2007 г. N КА-А40/8139-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании