г. Пермь
10 сентября 2009 г. |
Дело N А50-10314/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2009 года
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спиридоновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Диденко А.Н. (паспорт 5702 881766, доверенность от 11.06.09)
от ответчика - Чернышева М.И. (удостоверение N 1624 от 25.09.08, доверенность от 11.01.09)
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика - Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 июля 2009 года,
по делу N А50-10314/2009,
принятое судьей Трубиным Р.В.
по заявлению ЗАО "Пермтурист"
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
ЗАО "Пермтурист" (заявитель) обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 11581,6 кв.м. с кадастровым номером 59:01:44 1 0090:0022, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 58.
Решением арбитражного суда Пермского края от 13.07.09 (резолютивная часть от 13.07.09) заявленные требования удовлетворены, отказ ответчика от 17.02.09 в предоставлении заявителю земельного участка площадью 11581,6 кв.м, с кадастровым номером 59:01:44 1 0090:0022, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 58, признан незаконным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Ответчик с решением суда от 13.07.09 не согласен, в апелляционной жалобе ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку заявления о предоставлении в аренду земельных участков рассматриваются комиссией, созданной с участием представителей администрацией города и депутатов Пермской городской Думы. Решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду принято в связи с наличием задолженности заявителя по арендной плате по ранее заключенным договорам. Кроме того, ответчик считает, что обязанности по предоставлению земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ действующим законодательством не установлено.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в письменном отзыве указывает на то, что комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, не обладает соответствующей правоспособностью и не может выступать ответчиком по делу, ответчик является органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, обеспечивающим правовую защиту земельно-имущественных прав администрации города, оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка не имелось, задолженность по арендной плате отсутствует.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует:
По договору аренды земельного участка N 091-04Л от 19.10.04 администрация города Перми (арендодатель) передала ОАО "Пермтурист" (арендатор) во временное пользование на условиях аренды земельный участок, площадью 12556,4 кв.м, с кадастровым номером 90:16, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Ленина,58, под строительство подземной автостоянки и благоустройства территории, прилегающей к гостинице "Урал".
Дополнительными соглашениями от 10.07.05, от 17.11.06 сторонами изменены площадь арендованного земельного участка - 11581,6 кв.м, указан его кадастровый номер - 59:01:44 1 0090:0022, изменено целевое назначение предоставленного земельного участка - для использования под строительство подземной автостоянки, а также размещения сооружения временного типа общественного назначения с условием сноса данного сооружения по окончании срока договора аренды земельного участка без возмещения затрат, благоустройства территории, прилегающей к гостинице "Урал"; срок действия договора - до 31.12.08.
Соглашением сторон от 20.10.08 договор аренды N 092-04Л от 19.10.04 расторгнут с 01.12.08.
26.12.08 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 11581,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 58, для целей, не связанных со строительством, на срок 15 лет.
Письмом от 17.02.09 ответчик отказал заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка на том основании, что комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, принято решение о невозможности предоставления земельного участка в связи с наличием у ЗАО "Пермтурист" задолженности по арендной плате за землю.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно установил несоответствие оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в аренду требованиям закона.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы N 260 от 23.10.07 (далее - Порядок) критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.6.1. Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, если: испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц, на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости, в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка, испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают границы земельного участка, в отношении которого принято решение о развитии застроенной территории, испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают границы земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги, испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают границ смежного земельного участка, в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленных целей, размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям технических регламентов, испрашиваемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах, испрашиваемый земельный участок отсутствует в дислокациях (схемах), утвержденных нормативно-правовыми актами города Перми (в случае если земельный участок испрашивается под цели размещения объектов, включаемых в дислокации (схемы), заявителем не соблюден порядок размещения объектов мелкой розницы, автостоянок и иных объектов, установленный нормативно-правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок, в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории.
Из представленных в дело доказательств следует, что с заявлением о предоставлении земельного участка заявителем была приложена вся необходимая документация. Испрашиваемый земельный участок являлся сформированным и поставленным на кадастровый учет.
Наличие обстоятельств, предусмотренных п. 1.6.1 Порядка, и свидетельствующих о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду, ответчиком не подтверждено.
Следовательно, оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, у ответчика не имелось.
Довод Департамента земельных отношений администрации города Перми о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, подлежит отклонению исходя из заявленных требований.
В силу п. 2.1.1 Положения о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.06 N 210, ответчик осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена.
Ссылка ответчика на отсутствие обязанности по предоставлению земельного участка на основании ст. 34 ЗК РФ противоречит положениям указанной статьи, Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы N 260 от 23.10.07.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда от 13.07.09 не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 13 июля 2009 года по делу N А50-10314/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10314/2009
Истец: ЗАО "Пермтурист"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7734/09