г. Пермь
19 апреля 2010 г. |
Дело N А50-38256/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Паньковой Г.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Русановой Ю.С.,
при участии:
от истца СПК "Мотовилихинский": Кириллов А.В. - доверенность N 39/10-0
от 13 ноября 2009 года, удостоверение;
от ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Департамента земельных отношений администрации г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 февраля 2010 года
по делу N А50-38256/2009,
принятое судьей Кощеевой М.Н.
по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Мотовилихинский"
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
об урегулировании разногласий по договорам аренды земельных участков,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Мотовилихинский" (далее СПК "Мотовилихинский", истец) обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (ответчик) о возложении обязанности внести в договор аренды N 179-09М от 30 октября 2009 года на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4219264:23 площадью 1 410 кв. м., находящийся по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Сакко и Ванцетти, 141, и в договор аренды N 180-09М от 30 октября 2009 года на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4219264:22 площадью 1 445 кв. м., находящийся по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Рабочего Иванченко, 100, следующие изменения: наименование договора: вариант арендодателя - "договор аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта (ов), не являющегося (ихся) недвижимым имуществом", вариант арендатора - "договор аренды земельного участка"; дополнить договор пунктом 1.3 - "Земельный участок предоставляется под виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3"; исключить пункт 3.2.9; пункт 4.4: вариант арендодателя - "арендная плата исчисляется помесячно с 01 октября 2009 года и вносится в сроки, указанные в пункте 4.3 договора", вариант арендатора - "арендная плата исчисляется помесячно, с даты подписания сторонами акта приема-передачи земельного участка и вносится в сроки, указанные в пункте 4.3 договора", на основании статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (л. д. 3-4).
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования. Просит возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность заключить договоры аренды земельных участков под N 179-09М и N 180-09М с определением наименования договоров и пунктов 1.3, 3.2.9, 4.4 в редакции, предложенной истцом (л. д. 45, 54).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 февраля 2010 года, принятым судьей Кощеевой М.Н. по делу N А50-38256/2009, исковые требования удовлетворены. На Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность заключить с СПК "Мотовилихинский" договор аренды N 179-09М от 30 октября 2009 года земельного участка с кадастровым номером 59:01:4219264:23 площадью 1 410 кв. м., находящегося по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Сакко и Ванцетти, 141, с изложением наименования договора и пункта 4.4 в следующей редакции:
наименование: "договор N 179-09М аренды земельного участка",
пункт 4.4 "Арендная плата исчисляется помесячно, с даты подписания сторонами акта приема-передачи земельного участка и вносится в сроки, указанные в пункте 4.3 договора",
дополнить пунктом 1.3 следующего содержания: "Земельный участок предоставлен под виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3",
пункт 3.2.9 исключить.
Договор аренды N 180-09М от 30 октября 2009 года суд обязал Департамент земельных отношений администрации г. Перми заключить с СПК "Мотовилихинский" с аналогичными условиями (л. д. 57-65).
Ответчик, Департамент земельных отношений администрации г. Перми, не согласившись с названным решением, обжаловал его в апелляционном порядке. Согласно кадастровым паспортам данных земельных участков категория данных участков - земли населенных пунктов, разрешенное использование которых - для пашни, сенокоса, пастбищ. Градостроительный регламент для данной зоны и соответствующего вида разрешенного использования не допускает строительства на земельных участках. Изменение вида разрешенного использования земельных участков, по мнению ответчика, невозможно в силу статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит отменить решение от 09 февраля 2010 года как принятое в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не применением закона, подлежащего применению, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований СПК "Мотовилихинский".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца СПК "Мотовилихинский" пояснил, что считает решение суда законным и обоснованным. Просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (протокол судебного заседания от 12 апреля 2010 года).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СПК "Мотовилихинский" на основании постановления Администрации г. Перми от 04 декабря 1992 года N 1088 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок для пашни, сенокоса, пастбищ площадью 2 658 га, из которых 1 857 га - пашни, 90 га - сенокосы, 65 га - пастбища, 60 га - иные земли (Свидетельство N 794 от 15 января 1993 года, л. д. 39).
25 августа 2009 года СПК "Мотовилихинский" обратился к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении ему в долгосрочное арендное пользование земельный участок с кадастровым номером 59:01:4219264:23 площадью 1 410 кв. м., находящийся по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Сакко и Ванцетти, 141, и земельный участок с кадастровым номером 59:01:4219264:22 площадью 1 445 кв. м., находящийся по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Рабочего Иванченко, 100, и заключении соответствующих договоров аренды (л. д. 50).
08 сентября 2009 года распоряжением Департамента земельных отношений администрации г. Перми на основании статей 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписано переоформить право сельскохозяйственного производственного кооператива по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и племенных животных "Мотовилихинский" постоянного (бессрочного) пользования на право аренды сроком на 4 года 11 месяцев на земельные участки с кадастровым номером 59:01:4219264:22 площадью 1 445 кв. м. по ул. Рабочего Иванченко, 100, и кадастровым номером 59:01:4219264:23 площадью 1 410 кв. м. по ул. Сакко и Ванцетти, 141, в Мотовилихинском районе под земли сельскохозяйственного использования за счет земель населенных пунктов. Земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3. Договоры аренды земельных участков предписано заключить в течение месяца со дня издания распоряжения (л. д. 8).
02 ноября 2009 года Департамент земельных отношений администрации г. Перми направил СПК "Мотовилихинский" проекты договоров аренды земельных участков от 30 октября 2009 года N 179-09М и N 180-09М (л. д. 17).
Данные проекты содержат наименование "договор аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта (ов), не являющегося (ихся) недвижимым имуществом".
Согласно пунктам 1.1 проектов на основании распоряжения от 08 сентября 2009 года N 1703-а Департамент земельных отношений администрации г. Перми (арендодатель) передает, а СПК "Мотовилихинский" (арендатор) принимает во временное пользование на условиях аренды вышеназванные земельные участки под земли сельскохозяйственного использования, ранее предоставленные в постоянное бессрочное пользование на основании постановления Администрации г. Перми от 04 декабря 1992 года N 1088, в границах, указанных на прилагаемых к договорам планах земельных участков и в качественном состоянии как он есть (л. д. 9-11, 13-15).
Земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 (пункты 1.2 проектов договоров).
Пунктами 3.2.9 договоров предусматривалось, что арендатор обязан не допускать строительства на предоставленных земельных участках.
В силу пункта 4.4 направленных Департаментом земельных отношений администрации г. Перми договоров арендная плата исчисляется помесячно с 01 октября 2009 и вносится в сроки, указанные в пункте 4.3 договора (л. д. 9-11, 13-15).
05 ноября 2009 года СПК "Мотовилихинский", не согласившись с редакцией договоров аренды земельных участков, предложенной Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, направил последнему предложение внести изменения в договоры: изложить наименование договоров - "договоры аренды земельных участков", дополнить договоры пунктом 1.3 следующего содержания: "Земельный участок предоставляется под виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми Ж-3", изложить пункт 4.4 в следующей редакции: "арендная плата исчисляется помесячно с даты подписания сторонами акта приема-передачи земельного участка и вносится в сроки, указанные в пункте 4.3 договора", исключить пункт 3.2.9 договора (л. д. 24-25).
11 ноября 2009 года Департамент земельных отношений администрации г. Перми, отклоняя данное предложение СПК "Мотовилихинский", сообщил, что применение формы договоров, отличной от типовой, не представляется возможным, поскольку ранее возникшие правоотношения предусматривали предоставление земельных участков СПК "Мотовилихинский" под земли сельскохозяйственного использования (письмо N И-21-01-09-24656 от 11 ноября 2009 года, л. д. 26).
Полагая, что Департаментом земельных отношений администрации г. Перми необоснованно отклонены его предложения по изложению условий договора в его редакции, СПК "Мотовилихинский" обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности заключить договоры аренды земельных участков под N 179-09М и N 180-09М с определением наименования договоров и пунктов 1.3, 3.2.9, 4.4 в редакции, предложенной истцом, на основании статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (л. д. 3-4, 45, 54).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
СПК "Мотовилихинский", владеющий земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, реализуя данное полномочие, обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду (л. д. 50).
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
02 ноября 2009 г. года Департамент земельных отношений администрации г. Перми направил СПК "Мотовилихинский" проекты договоров аренды испрашиваемых земельных участков (л. д. 9-17).
05 ноября 2009 года СПК "Мотовилихинский" предложил заключить договоры аренды на иных условиях, направив протокол разногласий (л. д. 24-25).
В силу статьи 443 Гражданского кодекса Российской Федерации ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.
Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
С предложенными условиями Департамент земельных отношений администрации г. Перми не согласился (л. д. 26).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Поскольку СПК "Мотовилихинский" направил протокол разногласий, который отклонен Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, СПК "Мотовилихинский" вправе передать возникшие разногласия на рассмотрение суда.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суд Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Таким образом, положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае регулируют процедуру и порядок переоформления прав на земельный участок.
С учетом изложенного основания для заключения договоров аренды земельных участков в связи с переоформлением прав в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, у Департамента земельных отношений администрации г. Перми не имелись.
Довод ответчика о том, что земельные участки предоставлялись СПК "Мотовилихинский" в постоянное (бессрочное) пользование для сельскохозяйственного использования, в связи с чем не могут быть предоставлены в аренду с изменением вида разрешенного использования, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно подпунктам 6 - 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Подпунктом 9 названной статьи установлено, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что земельные участки относятся к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для пашни, сенокоса, пастбищ (л. д. 18-23).
Вместе с тем, из письма Департамента планирования и развития территории города Перми администрации г. Перми N И-22-07-03-6488 от 1 ноября 2009 года следует, что согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки города Перми решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143, спорные земельные участки по ул. Сакко и Ванцетти, 141, и ул. Рабочего Иванченко, 100, находятся в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 и в охранной зоне магистральных инженерных коммуникаций (л. д. 27).
Согласно статье 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми зона Ж-3 - зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей.
Зона Ж-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования районов с жилыми домами разных типов этажностью не выше 4 этажей с ограниченно разрешенным набором услуг.
Данная норма права не содержит такого вида разрешенного использования земельного участка как сельскохозяйственная деятельность.
В целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки используются лишь земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Спорные земельные участки к землям сельскохозяйственного назначения и зонам сельскохозяйственного использования в населенных пунктах не относятся (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку спорные участки расположены в территориальной зоне Ж-3, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в части изложения в его редакции наименования договоров, дополнения их пунктом 1.3 и исключении пункта 3.2.9 договора.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 4.4 договоров следует изложить в редакции СПК "Мотовилихинский".
Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора (пункт 2 названной статьи).
Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224) (пункт 2 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 названной статьи).
В силу вышеизложенного условие о применении условий заключенного договора к отношениям, возникшим до его заключения, возможно лишь по соглашению сторон.
Однако такое соглашение сторонами не достигнуто.
Таким образом, решение Арбитражного суда Пермского края от 09 февраля 2010 года об удовлетворении исковых требований СПК "Мотовилихинский" является законным и обоснованным. Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что разрешенное использование спорных земельных участков - для пашни, сенокоса, пастбищ, а градостроительный регламент данной зоны не допускает строительство на них, несостоятелен в силу вышеизложенного.
Ссылка Департамента земельных отношений администрации г. Перми на то, что изменение вида разрешенного использования земельных участков невозможно в силу статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению на основании пункта 2 статьи 3 ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суд Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11.
Таким образом, апелляционная жалоба ответчика, Департамента земельных отношений администрации г. Перми, удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, Департамент земельных отношений администрации города Перми.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09.02.2010 по делу N А50-38256/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с момента его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-38256/2009
Истец: СПК "Мотовилихинский"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2865/10