г. Чита |
Дело N А78-5785/2009 |
"13" мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 января 2010 года по делу N 78-5785/2009 по исковому заявлению Управления Пенсионного Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите и Читинском районе Забайкальского края к Администрации городского поселения "Атамановское" о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 82 747 руб. 04 коп., с привлечением в качестве третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Сектор",
(суд первой инстанции: Ломако Н.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились,
от ответчика - не явились,
от третьего лица - не явились,
установил:
Управление Пенсионного Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите и Читинском районе Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением о взыскании с Администрации городского поселения "Атамановское" в порядке субсидиарной ответственности 82 747 руб. 04 коп. по обязательствам Муниципального унитарного предприятия "ЖКХ сервис" (далее - МУП "ЖКХ сервис") по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 января 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о невозможности применения норм гражданского законодательства при установлении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней и возложения обязанности по уплате в порядке субсидиарной ответственности на Администрацию городского поселения "Атамановское", поскольку организационно-правовая форма - муниципальное унитарное предприятие- не предполагает применение к данному юридическому лицу норм Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ, относящихся к учреждению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что МУП "ЖКХ сервис" является учреждением, финансируемым из местного бюджета. Поскольку МУП "ЖКХ сервис" находится в стадии ликвидации согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.03.2009 и денежными средствами для погашения задолженности в бюджет пенсионного фонда не располагает, то правовой статус учреждения и неспособность отвечать по своим обязательствам выступает условием для субсидиарной ответственности собственника учреждения - Администрации городского поселения "Атамановское" в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец, ответчик и третье лицо представителей для участия в судебном заседании не направили. От пенсионного фонда и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв с 05.05.2010 до 13.05.2010.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите и Читинском районе Забайкальского края на его правопреемника - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Арбитражного суда Читинской области от 26.12.2008 по делу N А78-6444/2008 С2-28/349 с МУП "ЖКХ сервис" в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите и Читинском районе Забайкальского края взысканы страховые взносы и пени в сумме 51 153,75 руб.
Постановлением о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя N 118 от 17.03.2009 г.. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чите и Читинском районе Забайкальского с МУП "ЖКХ сервис" взыскало страховые взносы в сумме 31 593,29 руб.
Постановлением о возвращении исполнительного документа от 30.06.2009 судебным приставом-исполнителем Читинского районного отдела г.Читы УФССП по Забайкальскому краю возвращен взыскателю исполнительный лист, выданный на основании решения Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-6444/2008 С2-28/349 от 17.03.2009 и Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя N 118 от 17.03.2009 в связи с невозможностью взыскания, поскольку у должника отсутствуют имущество и доходы, на которые можно обратить взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию имущества и доходов оказались безрезультатными.
Постановлением Администрации городского поселения N 121 от 05.05.2008, создана ликвидационная комиссия МУП "ЖКХ сервис". На основании двустороннего соглашения "О передаче кредиторской задолженности" от 04.05.2008 вся кредиторская задолженность МУП "ЖКХ сервис" была передана Обществу с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Сектор". На основании договора "Аренды имущественного комплекса предприятия" от 01.05.2008 имущество от МУП "ЖКХ сервис" передано во временное пользование Обществу с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Сектор".
Постановлением Администрации городского поселения "Атамановское" от 26.05.2008 N 138 постановление N 121 от 05.05.2008 о ликвидации МУП "ЖКХ сервис" отменено, производство по ликвидации прекращено. Постановлением N 305 от 25.12.2008 "О ликвидации МУП "ЖКХ сервис" создана ликвидационная комиссия с возложением на нее обязанностей по осуществлению мероприятий, направленных на выявление кредиторов.
В связи с невозможностью взыскания страховых взносов с МУП "ЖКХ сервис" Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) г.Чите и Читинском районе Забайкальского края обратилось с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с Администрации муниципального района "Атамановское".
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В качестве оснований возникновения заявленных требований пенсионный фонд указал на имеющиеся решение Арбитражного суда Читинской области от 26.12.2008 и постановление Управления N 118 от 17.03.2009, пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в дальнейшем - Закон о страховании), страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. МУП "ЖКХ Сервис" учреждено Администрацией городского поселения "Атамановское", создано в форме муниципального унитарного предприятия, зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1077524002819, состоит на учете в Пенсионном фонде в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 14 Закона о страховании, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Правоотношения в области субсидиарной ответственности регулируются статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о страховании контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым законодательством предусмотрен только один случай, когда применяется субсидиарная ответственность учредителя - это статья 49 Налогового кодекса Российской Федерации - при ликвидации предприятия.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 15 постановления N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ" разъяснили, что при применении пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать, что поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Согласно пункту 1.3 Устава предприятия МУП "ЖКХ Сервис" является муниципальным унитарным предприятием, созданным на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 7 статьи 114 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса РФ, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.
Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Поскольку организационно-правовой формой МУП "ЖКХ сервис" является муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, которое находится в стадии ликвидации, то в отношении его учредителя - Администрации городского поселения "Атамановское" не могут быть применены нормы о субсидиарной ответственности.
Поскольку в материалы дела не представлены соответствующие доказательства наличия предусмотренных законом оснований для возложения субсидиарной ответственности на Администрацию городского поселения "Атамановское" как на учредителя предприятия, в том числе, нахождения предприятия в состоянии банкротства (несостоятельности), судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии у МУП "ЖКХ сервис" правового статуса учреждения не соответствуют материала дела, в связи с чем ссылка заявителя на статью 120 Гражданского кодекса РФ в обоснование требований обоснованно отклонена судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 января 2010 года по делу N А78-5785/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 января 2010 года по делу N А78-5785/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э. В. Ткаченко |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5785/2009
Истец: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю, Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите и Читинском районе Забайкальского края, УПФ РФ (ГУ) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)
Ответчик: Администрация городского поселения "Атамановское", Администрация ГП "Атамановское"
Третье лицо: ООО "Холдинговая компания "Сектор", ООО ХК "Сектор"