г. Челябинск |
|
12 сентября 2011 г. |
Дело N А76-43244/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Дмитриевой Н.Н.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Пироговой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Карбон - Трейд" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2011 по делу N А76-43244/2009 (судья Каюров С.Б.).
В заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Карбон - Трейд"- Екимова Е.В (доверенность от 11.01.2011),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска- Коломиец Ю.Г. (доверенность N 04-20/008688 от 26.05.2011)
01.12.2010 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось закрытое акционерное общество "Карбон-Трейд" (далее - плательщик, общество, ЗАО "Карбон-Трейд") с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) N 5456, 5458, 5459, 5457, 5460, 5461, 1945 от 11.09.2009 в части доначисления земельного налога за 2007-2008 годы, принятых по результатам камеральных проверок (т.1, л.д. 2-6).
Общество имеет в собственности земельный участок площадью 37 729 кв. м. в районе улиц Героев Танкограда и Марченко г. Челябинска (кадастровый номер 74:36:02 13007:0024), налоговой базой согласно п.1 ст. 390, п.1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является кадастровая стоимость, которая, по мнению плательщика, в установленном порядке не определена:
-по действующему законодательству результаты оценки государственного кадастра земельных участков утверждаются исполнительным органом государственной области субъекта федерации, которым является Правительство Челябинской области (п.1 ст. 70-1 Устава Челябинской области). Инспекция руководствовалась расчетом, утвержденным постановлением неправомочного лица - губернатора Челябинской области N 309 от 14.07.2003, что не соответствует действующему законодательству, кадастровая стоимость участка при такой ситуации не может считаться определенной,
- в постановлении губернатора определены показатели по определению кадастровой стоимости по видам использования земель по кадастровым кварталам, которые являются усредненными показателями и не имеют отношения к конкретному участку. Данный документ не может быть источником для определения кадастровой стоимости, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу N А76-4798/2008, изменения в постановление с тех пор не вносились,
- результаты кадастровой оценки земель официально не опубликованы.
При не установлении показателей кадастровой стоимости плательщик вправе представить декларацию с нулевыми показателями.
Налоговый орган заявленные требования не признал, указал, что начисление налога произведено на основании данных о кадастровой стоимости, полученных в установленном порядке (т. 2, л.д. 93-96).
Третье лицо закрытое акционерное общество "Уралхимсбыт" поддержало позицию заявителя (т. 3, л.д. 88-89).
Решением суда первой инстанции от 22.06.2010 в удовлетворении требований отказано. Суд установил, что результаты кадастровой оценки земель были утверждены постановлением губернатора Челябинской области N 309 от 14.07.2003, которое принято в установленном порядке и является нормативным правовым актом.
Имеется акт определения кадастровой стоимости данного участка от 23.03.2007, его стоимость составляет 251 554 711,89 руб., эти сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. О стоимости известно плательщику, она указана им в расчете за 1 кв. 2007 г., начисление налога произведено законно. Полная информация размещена на сайте Федерального агентства государственного кадастра, откуда могли быть получены сведения.
Решение суда вступило в законную силу и подтверждено постановлениями суда апелляционной инстанции от 24.10.2010 (т.4 л.д.47-49), Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2010 (т.4 л.д.69-73).
04.02.2011 от плательщика поступило заявление о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку, 13.12.2010 Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" принято решение N Ф36.21/10-414, где устранена ранее допущенная ошибка о кадастровой стоимости земельного участка N 74:36:021 3007:24, которая составляет 217 151 523,24 руб. и следует применять удельный показатель кадастровой стоимости 5 755,56 руб.
Это решение появилось после вынесения судебного решения и влияет на его законность, подтверждает, что ранее используемая в расчетах кадастровая стоимость надлежащим образом не определена и не утверждена, обязанности уплачивать авансовые платежи не было, что исключает ответственность плательщика (т.4 л.д.80-81).
Налоговый орган возражает против заявления - внесение изменений в кадастровые сведения не устраняют обязанность уплачивать земельный налог, они могут влиять на размер налоговой обязанности, в этом случае общество вправе представить уточненную налоговую декларацию (т.4 л.д.105).
24.03.2011 суд первой инстанции отменил ранее принятое решение и перешел к рассмотрению дела, изменение кадастровой стоимости признано существенным обстоятельством (т.5 л.д.54-56).
Решением от 08.06.2011 суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований плательщика, пришел к выводу о том, что факт обнаружения допущенной ошибки в размере кадастровой стоимости и ее исправления не означает, что данная кадастровая стоимость не была определена. При изменении физического показателя плательщик имеет право представить уточненную декларацию. На дату вынесения оспариваемых решений они были законны, данные о кадастровой стоимости были доведены до плательщика, а ошибка органа кадастра не может рассматриваться как нарушение закона налоговым органом (т.5 л.д.94-106).
13.07.2011 от плательщика поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения. Принимая решение о начислении налога, инспекция обязана руководствоваться достоверными сведениями, а уплате подлежат только законно установленные налоги. Суд не принял во внимание довод о том, что утверждение кадастровой оценки земель должно производиться не Губернатором, а Правительством Челябинской области, а результаты оценки в полном объеме официально публиковаться. В связи с допущенными нарушениями в утверждении кадастровой стоимости и публикации обязанность уплачивать налог отсутствует (т.5 л.д.115-119).
Инспекция возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ - в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующее.
ЗАО "Карбон-Трейд" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 02.03.2006, состоит на налоговом учете, является плательщиком земельного налога (т.1, л.д. 90-91).
Актом приема-передачи от 27.03.2006 обществом приобретен в собственность земельный участок площадью 37 729 кв. м. в районе улиц Героев Танкограда и Марченко г. Челябинска (кадастровый номер 74:36:02 13007:0024) (т. 3, л.д. 90-94), 05.05.2006 произведена государственная регистрация права собственности (т. 2, л.д. 74).
23.03.2007 определена кадастровая стоимость участка - 251 554 711,89 руб. (т.2, л.д. 63-66), она указывалась в расчетах плательщика, начиная с первого квартала 2007 года (л.д.115 т.1).
По уточненному расчету авансовых платежей по земельному налогу за 2007-2008 гг. налог к оплате отсутствует (т.1, л.д. 114-150).
Инспекцией проведена камеральная проверка достоверности представленных авансовых расчетов, составлены акты N 10682, 10717, 10716, 10715, 10714, 10713, 10712 от 11.08.2009, где установлено занижение налога (т.1, л.д. 12-29).
11.09.2009 налоговым органом вынесены решения N 5456, 5458, 5459, 5457, 5460, 5461 и 1945 от 11.09.2009 о привлечении к налоговой ответственности, начислены земельный налог в сумме 377 332 руб., пени, штрафы (т.1, л.д. 30-32, 39-41, 45-47, 51-53, 57-59, 63-65, 70-73).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области оспариваемые решения утверждены (т.1, л.д.33-38, 42-44, 48-50, 54-56, 60-62, 67-69, 75-77).
По запросу Управление федерального кадастра сообщило, что данные о стоимости внесены в оценочную опись 23.03.2007 (т.2, л.д. 80, 91), имеется акт определения кадастровой стоимости от 23.03.2007, по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка составляла 251 554 711,89 руб.
13.12.2010 органом кадастра принято решение N Ф36 21/10-414 об исправлении ошибки, где изменяется удельный показатель кадастровой стоимости, и стоимость земельного участка составляет 217 151 523,25 руб. (ранее было 251 554 711,89 руб.) (т.4 л.д.83-84). В письме этого органа от 17.03.2011 признано обнаружение технической ошибки в сведениях кадастра, составлен протокол о выявлении этой ошибки, составлена уточненная кадастровая выписка (т.5 л.д.1-2,5).
При правовой оценке материалов дела, доводов апелляционной жалобы и возражений инспекции суд пришел к следующим выводам.
По мнению заявителя жалобы - плательщика налог не подлежит начислению, поскольку, кадастровая стоимость земельного участка в установленном порядке не утверждена Правительством Челябинской области, ее утверждение губернатором не соответствует действующему законодательству, что подтверждено вступившим в законную силу судебным актом. Правовой акт не был опубликован в полном размере, использование участка земли не соответствуют виду землепользования, указанному в земельном кадастре. Обнаружение ошибки в кадастровой стоимости указывает на незаконность введенного налога.
Суд первой инстанции установил, что результаты кадастровой оценки земель были утверждены постановлением губернатора Челябинской области в установленном порядке, произведена оценка спорного участка, сведения о стоимости плательщик мог получить на сайте органа кадастрового учета, судебное решение относится к налоговому периоду, в котором оценка не была проведена. Изменение кадастровой стоимости не устраняет обязанность уплачивать налог, а дает право уточнить размер налоговой обязанности представлением уточненной налоговой декларации.
Выводы суда являются правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам налогового законодательства.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Законодатель в п. 1 ст. 388 НК РФ определил, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ под налоговой базой для исчисления земельного налога понимается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений п. 14 ст. 396 НК РФ установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, информация о кадастровой стоимости земельных участков доступна налогоплательщикам не только в информационных ресурсах муниципального образования, но и предоставляется территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, по письменному заявлению налогоплательщиков.
Поэтому довод заявителя о не доведении до него информации о кадастровой стоимости земельных участков, необоснован. До даты представления налоговых расчетов за спорный период плательщик реально мог получить сведения о кадастровой стоимости участка.
Оценка участка была проведена 23.03.2007, налоговый орган при исчислении налога использовал сведения, полученные от кадастрового органа. Таким образом, довод плательщика о том, что кадастровая стоимость земельного участка не установлена и не утверждена, не основан на представленных в материалы доказательствах. Действующее законодательство не обязывает орган исполнительной власти субъекта федерации утверждать кадастровую оценку по каждому конкретному участку.
По законодательству Челябинской области губернатор является высшим должностным лицом области, осуществляет в нем исполнительную власть, и принятие им постановления N 309 от 14.07.2003 не выходит за пределы полномочий. Нормативный акт недействительным не признан.
Судебное решение, на которое ссылается общество, относится к налоговым периодам до даты определения кадастровой стоимости, и не имеет преюдициального значения к спорному периоду.
Уменьшение кадастровой стоимости влечет изменение налоговой базы, поэтому, общество имеет право представить уточненную декларацию.
Ввиду изложенного, основания для переоценки выводов суда первой инстанции, отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2011 по делу N А76-43244/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Карбон - Трейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-43244/2009
Истец: ЗАО "Карбон-Трейд", ЗАО"Карбон - Трейд"
Ответчик: ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска
Третье лицо: ЗАО "Уралхимсбыт"
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7481/11