Экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС:
попытка новой правовой терминологии
Десятилетие со дня утверждения совместного приказа Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 24 октября 1996 N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации", положившего начало официальному нормированию важнейшего инструмента реализации защиты прав застрахованных - экспертизе качества медицинской помощи, ознаменовалось признанием его несоответствующим требованиям, предъявляемым к нормативным актам в Российской Федерации и отменой в связи с отсутствием его регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Через десять лет после издания приказа Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 24 октября 1996 г. N 363/77 созданные им системы ведомственной и вневедомственной экспертизы качества поставлены вне нормативных рамок, еще один печальный итог отсутствия правовой культуры в нашем здравоохранении.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 N 900 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы.
Медицинская экспертиза, контроль за порядком производства которой относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, включает в себя:
1) экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортными лечением и в иных случаях;
2) медико-социальную экспертизу, проводимую в целях установления инвалидности и определения ее причин;
3) судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу, проводимую в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) независимую медицинскую экспертизу.
В целом, при осуществлении контроля за порядком производства медицинской экспертизы предъявляются следующие требования:
а) по ведению медицинской документации;
б) по проведению медицинского осмотра пациента;
в) по определению степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве;
г) по направлению на консультацию к специалистам, на госпитализацию, по определению необходимости и сроков временного или постоянного перевода по состоянию здоровья на другую работу, по направлению гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию;
д) по срокам лечения, выписке и продлению срока листка временной нетрудоспособности;
е) по соблюдению врачебной тайны;
ж) по правомочности производства экспертизы временной нетрудоспособности;
з) по соблюдению законных прав граждан при производстве экспертизы;
и) по обеспечению в ряде случаев независимости экспертизы;
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 N 905 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи. При этом особо подчеркивается следующее. Стандарты медицинской помощи устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи на конкретной территории также участвуют соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях контроля за соблюдением организациями здравоохранения стандартов медицинской помощи при осуществлении своей деятельности Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в ходе сбора и анализа сведений использует единую методологию оценки соответствия оказываемой медицинской помощи вышеуказанным стандартам и единые системные контрольные показатели (показатели качества медицинской помощи). Показатели качества медицинской помощи представляют собой количественные показатели, отражающие структуру, процесс или результат оказания медицинской помощи, сводный анализ жалоб на несоблюдение стандартов медицинской помощи.
Предлагаем читателю рассмотреть и возможно обсудить нижеприведенные дефиниции, которые смогут существенным образом дополнить указанные документы. Понятий аппарат разработан в соответствии с законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и нормативными актами Федерального фонда обязательного медицинского страхования (приказ ФФОМС от 06.09.2000 N 73; приказ ФФОМС от 11.10.2002 N 48), которые в последние пять лет позволили сделать шаг вперед общественно полезной практике под названием "экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования".
Важнейшим аспектом работы в этом направлении, по нашему мнению, является создание единого экспертного пространства на территории России, и главная роль в этом должна принадлежать утверждению Федерального перечня дефектов, предъявляемых страховой медицинской организацией за нарушение договорных обязательств в системе ОМС к учреждениям здравоохранения, реализующим территориальную программу ОМС.
Медицинская помощь (медицинская услуга) - любое медицинское вмешательство с целью диагностики, лечения или иной целью, имеющей профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником.
Недостаток медицинской услуги - несоответствие услуги обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых услуга такого рода обычно оказывается, или целям, о которых исполнитель (медицинский работник) был поставлен в известность застрахованным (пациентом) при заключении договора, или описанию медицинской технологии оказания медицинской услуги, стандарту оказания медицинской услуги.
Безопасность медицинской услуги - безопасность услуги для жизни, здоровья, имущества застрахованного (пациента) при обычных условиях ее оказания с учетом обоснованного риска, а также безопасность процесса оказания услуги.
Страховой случай - обращение застрахованного гражданина в учреждение здравоохранения, работающее в системе ОМС, за получением медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой ОМС.
Медицинская помощь надлежащего качества (качественная медицинская помощь) - медицинская помощь, оказываемая медицинским работником, исключающая негативные последствия:
- затрудняющие стабилизацию или увеличивающие риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, повышающие риск возникновения нового патологического процесса,
- приводящие к неоптимальному использованию ресурсов медицинского учреждения,
- вызывающие неудовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинским учреждением.
Дефект оказания медицинской помощи - действие (бездействие) медицинского персонала, являющееся:
- несоответствием помощи (услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом или условиям договора; нарушением требований нормативных актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти (приказов, стандартов, правил, действующих инструкций, руководств, положений, наставлений и директив, утвержденных приказами);
- нарушением обычаев делового оборота и обычно предъявляемых требований в сфере здравоохранения;
- нарушением требований безопасности медицинской услуги;
- несоответствие помощи (услуги) целям, для которых данная медицинская помощь (услуга) обычно оказывается, выразившееся в причинении вреда жизни и здоровью застрахованных (пациентов), а также в нарушении:
- прав застрахованных;
- технологии оказания медицинских услуг (неправильная диагностика, неправильное оказание (неоказание) медицинской помощи; затруднение стабилизации имеющегося у пациента заболевания; создание условий и повышение риска для возникновения нового патологического процесса; неоптимальное использование ресурсов медицинского учреждения);
- правил оформления медицинской документации.
Медицинская экспертиза в системе ОМС - оценка объема и (или) качества оказанной медицинской помощи (медицинской услуги) на любых этапах ее оказания и оформления документации о ее оказании. Экспертиза качества оказанной медицинской помощи (ЭКМП) методологически выполняется в виде целевой экспертизы качества медицинской помощи и плановой экспертизы качества медицинской помощи.
Целевая ЭКМП является вариантом медицинской экспертизы в системе ОМС с целью оценки оказания качества и объемов медицинской помощи застрахованному гражданину индивидуально.
Предметом целевой ЭКМП является медицинская и иная документация, в которой отражены факты оказания застрахованному медицинской помощи.
Целевая ЭКМП в обязательном порядке должна назначаться:
- по жалобе застрахованного (пациента), его родственников, адвоката или представителя;
- по постановлению суда, прокуратуры, органов дознания;
- по факту летального исхода;
- по факту первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- по факту повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение месяца;
- по факту повторного обращения по поводу одного и того же заболевания в течение 7 дней со дня завершения амбулаторно-поликлинического лечения (кроме хронических, рецидивирующих заболеваний);
- по факту внутрибольничного инфицирования и осложнений;
- по факту наличия в диагнозе признаков причинения вреда здоровью застрахованного при оказании ему медицинской помощи;
- по факту взаимного несоответствия различных данных реестра застрахованных.
Плановая ЭКМП является вариантом медицинской экспертизы в системе ОМС с целью общей системной оценки оказания качества и объемов медицинской помощи отдельным группам застрахованных граждан по виду оказанной медицинской помощи, нозологической форме, возрасту, социальному положению, уровню учреждению здравоохранения и т.д.
Предметом плановой ЭКМП является медицинская и иная документация, в которой отражены факты оказания застрахованному медицинской помощи.
Плановая ЭКМП должна назначаться:
- по запросам и жалобам страхователя, связанным с оказанием медицинской помощи его работникам;
- по фактам отклонения в ту или иную сторону от сложившихся средних статистических показателей объемов оказания медицинской помощи;
- по фактам превышения контрольных сроков госпитализации по сравнению со сложившимися средними статистическими показателями (превышение срока госпитализации в 1,5 раза по сравнению с контрольным, установленным стандартом или средне сложившимся, для всех застрахованных в отчетном периоде);
- с целью изучения и экспертной оценки оказания медицинской помощи по отдельному подразделению, виду медицинской деятельности, отдельной нозологической форме, методу диагностики или технологии оказания медицинской помощи при отдельной нозологии;
- при наличии ранее выявленных дефектов оказания медицинской помощи.
Ненадлежащее качество оказанной медицинской помощи определяется наличием недостатка медицинской услуги, нарушением безопасности медицинской услуги, наличием конкретного дефекта оказания медицинской помощи.
Федеральный перечень дефектов, предъявляемых СМО за нарушение договорных обязательств в системе ОМС к учреждениям здравоохранения, реализующим территориальную программу ОМС, представлен в табл. 1.
Таблица 1
Федеральный перечень дефектов, предъявляемых СМО за нарушение договорных обязательств в системе ОМС к учреждениям здравоохранения, реализующим территориальную программу ОМС
Код дефекта |
Формулировка дефекта | Штрафные санкции |
1.1. | Необоснованный отказ пациенту в оказании медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой ОМС, не повлекший за собой причинение вреда здоровью, не создавший риска прогрессирования имеющегося заболевания, не создавший риска возникновения нового заболевания |
3-кратный размер базовой суммы (БС) |
1.2. | Необоснованный отказ пациенту в оказании медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой ОМС, повлекший за собой причинение вреда здоровью, либо создавший риск прогрессирования имеющегося заболевания, либо создавший риск возникновения нового заболевания |
20-кратный размер базовой суммы (БС) |
1.3. | Необоснованный отказ пациенту в замене лечащего врача (в т.ч. выбор ЛПУ) по заявлению застрахованного. |
2-кратный размер базовой суммы (БС) |
1.4. | Взимание платы с застрахованного (в рамках ДМС или в виде оказания платных услуг) за предоставленную медицинскую помощь, предусмотренную Программой ОМС, как представленную, так и не представленную к оплате страховщику по "Счету-фактуре" |
100% стоимости медицинской помощи |
1.5. | Приобретение пациентом лекарственных препаратов и ИМН, необходимых для лечения в период пребывания в стационаре по назначению врача, включенных в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", или в "Формуляр лечения стационарного больного", согласованного и утвержденного в установленном порядке. |
100% суммы, затраченной пациентом на приобретение лекарственных препаратов и/или ИМН, лечение, обсле- дование |
1.6. | Нарушение этики и деонтологии медицинскими работниками. | 10-кратный размер базовой суммы (БС) |
1.7. | Недостатки в организации предоставления медицинской помощи застрахованным пациентам. |
10-кратный размер базовой суммы (БС) |
1.8. | Нарушение права застрахованного в медицинском учреждении на: - добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство (в том числе информирование о диагнозе, возможном риске, последствиях и результатах лечения); - отказ от вмешательства; - получение копий медицинской документации; - допуск адвоката и священнослужителя; - организацию по просьбе пациента консультации и консилиума специалистов в рамках страхового случая. |
15-кратный размер базовой суммы (БС) |
2.1. | Ненадлежащее и несвоевременное выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств, повлекшее ухудшение состояния здоровья пациента, инвалидизацию, летальный исход, либо создавшее риск прогресси- рования имеющегося заболевания, либо создавшее риск возникнове- ния нового заболевания. |
200% стоимости медицинской помощи |
2.2. | Невыполнение необходимых пациенту диагностических и (или) ле- чебных мероприятий, оперативных вмешательств, приведшее к ухуд- шению состояния здоровья пациента, инвалидизации, летальному исходу, либо создавшее риск прогрессирования имеющегося заболе- вания, либо создавшее риск возникновения нового заболевания. |
200% стоимости медицинской помощи |
2.3. | Ненадлежащее, несвоевременное выполнение или невыполнение необ- ходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств, приведшее к удлинению сроков лечения в амбулаторно-поликлинических условиях или в стационаре. |
50% медицинской помощи, превышающей сроки лечения |
2.4. | Ненадлежащее, несвоевременное выполнение или невыполнение необ- ходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств, в стационаре, амбулаторно-поликлини- ческих условиях (в том числе в условиях дневного стационара). |
25% стоимости медицинской помощи |
2.5. | Выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения исследований и вмешательств, приведшее к удлинению сроков лечения, удорожанию стоимости лечения. |
100% стоимости медицинской помощи превышающей сроки лечения |
2.6. | Выполнение неоправданных с клинической точки зрения исследова- ний и вмешательств, приведшее к ухудшению состояния пациента, осложнениям течения заболевания, удорожанию стоимости лечения, либо создавшее риск прогрессирования имеющегося заболевания, либо создавшее риск возникновения нового заболевания. |
120% стоимости медицинской помощи |
2.7. | Преждевременное с клинической точки зрения прекращение лечения при не достижении клинического эффекта и/или утяжелении течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекраще- ния лечения по инициативе пациента). |
100% стоимости медицинской помощи |
2.8. | Возникшие в период лечения больного в медицинском учреждении травмы, ожоги, внутрибольничная инфекция и другие состояния, расцениваемые как ятрогения. |
200% стоимости медицинской помощи |
2.9. | Повторное обоснованное обращение пациента за медицинской помощью по поводу того же заболевания в течение 10 дней со дня завершения амбулаторного лечения и 30 дней со дня завершения лечения в стационаре, вследствие не достижения результата предыдущего лечения, подтвержденное проведенной целевой или плановой экспертизой. |
100% стоимости медицинской помощи предыдущего лечения |
2.10. | Нарушение преемственности в лечении, приведшее к удлинению сроков лечения и (или) ухудшению состояния здоровья пациента. |
100% стоимости предшеству- ющего этапа оказания меди- цинской помощи |
2.11. | Госпитализация пациента без медицинских показаний; необоснован- ная госпитализация пациента, медицинская помощь которому могла быть оказана в полном объеме в амбулаторно-поликлинических ус- ловиях. |
50% стоимости медицинской помощи |
3.1. | Отсутствие первичной медицинской документации без уважительных причин. |
100% стоимости медицинской помощи |
3.2. | Дефекты оформления первичной медицинской документации, приведшие к невозможности оценить динамику состояния больного, объем и характер медицинской помощи. |
100% стоимости медицинской помощи |
3.3. | Несоответствие данных реестра застрахованных и данных первичной медицинской документации, выявленные при проведении целевой (плановой) экспертизы. |
25% стоимости медицинской помощи |
4.1. | Включение в счет-фактуру и реестр застрахованных фактически невыполненных: посещений, койко-дней (не подтвержденных первичной медицинской документацией). |
200% стоимости превышения оплаты |
4.2. | Включение в счет-фактуру и реестр застрахованных одного страхо- вого случая, услуги два и более раз (дублирование), а так же включение медицинской помощи, оказанной пациенту: - в поликлинике, в период его пребывания в круглосуточном стационаре (или в дневном стационаре); - в дневном стационаре, в период его пребывания в круглосуточном стационаре. |
200% стоимости медицинской помощи необоснованно вклю- ченной в счет для оплаты |
4.3. | Включение в счет-фактуру и реестр застрахованных видов медицинской помощи, не входящих в территориальную Программу ОМС. |
100% стоимости медицинской помощи |
4.4. | Включение в счет-фактуру и реестр застрахованных медицинской помощи при отсутствии или окончании срока действия лицензии на данный(ые) вид(ы). |
100% стоимости медицинской помощи |
4.5. | Включение в счет-фактуру и реестр застрахованных видов медицинской деятельности, не согласованных в установленном порядке |
100% стоимости медицинской помощи |
4.6. | Включение в счет-фактуру и реестр застрахованных категорий граждан, не подлежащих страхованию по ОМС на территории РФ. |
100% стоимости медицинской помощи |
4.7. | Необоснованное удлинение сроков лечения (увеличение количества услуг, посещений, койко-дней), не связанное с проведением диаг- ностических, лечебных мероприятий, оперативных вмешательств, в том числе и по организационным причинам. |
100% стоимости медицинской помощи в период необосно- ванного удлинения срока лечения |
4.8. | Включение в счет-фактуру и реестр застрахованных оказанной медицинской помощи по тарифам, не соответствующим утвержденным. |
100% суммы превышения та- рифа |
5.1. | Неполное или неверное заполнение полей идентификации пациента | 100% стоимости медицинской помощи |
5.2. | Неправильно указана СМО | 100% стоимости медицинской помощи |
5.3. | Страховой случай подлежит оплате другим Страховщиком. | 100% стоимости медицинской помощи |
5.4. | Диагноз не соответствует полу, возрасту пациента. Возраст пациента не соответствует профилю оказанной медицинской помощи. |
100% стоимости медицинской помощи |
5.5. | Диагноз не соответствует профилю оказанной медицинской помощи. | 100% стоимости медицинской помощи |
К дефектам оформления первичной медицинской документации, приведшим к невозможности оценить динамику состояния больного, объем и характер медицинской помощи (п. 3.2), относят нарушения требований нормативных документов, устанавливающих формы медицинской документации и правила ее оформления, в том числе:
1. Отсутствие обоснования предварительного диагноза (диагнозов), тактики ведения (наблюдения) больного.
2. Отсутствие обоснования клинического диагноза (по результатам дополнительного обследования), формулировка диагноза должна соответствовать МКБ - Х пересмотра;
3. Отсутствие рубрификации заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов на три рубрики:
- основное заболевание (в патологоанатомическом диагнозе - первоначальная причина смерти);
- осложнения основного заболевания (включая смертельное осложнение - непосредственную причину смерти);
- сопутствующие заболевания.
Отдельной подрубрикой, с красной строки после перечисления всех осложнений в рубрике "осложнений основного заболевания", указываются интенсивная терапия и реанимационные мероприятия (и их осложнения).
Нерубрифицированный заключительный клинический диагноз, так же как и патологоанатомический, непригоден для кодирования и статистического анализа и независимо от своего содержания не подлежит сличению (сопоставлению), в связи, с чем расценивается как неверно оформленный диагноз.
При отсутствии рубрификации заключительного клинического диагноза при его сличении с патологоанатомическим, независимо от результатов аутопсии, регистрируется расхождение диагнозов, которое относят ко II категории по субъективной причине - неверной формулировке (оформление) клинического диагноза.
4. Отсутствие в заключительном клиническом и (или) патологоанатомическом диагнозе формулировки о нанесении вреда здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи. Для кодирования случаев смерти в результате вмешательств, упущений, неправильного лечения или цепи событий, возникших от любой из перечисленных причин, используются соответствующие коды, входящие в блоки рубрик 19-го и 20-го классов: Т36-Т50, Т80-Т88, Х40-Х49, Y40-Y84.
При летальных исходах, связанных с терапевтическими, хирургическими и диагностическими вмешательствами, важно получить информацию об их отрицательных эффектах. Поэтому в качестве истинных ятрогенных болезней, приведших к смерти больного (ятрогенных осложнений, возведенных в понятие основных заболеваний), указываются и кодируются:
- передозировка правильно назначенного лечебного средства;
- прием ошибочно назначенного лекарственного вещества;
- все непрофессионально выполненные диагностические, терапевтические и хирургические вмешательства и лечебные манипуляции;
- смертельные осложнения профилактических мероприятий, вакцинации;
- смертельные осложнения косметологических медицинских мероприятий;
- анафилактический шок;
- смертельные осложнения наркоза, других мероприятий, связанных с обезболиванием.
5. Отсутствие в развернутом клинико-патологоанатомическом эпикризе:
- обоснования патологоанатомического диагноза;
- описания и обоснования характера осложнений и танатогенеза;
- анализа проявлений патоморфоза в связи с проводившимся лечением;
- указания на совпадение или расхождение его с клиническим диагнозом, в последнем случае с указанием причины расхождения; для перинатальных вскрытий - с обоснованием связи болезни плода (новорожденного) с патологией родов и течением беременности матери;
- указания на выявленные недостатки в диагностике, лечении, обследовании умершего больного и в ведении медицинской карты стационарного больного или другой медицинской документации.
6. Отсутствие заключения клинико-патологоанатомической конференции учреждения здравоохранения о категории расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов, т.е. несовпадении любой нозологической единицы из рубрики основного заболевания по:
- ее сущности и наличию (наличие в клиническом диагнозе иной нозологической формы (гипердиагностика), или отсутствие данной нозологической формы (гиподиагностика),
- локализации (в том числе в пределах одного органа, такого как желудок, кишечник, легкие, головной мозг, матка с ее шейкой, почки, поджелудочная железа, сердце и др.),
- этиологии, характеру патологического процесса (например, по характеру инсульта ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние).
I категория расхождения - заболевание не было распознано на предыдущих этапах, а в данном лечебно-профилактическом установление правильного диагноза было невозможно из-за тяжести состояния больного, распространенности патологического процесса, кратковременности пребывания больного в данном учреждении.
II категория расхождения - заболевание не было распознано в данном лечебном учреждении в связи с недостатками в обследовании больного, отсутствием необходимых и доступных исследований; при этом следует учитывать, что правильная диагностика не обязательно оказала бы решающее влияние на исход заболевания, но правильный диагноз мог и должен был быть поставлен.
III категория расхождения - неправильная диагностика повлекла за собой ошибочную врачебную тактику, что сыграло решающую роль в смертельном исходе.
7. Отсутствие обоснования лечебно-диагностического плана ведения пациента.
8. Нарушения в протоколировании ведения больного (заполнении дневниковых записей): отсутствие необходимых результатов врачебного осмотра пациента, анализа результатов проведенных диагностических исследований, нарушения регулярности ведения дневниковых записей при плановом ведении больного не реже 1 раза в 2 дня, при динамическом наблюдении - не реже 3-4 раз в сутки, при интенсивном наблюдении - каждые 2-4 часа.
9. Отсутствие или небрежное заполнение листа врачебных назначений с отметками о выполнении.
10. Отсутствие или небрежное заполнение температурного листа.
11. Отсутствие результатов назначенного дополнительного обследования (лабораторного, рентгенологического, функциональн -диагностического, инструментального и т.д.) в соответствии с листом назначений.
12. Отсутствие или небрежное заполнение этапных эпикризов - реже 1 раза в 10 дней, а также при превышении контрольных сроков госпитализации (без обоснования необходимости задержки пациента), отсутствие результатов обходов и осмотров должностных лиц (заведующего отделением 1 раз в неделю), отсутствие анализа реализации лечебно-диагностического плана ведения пациента, отсутствие оценки эффективности предпринятых методов лечения и обоснования продолжения лечения или изменения его тактики.
13. Отсутствие или небрежное заполнение выписного эпикриза без правильной рубрифицированной формулировки заключительного клинического диагноза, без описания результатов диагностического исследования, без перечисления применяемых методов лечения с указанием наименований и дозировок фармакологических препаратов, без описания динамики и итогового состояния больного, без оценки результата (исхода) лечения, без рекомендаций пациенту после выписки их учреждения здравоохранения.
14. Отсутствие или небрежное заполнение в соответствующих случаях:
1) предоперационного эпикриза без обоснования показаний и предполагаемого объема оперативного вмешательства; без обоснования необходимости планового и экстренного оперативного вмешательства, без отражения диагноза по основному и сопутствующим заболеваниям, степени выраженности функциональных нарушений, абсолютных или относительных противопоказаний к операции, адекватности предоперационной подготовки, плана операции, степени риска оперативного вмешательства;
2) протокола операции, не содержащего:
- сведений о дате и продолжительности операции, фамилии членов операционной бригады;
- сведений о виде операции (наименование), виде обезболивания,
- описание операции (доступ, топогорафия, размер, направление разреза, слои рассекаемых тканей);
- описание патологических изменений, обнаруженных при операции, операционный диагноз, подробное описание хода выполнения операции с описанием проведения гемостаза в ране, числа тампонов и дренажей, оставленных в ране, контрольного счета марли и инструментов, описание завершения операции (вид швов, повязка);
- описание удаленного макропрепарата;
- подпись членов бригады.
3) протокола предоперационного осмотра анестезиологом, протокола течения анестезии, реанимационной карты;
4) протоколов переливания компонентов крови и кровезаменителей;
5) протокола патологоанатомического исследования.
А.А. Старченко,
С.А. Комарец,
Г.А. Кочергина,
И.Н. Курило,
М.Ю. Фуркалюк,
МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, ООО "Страховая медицинская компания
"РЕСО-Мед", Московский областной фонд обязательного медицинского
страхования, Общественный совет по защите прав пациентов при
Росздравнадзоре, Адвокатский кабинет М.Ю. Фуркалюка
"Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2008 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: специализированное издание для главных врачей, их заместителей по лечебной части и клинико-экспертной работе, заведующих отделениями. На его страницах рассматриваются научно-практические вопросы экспертизы и управления качеством медицинской помощи. Представлены оригинальные статьи, методические материалы, действующие нормативно-правовые документы и комментарии к ним. Освещается современный зарубежный опыт в области качества медицинской помощи.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://interdocnet.ru.
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (индекс 20401), "Пресса России" (индекс 10694), "Каталог Российской прессы" (индекс 60597), "Почта России" (индекс П1656), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".