г. Челябинск
12 сентября 2011 г. |
Дело N А76-6807/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2011.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,
судей Матвеевой С.В., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А.,
рассмотрел апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2011 по делу N А76-6807/2011 (судья Тиунова Т.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства финансов Российской Федерации: Бутузова А.А. (удостоверение, доверенность от 04.02.2011);
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремжилзаказчик": Ревина Екатерина Семеновна (паспорт, доверенность от 11.01.2011).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремжилзаказчик" (далее - общество УК "Ремжилзаказчик", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о возмещении убытков в размере 4 280 956,73 руб., Министерству финансов Челябинской области (далее - Минфин области) (далее также - ответчики), о взыскании убытков в размере 4 097 977,30 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины (т. 1, л.д. 4-6).
В ходе судебного разбирательства, истец уменьшил сумму исковых требований в части взыскания убытков с Минфина РФ до 3 197 972, 26 руб., с Минфина области, до 3 047 979,67 руб. (т.1, л.д. 127).
Указанное уточнение принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 16.06.2011 (т. 4, л.д. 80-83) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление социальной защиты населения администрации Центрального района г. Челябинска, Управление социальной защиты населения администрации Советского района г. Челябинска, Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Челябинска, Министерство социальных отношений Челябинской области.
Решением суда от 13.07.2011 (т. 4, л.д. 107-125) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Минфин РФ и области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы Минфин РФ (т. 5, л.д. 2-4) сослался на то, что у Челябинской области имелись в достаточном объеме денежные средства в виде субвенций, за счет которых должны были быть возмещены расходы истца.
Также, по мнению подателя жалобы, неполученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из соответствующего бюджета без включения в них налога на добавленную стоимость (далее - НДС). При рассмотрении данного спора должны быть применены положения пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС независимо от выбора налогоплательщиком применения какой-либо системы налогообложения.
В обоснование доводов своей жалобы Минфин области (т. 5, л.д. 35-37) сослался на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права. По мнению, подателя жалобы вина Минфина Челябинской области в порядке статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлена. Недоказанность данного элемента правонарушения исключает возможность привлечения лица к деликтной ответственности.
Также, Минфин области указал на то, что неполученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из соответствующего бюджета без включения в низ НДС.
В судебном заседании представитель Минфина РФ доводы своей жалобы, а также жалобы Минфина области поддержал в полном объеме.
Представитель общества УК "Ремжилзаказчик" с доводами жалоб не согласился, просил обжалуемое решение оставить без изменения, представил письменные пояснения по жалобам.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, уставом общества УК "Ремжилзаказчик" предусмотрено осуществление истцом деятельности по управлению эксплуатацией жилого и нежилого фонда, предоставлению услуг, связанных с эксплуатационным обслуживанием систем зданий и сооружений, жилых домов, капитальным и текущим ремонтом зданий и сооружений (пункт 5.1 Устава).
В силу статей 154-156 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений (собственники помещений в многоквартирном доме) вносят плату за жилое помещение (плату за содержание и ремонт жилого помещения) управляющей организации.
Действующим законодательством отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате жилья. Расходы организаций, реализующих населению жилищно-коммунальные услуги, связанные с пятидесяти процентной скидкой по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются органами социальной защиты населения.
Между истцом (организация) и Управлениями социальной защиты населения Администрации Советского, Центрального, Ленинского районов г. Челябинска, заключены договоры:
- N 22 от 21.02.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, поживающим на территории Центрального района г. Челябинска и имеющих право на реализацию льгот, финансируемых из средств федерального бюджета в соответствии с
федеральным законодательством и Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан";
- N 242 от 18.03.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, поживающим на территории Ленинского района г.Челябинска и имеющих право на реализацию льгот, финансируемых из средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством; возмещение "Управлением" "Организации" расходов, связанных с осуществлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проживающим на территории Ленинского района г.Челябинска и имеющим право на реализацию соответствующих мер социальной поддержки за счет средств, выделяемых областному бюджету в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций;
- N 252 от 18.03.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда Челябинской области, проживающим на территории Ленинского района г.Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии со статьями 5,7 Закона Челябинской области от 14.02.2006 N16-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области";
- N 257 от 18.03.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, вязанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 29.11.2007 N220-ЗО " О звании "Ветеран труда Челябинской области";
- N 247 от 18.03.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Ленинского района г.Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 28.10.2004 N282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области";
- N 261 от 18.03.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 30.11.2004 N327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области";
- N 22 от 21.02.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, поживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющих право на реализацию льгот, финансируемых из средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством; возмещение "Управлением" "Организации" расходов, связанных с осуществлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проживающим на территории Центрального района г.Челябинска и имеющим право на реализацию соответствующих мер социальной поддержки за счет средств, выделяемых областному бюджету в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций;
- N 45 от 21.02.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Центрального района г.Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 28.10.2004 N 282-ЗО " О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области";
- N 47 от 21.02.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда Челябинской области, проживающим на территории Центрального района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии со статьями 5, 7 Закона Челябинской области от 14.02.2006 N16-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области";
- N 48 от 21.02.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, вязанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Центрального района г.Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 29.11.2007 N220-ЗО " О звании "Ветеран труда Челябинской области";
- N 252 от 18.03.2008 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда Челябинской области, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии со статьями 5,7 Закона Челябинской области от 14.02.2006 N16-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области".
В соответствии с пунктом 2.1 договоров истец обязался ежемесячно представлять в Управление отчетные документы: ведомости учета лиц, сводные ведомости учета категорий лиц, которым предоставлена скидка которым предоставлены меры социальной поддержки, акты сверки расчетов дополнительны соглашения, счета-фактуры.
В соответствии с пунктом 2.2 договоров управление обязалось ежемесячно возмещать истцу расходы, связанные с предоставлением льгот в соответствии с представленными отчетными документами и в пределах объемов финансирования текущих расходов по реализации законодательных актов Российской Федерации, правовых актов расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, согласно представленной "Организацией" отчетной документацией, в порядке и на условиях определенных договорами.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в 2008 году истцом были понесены расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки лицам, проживающим на территории Советского района г.Челябинска, Ленинского района г.Челябинска, Центрального района г.Челябинска и имеющим право на реализацию указанных мер социальной поддержки, в соответствии с законами Российской Федерации и Челябинской области.
Услуги оказывались истцом льготным категориям населения, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на реализацию мер социальной поддержки. Данные услуги предоставлялись гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги, и оказывались истцом на основании заключенных с ресурсоснабжающими организациями договоров, в соответствии с утвержденными тарифами.
Истец ежемесячно представлял в Управление документы на возмещение произведенных расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки, а также сводные ведомости учета, ведомости учета, счета-фактуры. Данный факт в судебном заседании не оспаривался.
Спора между сторонами по спискам лиц, пользующимися льготами не имеется.
В ходе рассмотрения дела между истцом и Управлениями социальной защиты населения администрации Советского, Центрального, Ленинского районов г.Челябинска была произведена сверка расчетов по договорам, по результатам которой составлены акты в соответствии с которым сумма не принятых Управлением к возмещению расходов составляет вышеуказанные спорные суммы. Данные акты сверки суду представлены. Спора по размеру убытков между сторонами не имеется.
Истец в 2008 году не являлся плательщиком НДС, ввиду применения упрощенной системы налогообложения, что подтверждается уведомлением Инспекции ФНС по Советскому району г. Челябинска N 1000 от 23.12.2005.
Полагая, что расходы, возникшие по реализации законно установленных льгот, не были возмещены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции основаны на представленных в материалы дела доказательствах, соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со статей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации). От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 16 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В соответствии с частями 1, 4 и 6 статьи 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных
кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме,
устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Порядок компенсации льгот предусмотрен также статьями 159-160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 42 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444, установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление) разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4 Положений о порядке и условиях возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлениями Губернатора Челябинской области от 25.01.2008 N 20, от 13.08.2007 N 251, от 29.03.2006 N 80, от 03.02.2005 N 29, расходы организаций, реализующих населению жилищно-коммунальные услуги, связанные с предоставлением пятидесяти процентной скидки
(дополнительных мер социальной поддержки) с оплаты жилья и
коммунальных услуг, возмещаются органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области.
Возмещение осуществляется в размере сумм, рассчитанных на основании пунктов 3 Приложений, в пределах объемов финансирования, предоставляемых местным бюджетам в виде субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке ветеранов. При этом, согласно пункту 3 вышеназванных приложений расчет сумм расходов, связанных с предоставлением пятидесяти процентной скидки с оплаты жилья и коммунальных услуг, производится исходя из утверждаемых в установленном порядке тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги.
Законом Челябинской области от 30.11.2004 N 327-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", Законом Челябинской области от 29.11.2007 N 220-30 "О звании "Ветеран труда Челябинской области", Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделения особого риска" предусмотрены льготы по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг соответствующим категориям граждан.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 30.11.2004 N 327-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" меры социальной поддержки ветеранов, установленные настоящим законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.
В силу пункта 2 статьи 4 указанного закона порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, указанных в настоящей статье, определяются Губернатором Челябинской области.
В соответствии со статьей 6 Закона Челябинской области от 29.11.2007 N 220-30 "О звании "Ветеран труда Челябинской области" меры социальной поддержки ветеранов труда Челябинской области, установленные настоящим законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки определяется Губернатором Челябинской области (пункт 2 статьи 4 указанного закона).
Меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из 4 подразделения особого риска" являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Финансирование расходных обязательств по возмещению предоставленных гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Расходы на компенсацию коммерческим организациям затрат, связанных с предоставлением предусмотренных нормативными правовыми актами льгот и компенсаций, является особой формой бюджетных расходов. Эта форма бюджетных расходов имеет характер компенсации коммерческим организациям затрат, возникающих в связи с включением этих организаций в механизм реализации прав и льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц за счет бюджетных средств. При этом отсутствие в бюджете денежных средств для предоставления указанной категории лиц отдельных прав и льгот, не может повлечь переложение соответствующих финансовых затрат на вовлекаемые в механизм реализации таких льгот коммерческие организации. Таким образом, в том случае, если неисполнение принятых государством обязательств ведет к нарушению имущественных прав организации, то эти права подлежат защите в гражданско-правовом порядке.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Действующее налоговое законодательство относительно
предпринимательской деятельности предусматривает два режима налогообложения: 1) общий, при котором юридические лица, уплачивают все установленные Налоговым кодексом Российской Федерации налоги, при наличии у них соответствующей налогооблагаемой базы; 2) специальный, в виде упрощенной системы налогообложения, который установлен главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий и единого социального налога. Вместо этих налогов организация уплачивает единый налог с доходов, уменьшенных на сумму расходов.
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения:
- обязана предъявить нанимателям и собственникам помещений утвержденный решением ОМС размер платы без выделения из соответствующей величины НДС, поскольку такая организация не является налогоплательщиком НДС;
- под признанную в соответствии с пунктом 3 ПБУ 9/99 величину дохода с общей суммы платежей собственников помещений, рассчитанной исходя из размера платы, утвержденного ОМС, сформировать расходы соответственно перечня и стоимости соответствующих работ, выполняемых по каждому многоквартирному дому.
В составе таких расходов, кроме непосредственно эксплуатационных расходов, формирующих себестоимость услуг, должен быть включен единый налог, который организация уплачивает вместо НДС, налога на прибыль, ЕСН и налога на имущество. При этом стоимость эксплуатационных расходов по приобретенным товарам, работам, услугам с учетом НДС увеличит себестоимость услуг по управлению многоквартирным домом такой организации на долю уплаченного НДС в соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Учитывая положения Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилых помещений. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами многоквартирного дома, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по теплоснабжению, управляющая компания оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников многоквартирного дома.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно посчитал, что истец не представляет соответствующих налоговых деклараций и не исчисляет сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Между обществом и каждым собственником помещений заключается договор управления на одинаковых для всех условиях, утвержденных решением общего собрания собственников (пункт 1 и пункт 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку органы власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Челябинской области, суд первой инстанции, правильно установив, что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, правомерно посчитал подлежащими удовлетворению исковые требования в части взыскания Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 3 197 972, 26 рублей, с Министерства Финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области убытков в размере 3 047 979,67 рублей.
Доводы жалоб о необходимости применения положений пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, данные положения к спорным правоотношениям не применимы.
Право требования возмещения понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (не включения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в бюджете на реализацию мер социальной поддержки, как и отсутствие доказательств обращения в соответствующие органы за выделением денежных средств на компенсацию расходов не влечет прекращения обязанности по возмещению истцу понесенных расходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, и, по мнению суда апелляционной инстанции, не может свидетельствовать о необоснованности обращения истца с настоящим иском, и являться препятствием для его удовлетворения, поскольку внутренние взаимоотношения между Российской Федерацией, ее субъектом, государственными и муниципальными органами не должны являться препятствием для возмещения истцу реально понесенных убытков.
Всем доводам лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и принятых доказательств, к которой сводятся доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Относительно доводов жалоб о распределении судебных расходов.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации, а также физические лица, в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
В указанной статье в качестве плательщика государственной пошлины действительно не названа Российская Федерация, следовательно, она не относится к плательщикам государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате государственной пошлины прекращается с ее уплатой плательщиком.
Таким образом, после уплаты истцом государственной пошлины в бюджет отношения, связанные с уплатой госпошлины, прекращаются.
Отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора.
Отношения, возникающие по поводу возмещения понесенных стороной по делу расходов в виде уплаты государственной пошлины, регулируются нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган, государство или муниципальное образование.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу, действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку из материалов дела следует, что судебные расходы по уплате государственной пошлины фактически понесены истцом в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации размере, а решение суда принято в его пользу, суд первой инстанции правомерно взыскал расходы по государственной пошлине с ответчиков в пользу истца.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не приведено.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2011 по делу N А76-6807/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Л.В Забутырина |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6807/2011
Истец: Мин. финансов РФ в лице УФК по Челябинской области, ООО УК "Ремжилзаказчик"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Министерство финансов Челябинской обл., Министерство финансов Челябинской области
Третье лицо: Министерство социальных отношений Челябинской области, Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района, Управление социальной защиты населения Администрации Ленинского р-на. г. Челябинска, Управление социальной защиты населения администрации Советского района г. Челябинска, Управление социальной защиты населения Администрации Советского р-на. г. Челябинска, Управление социальной защиты населения администрации Центрального района г. Челябинска, Управление социальной защиты населения Администрации Центрального р-на. г. Челябинска