г. Санкт-Петербург
12 сентября 2011 г. |
Дело N А56-20806/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12637/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 июня 2011 года по делу N А56-20806/2011 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Казанцевой Светланы Александровны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Галкина Е.А., доверенность N 17/03170 от 11.01.2011.
установил:
Индивидуальный предприниматель Казанцева Светлана Александровна: 195274, Санкт-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д. 1-1-116, ОГРНИП 304780429400170 (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу: Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 13 (далее - инспекция, налоговый орган) о назначении административного наказания N 9 от 26.01.2011.
Решением суда от 02.06.2011 заявленное требование удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение от 02.06.2011, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об осуществлении сотрудниками налогового органа проверочной закупки при приобретении товара - хрустики говяжьи для собак.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы, просил решение от 02.06.2011 отменить.
ИП Казанцева С.А. надлежащим образом уведомлена о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с ее отсутствием на территории РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, учитывая установленные законом сроки рассмотрения дел в апелляционном суде, отклонил заявленное ходатайство.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения N 04-17/1664 от 22.11.2010 сотрудниками инспекции проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ), в ходе которой установлено, что в принадлежащем предпринимателю магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Есенина, д. 32, к.1, при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты товара - хрустики говяжьи для собак по цене 65 руб. выданный покупателю чек не соответствовал установленным требованиям (отсутствует фамилия лица, выдавшего документ).
По данному факту составлены акт от 22.11.2010 N 035440 и протокол об административном правонарушении от 21.01.2011 N 9.
26.01.2011 вынесено постановление N 9, которым ИП Казанцева С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, на предпринимателя наложено взыскание в виде предупреждения.
Полагая постановление инспекции незаконным, предприниматель оспорила его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 3 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)), - влечет наложение административного штрафа.
В силу пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Привлекая ИП Казанцеву С.А. к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, Инспекция исходила из того, что выданный продавцом чек не соответствует установленным Законом требованиям: в товарном чеке не указаны фамилия, имя, отчество лица, выдавшего документ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона о ККТ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Судом по материалам дела установлено, что при осуществлении проверочных мероприятий Инспекцией была произведена контрольная закупка, с чем согласен суд апелляционной инстанции. Доказательств, опровергающих данный вывод, в материалы дела не представлено, сведений о том, что расчет производился не сотрудниками Инспекции, а одним из посетителей магазина, материалы проверки не содержат, равно как и сведений о лице, с которым производился расчет, и его объяснений.
В силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" контрольная закупка допускается только в качестве оперативно-розыскного мероприятия, проводимого полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Сведения, полученные Инспекцией в ходе проведения проверочной закупки при осуществлении контроля за исполнением предпринимателем Закона о ККТ, не могут расцениваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения.
Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание на следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае для установления в действиях индивидуального предпринимателя вины требуется установить, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение предпринимателем своих организационно-распорядительных или административных функций.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган не доказал наличия вины предпринимателя Казанцевой С.А. в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
Продавец Торопова Н.В. была обеспечена товарными чеками, вина Казанцевой С.А. в том, что при заполнении товарного чека продавец не указала свою фамилию, имя и отчество, налоговым органом не установлена. В оспариваемом постановлении Инспекции не отражено, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение предпринимателем организационно-распорядительных или административных функций.
При таких обстоятельствах постановление налогового органа является незаконным и вследствие недоказанности вины предпринимателя в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
При таком положении, с учетом недоказанности события административного правонарушения и вины ИП Казанцевой С.А. в его совершении, апелляционная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных предпринимателем требований и признании незаконным и отмене постановления инспекции от 26.01.2011 N 9 и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 июня 2011 года по делу N А56-20806/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20806/2011
Истец: ИП Казанцева Светлана Александровна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Санкт-Петербургу, Межрайонная ИФНС России N17по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12637/11