г. Москва
12 сентября 2011 г. |
Дело N А41-13643/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН:7735045032, ОГРН:1037700051069): Лустберг М.Ю., по доверенности от 10.12.2010 N б/н, Кравцов А.А., по доверенности от 02.09.2011 N б/н, Ангелова Е.А., по доверенности от 25.03.2011 N б/н,
от заинтересованного лица: Фролова А.А., по доверенности от 04.04.2011 N 97/10-6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства N Московской области и г. Москве на решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2011 по делу N А41-13643/111, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Отдых" (ИНН:7735045032, ОГРН:1037700051069) к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве о признании незаконным решения от 18.03.2011 N 01/1136,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Отдых"" (далее - ООО "Отдых", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (далее - Управление, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
1. Признать незаконным решение Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве N 01/1136 от 18.03.2011 об отказе в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда N 37а от 20.04.1998 г.. и N 37а от 17.05.1999;
2. Обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в десятидневный срок вынести решение о переоформлении договоров аренды участков лесного фонда N 37а от 20.04.1998 и N 37а от 17.05.1999 на договор аренды лесного участка на срок 49 лет;
3. Обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в десятидневный срок со дня вынесения решения о переоформлении договоров аренды участков лесного фонда N 37а от 20.04.1998 и N 37а от 17.05.1999 на договор аренды лесного участка на срок 49 лет, заключить с ООО "Отдых" договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка", на срок 49 лет.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 24.06.2011, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества против доводов апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, подготовленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица.
Как следует из материалов дела, между администрацией Солнечногорского района (арендодателем) и ООО "Отдых" (арендатором) заключен договор от 20.04.1998 N 37а, по условиям которого арендодатель обязуется в соответствии с решением Собрания представителей Солнечногорского района от 26.01.1996 N 41/15 передать в аренду арендатору, в соответствии с планом, земельный участок в районе населенного пункта Новинки площадь 0,6 га для организации отдыха в летний период на 1 год с 01.01.1998 до 01.01.1999 (т.1,л.д. 40).
Между Солнечногорским опытным лесхозом (владелец лесного фонда), администрацией Солнечногорского района и ООО "Отдых" заключен договор от 17.05.1999 N 37а, по условиям которого администрация обязуется в соответствии с решением Собрания представителей (Совет депутатов) Солнечногорского района N 41/15 от 26.01.1996 с изменениями и дополнениями к нему передать обществу в аренду, в соответствии с планом, земельный участок в районе населенного пункта Новинки в квартале N 29 площадью 0,6 га срок до 01.01.2000 г.. (т.1, л.д.36).
На земельном участке расположены используемые заявителем объекты - летние домики базы отдыха "Залив" - временные строения, на которые оформлены паспорта БТИ.
Одновременно с землепользованием на 1,2 га происходило формирование земельного участка площадью 3,6 га под размещение базы отдыха.
Постановлением Главы Администрации Солнечногорского района от 08.02.2001 N 286 согласованы материалы по выбору земельного участка площадью 3,6га, предоставляемого в аренду ООО "Отдых" под размещение базы отдыха по фактическому пользованию.
В 2003 году земельный участок площадью 3,6 га поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер 50-09-0050712-0036, категория земли - земли лесного фонда, разрешенное использование - под базу отдыха. Согласно кадастровому плану площадь под застройкой составляет 840 кв.м.
К моменту завершения формирования землеустроительного дела заявитель утратил возможность требовать предоставления ему сформированного земельного участка площадью 3,6 га в аренду в связи с произошедшими кардинальными изменениями в законодательстве:
С 01.01.2007 вступил в силу Лесной кодекс РФ от 04.12.2006, которым изменены порядок и условия предоставления земельных участков в аренду.
Заявитель письмом от 04.03.2011 N 18 с приложением требуемых документов обратился в уполномоченный орган - в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с заявлением о переоформлении вышеуказанных земельных участков для эксплуатации под размещение базы отдыха "Залив".
Письмом от 18.03.2011 N 01/1136 в переоформлении земельных участков ООО "Отдых" отказано по причине того, что в настоящее время у Управления отсутствуют полномочия по переоформлению договоров аренды. Заявителю рекомендовано обратиться в арбитражный суд.
Считая, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы ООО "Отдых", поскольку в силу статьи 5 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации общество не может в полной мере пользоваться предоставленными ему как арендатору лесного участка правами заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названного Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закон у или иному нормативному правовому акт у и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из представленных сторонами документов следует, что спорный земельный участок используется обществом на основании договоров аренды, заключенных на срок менее 1 года, поэтому регистрация в силу п.2 ст.26 Земельного кодекса Российской Федерации не требовалась.
По окончанию срока действия указанных договоров на основании статьи 610, пункта 2 статьи 621 ГК РФ договоры были возобновлены на неопределенный срок, так как заявитель продолжал пользоваться спорным земельным участком.
Документов, свидетельствующих о направлении заявителю уведомлений об отказе от названных договоров аренды в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 610 ГК РФ в материалы дела не представлено. Договоры не были признаны недействительными или оспорены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации срок договора аренды лесного участка императивно ограничен только минимальными и максимальными сроками (от 10 до 49 лет).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие Лесному кодексу Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 данного Порядка лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области - в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 N 258 уполномоченным органом на заключение договоров аренды лесного участка в Московской области является Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В силу положений, установленных пунктами 6, 7 названного Порядка, срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения указанного заявления уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Учитывая, что договоры аренды действуют, база отдыха используется по назначению, заявление ООО "Отдых" направленное в адрес заинтересованного лица соответствует требованиям, предъявляемым к такому заявлению названными нормативными правовыми актами, отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в переоформлении договора аренды нарушает указанные выше положения нормативных правовых актов.
Отказ также нарушает права и законные интересы ООО "Отдых" как арендатора лесного участка, поскольку в силу статьи 5 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации арендодатель не вправе сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что письмом от 01.06.2011 N 788 Управление уведомило общество о том, что им используется земельный участок, находящийся в государственной собственности, расположенный в лесном фонде Новинского участкового лесничества в квартале 29 выдел 1, 6, 8 и в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации необходимо оформить договор аренды на данный земельный участок для использования в рекреационных целях.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы исследованы и оценены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены как несостоятельные. Иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствует о судебной ошибке.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2011 по делу N А41-13643/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.