Бухгалтерия на колесах
Всем известна прописная истина: автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Но в современных экономических реалиях эта аксиома несколько преобразилась: все чаще представители деловых кругов, имея в своем запасе личный автотранспорт, предпочитают пользоваться услугами такси, в том числе и маршрутными.
Как прокатывают таксистов
Начнем с того, что бухгалтеры в большинстве фирм, занимающихся пассажирскими перевозками, приходят со стороны, так как подобные структуры в основном применяют упрощенную схему налогообложения. И лишь крупные компании, практикующие различные виды перевозок, могут позволить себе держать в штате целый бухгалтерский отдел. Хотя даже в крупных конторах чаще дело ограничивается только одним бухгалтером. Зато - главным. Об этом рассказала главный бухгалтер компании "Инкомтранссервис" Ирина Иванова.
Изначально эта организация занималась исключительно грузовыми перевозками, но уже через год был организован отдел пассажирских услуг. А с его появлением возникла и своя специфика.
Самая главная особенность пассажирских перевозок заключается в человеческом факторе, многое зависит от настроения клиента: он может нахамить, придраться к водителю или даже отказаться платить за проезд.
- Такие случаи - не редкость. Иногда чуть ли не до рукоприкладства доходит. Бывает и так, что, добравшись до нужного места, клиент попросту выскакивает из машины и кидается наутек, - сетует главбух, - а в итоге все эти неуплаты идут к нам в расход, который приходится оплачивать из собственного кармана. Но, к счастью, постепенно клиенты становятся более воспитанными, нередко даже одаривая водителей "чаевыми". Эти деньги, конечно же, ни через какие бухгалтерские проводки не проходят, а идут прямо в семейный доход водителей.
Ирина Яковлевна также рассказала, что на смену проблем взаимоотношений с клиентами сейчас на первый план вышли конфликты с частными извозчиками, которые являются прямыми конкурентами транспортным компаниям.
Такси на Дубровку заказывали?
В работе бухгалтерия такси не прихотлива. С недавних пор в "Инкомтранссервисе" используется одна из новых программных разработок, которая существенно облегчила работу всей фирме, в том числе финансовому отделу.
- Программа предназначена для автоматизации, регистрации заказов в диспетчерской такси. Парк автомобилей в программе предусмотрен на 85 автомобилей. При этом в базе данных не ограничено ни количество диспетчеров, ни число водителей, - поясняет Ирина Яковлевна. - Программа точно фиксирует все заказы, вплоть до секунды выполнения, а также в полуавтоматическом режиме по ней регистрируются данные места приезда и отъезда. Это важно, потому что впоследствии километраж учитывается в бухгалтерских расчетах, в первую очередь для расчета амортизации автопарка. Помимо этого, программа позволяет вести расчет с водителем за каждую отработанную смену с возможностью сдачи водителем лишь части выручки и записью остатка в долг. Такой универсальный способ оптимизации рабочего процесса сейчас внедряется в большинстве компаний, предоставляющих услуги такси.
Как не остаться в накладе пассажиру
Многие пассажиры не понаслышке знают о проблемах, которые могут возникнуть, если таксист не выдаст подтверждающие проезд документы. В этом случае работодатель не возместит деньги, потраченные на переезды. К примеру, это относится к тем людям, которые регулярно ездят в командировки, а соответственно пользуются услугами частных извозчиков. Причем раньше действительно многие таксисты просто физически не могли предоставить чеки за оказанные и оплаченные услуги. Но теперь все эти процедуры осуществляются элементарно - посредством рассчетно-кассового аппарата.
Транспорт и реклама
Как правило, все перевозчики имеют пару-тройку контрактов с организациями, занимающимися рекламой. Стандартный срок контракта на использование бортовой рекламы - полгода, минимальный - три месяца. Впрочем, основной недостаток здесь не в длительности контрактов. Главная напасть, достающая всех рекламодателей, - это грязь. Подтеки и разводы могут изменить изначально красивую картинку до неузнаваемости, что, конечно, не способствует благоприятному восприятию брэнда. Кроме того, грязь может залепить важную информацию, которую компании пытаются донести до потребителей, - номера телефонов или адреса магазинов. Особенно это характерно для маршрутных такси. Поэтому все эти моменты обязательно нужно учитывать при разработке макета бортовой рекламы, чтобы потом у компании-перевозчика не было претензий со стороны заказчиков-рекламодателей.
А если ДТП?
Самой важной частью работы бухгалтерского корпуса считаются основные средства - то есть транспорт. Аварии, ремонт, амортизация. Все эти проблемы, как правило, приходится решать оперативно. И желательно не в ущерб организации.
В случае ДТП, безусловно, какой-то ремонт возмещают страховщики, если виновен не водитель такси. Но чаще для того, чтобы транспортное средство не простаивало в ожидании косметического ремонта, приходится чинить железных коней за свой счет, списывая расходы под другим соусом, например, под видом амортизации. Хотя, как известно, амортизация - процесс длительный, и списание средств по этой графе - дело даже не нескольких месяцев, а лет. Как лучше поступать в случае ЧП - выбор руководителя транспортной компании. И здесь, как говорится, любишь кататься - люби и катайся.
На государственных рельсах
О специфике работы в своей компании рассказала главный бухгалтер "Мострансавто" Лидия Бессонова.
- В 1992 году "Мострансавто" перешло из государственной собственности в областную, следовательно, сократилась финансовая поддержка. Да и помимо государственного перевозчика появилось большое количество частных. Поэтому в этих изменившихся условиях нам пришлось тоже выходить на рынок коммерческих перевозок, и теперь мы осуществляем и коммерческие перевозки, и заказные, и грузовые, и, конечно, непосредственно пассажирские.
Самые востребованные у пассажиров маршруты - пригородные. Большим спросом пользуются направления, соединяющие крупные города Московской области с Москвой. Вместе с тем основная часть населения Московского региона живет в городах, поэтому перевозка людей по внутригородским маршрутам - одно из основных направлений деятельности ГУП МО "Мострансавто". Перевозки по этим направлениям могут быть как социальными (в режиме транспорта общего пользования, с предоставлением всех льгот по оплате проезда), так и договорными (коммерческими). Есть у нас и так называемая иная деятельность, например, строительство. Ведь автотранспорт нужно где-то содержать, а пассажиры должны чувствовать себя комфортно в ожидании своего автобуса. Отсюда - строительство вокзалов. Причем превыше всего мы ценим комфорт людей, чтобы им удобно было дожидаться транспорта. Ведь раньше об этом вообще не думали.
- А что еще на балансе "Мострансавто"?
- Поскольку мы очень дорожим нашими сотрудниками, то стараемся, чтобы не только условия работы были хорошими, но и условия отдыха. Семьи шоферов, кондукторов и других работников предприятия тоже чувствуют нашу заботу: дети ходят в ведомственный детский сад, летом отдыхают в нашем детском лагере (который, кстати, считается одним из лучших в Московской области). Наши сотрудники поправляют свое здоровье в санатории.
- Каковы же особенности учета в транспортной организации?
- Особенности учета в организации, подобно нашей, в том, что у "Мострансавто" разветвленная филиальная сеть по всему Подмосковью, и это создает определенные нюансы при сведении общей отчетности. Бухгалтеры подразделений присылают ее нам, а мы проверяем уже здесь. Объем документов, конечно, колоссальный. Но с переходом на электронку процесс сдачи отчетности, безусловно, намного упростился. Единственное, что пока доставляет нам некоторые неудобства в этом отношении, - не до конца компьютеризированный учет.
Главное - люди
Есть еще и такая вещь как человеческий фактор, который ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. В автобусах работают кондукторы, водители, и подчас соблазн не оторвать пассажиру билетик бывает велик. Да и сами пассажиры порой провоцируют работников транспорта на нарушения: иной раз какая-нибудь бабушка откажется от билетика - мне, мол, всего одну остановку проехать, мне билет не нужен. Но есть и система контроля за такими нарушениями. Сотрудникам дается задание: какое количество выручки они должны привезти, подсчитывается количество проданных билетов и денежная сумма от их продажи. Ведь от этого напрямую зависит сумма премиальных водителя и кондуктора, которые, к слову сказать, превышают оклад. Так что им невыгодно обманывать свое предприятие. Плюс ко всему наши сотрудники заботятся о комфортности пассажиров, ведь это залог того, что в следующий раз человек обратится именно в "Мострансавто".
В числе положительных моментов своей работы Лидия Васильевна отметила, что работа в бухгалтерии транспортной сферы дает бесценный опыт, который впоследствии может пригодиться и в любой другой отрасли. Этот же опыт помогает ей общаться с налоговой в спорных моментах. Ведь, по словам главного бухгалтера "Мострансавто", не ошибается только тот, кто ничего не делает:
- И мы, бывает, допускаем ошибки, что поделать - все люди, и нет идеальных среди нас. Главное - вовремя заметить ошибку и исправить ее. Я работаю в транспортной сфере уже 30 лет и за это время много с чем сталкивалась. Однако бывают такие моменты, когда я в затруднении по поводу тех или иных нормативных документов. Тогда я отправляю запросы в различные налоговые инстанции, разбираюсь в проблеме.
К примеру, иногда возникают сложности с так называемыми льготниками. За них ведь платит государство, но мы обязательно должны учитывать эти денежные поступления в своих документах. Для нас разницы нет, из чьего кармана поступила оплата наших услуг - из государственного или частного, а вот налоговая считает, что эти средства должны учитываться отдельно.
Вообще, говоря о действующем налоговом законодательстве, трудно удержаться от критики. Очень много недоработок, "сырых" нормативных документов. В таких условиях работать всегда непросто. Но мы стараемся и чаще всего небезуспешно.
Вечером, с удобством разместившись в уютном салоне чистенького новенького автобуса с надписью "Мострансавто", я подумала, что моей сегодняшней комфортабельной поездке я и другие пассажиры во многом обязаны бухгалтерскому отделу перевозчика.
И. Мелехова
Т. Ищенко
"Расчет", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru