Финансовые бизнес-игры заказывали?
О чем мечтают финансовые директора? Обобщать мы не будем, но в список реальных и нереальных желаний обязательно попадет пункт о том, чтобы говорить на одном языке с операционными менеджерами - перестать, наконец, быть для них бюрократами и надсмотрщиками с кнутом, вместе оказаться по одну сторону баррикад и претворять в жизнь общую стратегию компании. Да, мечты, мечты... Как же перевести концептуальную стратегию в слова, которые будут понятны ее непосредственным исполнителям за пределами офиса генерального менеджера? Как наполнить смыслом показатель рентабельности вложенных средств и преобразовать его в конкретный план действий для сотрудников различных отделов компании?
Логично было бы отправить сотрудников на тренинг по финансам. Но, к сожалению, слова "тренинг по финансам" у "нефинансовых" людей вызывает тоску, а настоятельная рекомендация посетить его и вовсе панику. С таким настроением учеба не пойдет на пользу. А может, поучить своими силами? Для этого надо много времени и умение рассказывать о сложных вещах просто. Подготовить лекцию по экономике еще можно, но вот где взять время? С этим у финансового директора особенно сложно. О чем же мечтают операционные менеджеры, которых жизнь заставила пойти изучать финансы? Как бы их изучить быстро, не умереть от скуки и, главное, - наполнить оторванные от жизни слова "стратегия", "EBITDA" практическим смыслом и сохранить его в своей "оперативной памяти". Вот как раз это делает исполнение мечты почти нереальным: надо не только получить знания, но и захотеть их использовать.
Тренеры тоже мечтают...
...чтобы требования заказчиков тренинга выполнялись и ожидания обучающихся сбывались. Сегодня в России вопрос обучения нефинансовых менеджеров финансам стоит гораздо острее, чем 10 лет назад. Догадываетесь почему? Цена операционного риска стала несоизмеримо выше. Успех бизнеса построен на риске: фармацевтические компании вкладывают миллиарды в разработку лекарств, которые, может быть, никогда не будут востребованы, инвестиционные фонды рискуют миллионами долларов ежеминутно, и абсолютно все компании, независимо от отрасли, рискуют потерять свой бизнес, если сотрудники не мотивированы следовать стратегии. А работники зачастую не знают или не понимают, что такое стратегия, полагая, что это красивая игрушка для центрального офиса, а "индикаторы ее претворения в жизнь" - заумные словечки для "ботаников-финансистов". Зачем это нам, стоящим у станков, - непонятно... Вот и получается, что самая элегантная стратегия не имеет самого главного - исполнителей. Этим риском тоже надо управлять, раз цена его так высока. Финансовый тренинг не станет панацеей, но наладит ежедневную связь между финансовой службой и бизнес-единицей и создаст понятный язык для общения.
Делаем бизнес играя
Разновидностей множество: на каждую потребность и бюджет найдется приемлемый вариант. Не забудьте только, что результатом тренинга должно стать появление потребности пользоваться финансовыми инструментами каждый день и претворять в жизнь стратегию. Как привить такой навык нефинансистам? Ответ простой: практика, практика и еще раз практика! Помните свой любимый предмет в школе? Почему именно этот? Может быть, из-за учителя, который мог просто и увлекательно рассказывать о сложном и скучном. Финансовая бизнес-игра - возможность попрактиковаться в безопасных условиях и под руководством тренера, который всегда поможет.
Игры могут быть...
...компьютерными или настольными, адаптированными под модель и показатели предприятия заказчика, их продолжительность различна - от нескольких часов до нескольких дней. Они могут моделировать работу всей компании или отдельные бизнес-процессы. Кроме того, финансовые деловые игры нацелены на сплочение команды при исполнении единой стратегии, так как индивидуальные решения влияют на конечный результат работы компании. Моделирование позволяет оказаться в реальной ситуации по управлению предприятием. Получение "живого" опыта делает обучение увлекательным и дает возможность "примерить" знания и навыки к рабочей реальности. Такой подход позволяет не только развить индивидуальные способности, но и сформировать основы корпоративной практики всей компании.
Принципы и логика игр схожи. Описывается последовательность шагов, которые необходимо сделать для достижения определенного результата. Сюжет и каждый шаг регламентированы. Все участники строго следуют правилам, но приходят к абсолютно разным результатам. Очевидно, что чем больше разница в результатах, тем интереснее "разбор полетов", глубже анализ удач и промахов, а значит, ценнее учеба. Часто помимо тренера в играх участвуют психологи, которые анализируют поведение игроков. Как пилот во время полета, операционный менеджер должен не только использовать профессиональный инструментарий, но и видеть общую картину. Например, бизнес-моделирование позволяет экспериментировать с разнообразными решениями, результатом которых могут стать изменения как финансовых, так и нефинансовых показателей успеха: лояльности клиентов, удовлетворенности сотрудников и т.д. Если увеличится объем производственных капиталовложений, как это отразится на ROA? Существует ли связь между удовлетворением потребностей сотрудников и клиентов? А между изменениями цены и прибылью? Будут ли запланированные инвестиции оценены потребителем, и даст ли это преимущество перед конкурентами?
В конце обучения начинается самое интересное - оживленная дискуссия. Обсуждаются полученные финансовые показатели, возникшие вопросы, довольно часто генеральный директор или другой руководитель высшего ранга завершает игру обсуждением в режиме "вопрос-ответ". Теперь полученные знания останется только эффективно применить в компании.
Выбираем...
Финансовая деловая игра "От стратегии к тактике" существует в двух видах:
как часть тренинга "Финансы для нефинансовых менеджеров" (позволяет органично сочетать теорию с практикой);
как отдельный командообразующий тренинг, где экономическая теория и мотивационные элементы интегрированы в тело игры.
Финансовый ликбез
О финансовой образованности заботятся не только компании, но и государство. Так, в 2007-2009 годах Федеральная служба по финансовым рынкам планирует направить на повышение финансовой грамотности населения России около 30 миллионов рублей. В ближайшие три года ФСФР планирует провести несколько социологических исследований с целью определения целевой аудитории, на которую планируется воздействовать в рамках программы.
Нужно отметить, что Минфин положительно отнесся к планам ФСФР и, вполне возможно, их реализация начнется уже в самое ближайшее время. Однако, учитывая размах данной федеральной целевой программы, такого скромного объема финансирования на каждого россиянина явно не хватит. В связи с этим в ближайшие пять-девять лет чиновники планируют привлечь порядка 100 миллионов долларов, приглашая в "соинвесторы" высшие учебные заведения, банки, частные и страховые компании.
Е. Арская,
тренер компании CBSD
"Консультант", N 9, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.