г. Хабаровск
14 сентября 2011 г. |
N 06АП-3473/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Агора": представитель не явился;
от Министерства природных ресурсов Амурской области: Куценко Ирина Юрьевна, представитель по доверенности от 22.08.2011 N 10
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агора"
на решение от 06.07.2011
по делу N А04-2537/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Стовбуном А.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Агора"
к Министерству природных ресурсов Амурской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агора" (ОГРН 1082801010907, ИНН 2801138283) (далее - ООО "Агора", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению государственного контроля Министерства природных ресурсов Амурской области (ОГРН 1082801003350, ИНН 2801130936) (далее - административный орган, Управление Министерства природных ресурсов) о признании незаконным и отмене постановления N 11 от 02.06.2011 о привлечении ООО "Агора" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.07.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вины в его совершении, доказанности факта совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, а также соблюдением административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Произведена замена ответчика Управления государственного контроля Министерства природных ресурсов Амурской области на надлежащего ответчика - Министерство природных ресурсов Амурской области.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Агора" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа отклонила доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Агора" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, каких- либо ходатайств не заявило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия его представителя, в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного органа, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "Агора" зарегистрировано Межрайонной ИМНС России N 1 по Амурской области за ОГРН 1082801010907, ИНН 2801138283. В соответствии с Уставом ООО "Агора" основными видами деятельности общества являются оптовая торговля, розничная торговля, сдача в наем собственного недвижимого имущества и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
20.04.2011 Амурской межрегиональной природоохранной прокуратурой, с привлечением сотрудника Министерства природных ресурсов Амурской области была проведена проверка на территории торговой базы, расположенной по адресу г. Благовещенск ул. Текстильная 114, в ходе которой установлено, что отработанные ртутьсодержащие лампы и приборы накапливаются в закрытом металлическом контейнере, расположенном на территории ООО "Агора".
На момент проверки отработанные ртутьсодержащие лампы находились в закрытом металлическом контейнере, расположенном на территории ООО "Агора", на полу в картонной коробке в вертикальном положении, что не обеспечивает их сохранность при хранении. Кроме отработанных ртутьсодержащих ламп, в металлическом контейнере находились другие отходы: обрезки металлических труб, иные металлические предметы. Данные обстоятельства зафиксированы в фототаблице.
Кроме того, в ходе обследования территории торговой базы, расположенной по адресу г. Благовещенск ул. Текстильная 114, было обнаружено, что в юго-восточной части территории ООО "Агора" на поверхности земли размещены отходы производства и потребления (строительный мусор, бой стекла, бутылки, металлические отходы, остатки сгоревшей бумаги и картона), частично в обгоревшем состоянии, покрытые пеплом и продуктами сгорания.
При обследовании производилась фотосъемка с помощью цифровой фотокамеры OLYMPUS UA5A23187, модель N0. 5 FE - 47, серийный N D33235. Полученные в ходе осмотра фотографии занесены в фототаблицу.
Таким образом, на основании проведенного обследования территории и анализа представленных материалов Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что ООО "Агора" нарушает требования абзаца 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзаца 2 статьи 11, часть 2 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681.
13.05.2011 Амурским межрайонным природоохранным прокурором с участием исполняющего обязанности генерального директора Кириенковой Н.В. вынесено постановление N 64-2011 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Агора".
Материалы административного дела вместе с названным постановлением направлены в адрес Управления Министерства природных ресурсов для рассмотрения по существу.
18.05.2011 Управлением Министерства природных ресурсов вынесено определение о назначении времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО "Агора" назначено на 26.05.2011 на 11 часов 00 минут.
Определение направлено в адрес ООО "Агора" 18.05.2011 (исх. N 12-13/1439).
Определением Управления Министерства природных ресурсов от 26.05.2011 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО "Агора" отложено на 02.06.2011 на 10 часов 00 минут.
02.06.2011 Управлением Министерства природных ресурсов в присутствии исполняющего обязанности генерального директора ООО "Агора" Кириенковой Н.В. вынесено постановление N 11 о признании ООО "Агора" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 8.2 КоАП РФ, и наложении на него административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Судом первой инстанции установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Агора" и.о. генерального директора общества Кириенковой Н.В. представлены письменные пояснения, в которых содержатся следующие пояснения: согласно пункту 5 раздела 2 Правил, накопление ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. В ООО "Агора" ртутьсодержащие лампы до момента передачи их для вывоза и утилизации хранятся в металлическом контейнере, в котором имеется набор средств для уборки (марганцево-кислый калий, веник, совок), место хранения отработанных ламп недоступно для сотрудников и посетителей базы. Лампы укладывались в картонные коробки, предназначенные для хранения ламп. Требований вертикального или горизонтального расположения ламп Правилами не предъявляется, кроме того, в рекомендациях по хранению предлагаются заводские контейнеры для вертикального хранения ртутьсодержащих ламп. Требований упаковки использованных ламп в заводскую гофрированную упаковку также нет. Согласно пункту 15 раздела 4 Правил, допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении. На момент проверки лампы находились в коробке из под новых ртутьсодержащих ламп. В металлическом контейнере на момент проверки находился светильник для ртутьсодержащих ламп. Других отходов, кроме ртутьсодержащих ламп в контейнере не было.
Нарушений обществом пункта 7 раздела 2 "Новых правил обращения со ртутьсодержащими лампами", утвержденных Постановлением Правительства от 03.09.2010 N 681, согласно которому потребители ртутьсодержащих ламп для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару, не могло быть, поскольку в контейнере отсутствовали поврежденные лампы.
По поводу размещения на поверхности земли строительного мусора, боя стекла, металлических отходов, остатков бумаги в частично обгоревшем состоянии представитель ООО "Агора" пояснила, что на территории базы не производится сжигания мусора; в процессе работы в течение дня на всей территории базы может образовываться мусор в виде: бумаги, картонных коробок, бутылок и банок из-под напитков, так как производственный процесс предприятия включает обслуживание оптовых и розничных покупателей.
Кроме того, уборка территории производится ежедневно штатными дворниками с 06 до 09 часов утра (до открытия базы).
При рассмотрении административного дела и.о. генерального директора общества Кириенковой Н.В. также пояснила, что в настоящее время все выявленные нарушения устранены, что подтверждается предоставленными фотографиями. В отношении отходов находящихся на поверхности земли в юго-восточной части территории ООО "Агора" Кириенкова Н.В. пояснила, что эти отходы были брошены там фирмой "Интеграл", при этом ООО "Агора" письменно обращалась в фирму "Интеграл" по данному факту, а также направляло письмо в контролирующие органы.
В части нарушения требований законодательства при хранении ртутьсодержащих ламп Кириенкова Н.В. пояснила, что размещение отработанных ламп на полу в картонной коробке в вертикальном положении обеспечивает их сохранность при хранении, в отношении факта хранения ртутьсодержащих ламп совместно с другими отходами согласилась, что данный факт имел место и пояснила, что больше такого не повториться.
Судом также установлено, что доказательств направления ООО "Агора" писем в фирму "Интеграл" или контролирующие и надзорные органы по поводу сброса отходов на территорию принадлежащую обществу и получение ответов на данные письма, обществом не представлено.
Из объяснений законного представителя судом первой инстанции установлено, что ООО "Агора" не оспаривает факт принадлежности обществу отходов производства и потребления (строительный мусор, бой стекла, бутылки, металлические отходы, остатки сгоревшей бумаги и картона).
В тоже время, законный представитель общества уточнил, что отходы бумаги и картоны находились не в обгоревшем состоянии, а строительный мусор (бой кирпича, керамической плитки и обломки бетона (застывшего цементного раствора)), находящийся на территории общества менее шести месяцев, образовался в результате осуществления в 2010 году работ по демонтажу кирпичного забора, находящегося по периметру территории ООО "Агора", и в дальнейшем был использован ООО "Агора" для отсыпки основания под фундамент для установки металлического забора и отсыпки территории с целью исключения ее подтопления.
Так же законный представитель общества объяснила, что бой кирпича и керамической плитки относится к отходам V классу опасности, и так как в их состав входит песок, щебень и известь, то в соответствии с приведенными в объяснении ГОСТом и СНиПами могут быть использованы для отсыпки основания фундамента под металлический забор и отсыпки территории для исключения ее подтопления.
ГОСТ 25137-82 "Материалы нерудные строительные щебень песок плотные из отходов промышленности, заполнители для бетона пористые" не содержит данных о том, что строительные отходы могут применяться для отсыпки основания под фундамент для установки металлического забора и отсыпки территории с целью исключения ее подтопления, и в нем также не предусмотрено, что из строительных отходов можно получить материалы нерудные строительные: щебень и песок.
СНиП 2.06.14-85 "Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод" распространяются на проектирование защиты от подземных и поверхностных вод горных выработок с применением водопонижения, водоотлива, противофильтрационных завес и регулирования поверхностного стока при открытой и подземной разработках месторождений твердых полезных ископаемых и не может применяться при осуществлении работ по установке металлического забора, демонтажу кирпичного забора, и не содержит данных о том, что строительные отходы могут использоваться для отсыпки основания под фундамент для установки металлического забора и отсыпки территории с целью исключения ее подтопления.
СНиП 2.02.01-83* "Основания зданий и сооружений" распространяется на проектирование оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в котлованах и не может применяться при осуществлении работ по установке металлического забора, демонтажу кирпичного забора.
СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтопления" не содержит данных о том, что строительные отходы могут использоваться для отсыпки основания под фундамент для установки металлического забора и отсыпки территории с целью исключения ее подтопления.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно сославшись на положения ГОСТ 25137-82, СНиП 2.06.14-85, СНиП 2.02.01-83*, СНиП 2.06.15-85 признал, что использование строительного мусора для отсыпки фундамента под металлический забор и отсыпки территории для исключения ее подтопления действующим законодательством не предусмотрено.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 данного Закона:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которым образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).
Согласно пункту 1 настоящие Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 5 раздела 2 Правил, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Правил, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару.
В силу пункта 15 раздела 4 данных Правил допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из - под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещаются: размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс отходов на почву запрещен, а согласно требованиям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление и размещение отходов допускается только в специально отведенных местах.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на территории, принадлежащей ООО "Агора" (свидетельство о государственной регистрации права от 06.04.2011 N 28АА 541376) на поверхности земли размещены отходы производства и потребления ООО "Агора" (строительный мусор, бой стекла, бутылки, металлические отходы, остатки сгоревшей бумаги и картона), частично в обгоревшем состоянии с покрытые пеплом и продуктами сгорания, что является нарушением требований части 1, абзаца 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзаца 18 статьи 1, абзаца 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт допущенного нарушения подтверждается материалами дела и обществом в суде апелляционной инстанции не опровергнут, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
С учетом этого, вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
Процессуальных нарушений административного законодательства, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, в ходе административного производства не допущено, заявителю жалобы обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Агора" в удовлетворении его требования.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 06.07.2011 по делу N А04-2537/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2537/2011
Истец: ООО "Агора"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Амурской области, Управление госконтроля Министерства природных ресурсов Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3473/11