г. Томск |
Дело N 07АП-6367/11 (1,2, 3) |
|
N А45-2346/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Емашовой Л.Н.,
судей: Кудряшевой Е.В., Усенко Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рогожкиным В.Ю.,
при участии:
от истца: Миронова Е.А. по поручению от 07.07.2011, служебное удостоверение ТО N 095218,
от ответчиков: без участия (извещены)
от третьих лиц: от ОАО "Сибирьэнерго": Чехутиной Н.Г. по доверенности от 01.10.2008; от ОАО энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго": без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "Есенинская заимка", Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго", Открытого акционерного общества "Сибирьэнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 июня 2011 года (судья Гребенюк Д.В.) по делу N А45-2672/2011
по иску Прокурора Новосибирской области
к Мэрии г. Новосибирска, товариществу собственников жилья "Есенинская заимка"
третьи лица: Открытое акционерное общество "Новосибирскэнерго", Открытое акционерное общество "Сибирьэнерго"
о признании недействительным соглашения N 141 о предоставлении субсидии для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2008 году,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новосибирской области обратился с иском к мэрии города Новосибирска, товариществу собственников жилья "Есенинская заимка", (далее - ТСЖ "Есенинская заимка") о признании недействительным заключенного между мэрией г. Новосибирска и ТСЖ "Есенинская заимка" соглашения N 141 от 11.06.2010 о предоставлении субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2008 году населением города сверх установленных нормативов.
Исковые требования обоснованы статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что предоставление из местного бюджета исполнителю коммунальных услуг субсидии для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2008 году населением города сверх установленных нормативов, не соответствует закону, а именно пункту 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Открытое акционерное общество "Новосибирскэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскэнерго") и Открытое акционерное общество "Сибирьэнерго" (далее - ОАО "Сибирьэнерго").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.06.2011 по делу N А45-2672/2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.06.2011, ТСЖ "Есенинская заимка", ОАО "Новосибирскэнерго", ОАО "СибирьЭнерго" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
ТСЖ "Есенинская заимка" в апелляционной жалобе считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок предоставления субсидий гражданам. Право органа местного самоуправления на предоставление субсидии юридическим лицам за счет средств местного бюджета предусмотрено статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которую суд не применил при принятии решения. Основанием для предоставления субсидии является решение Совета депутатов г.Новосибирска "О бюджете города на 2010 год" N 1458.
ОАО "Новосибирскэнерго" в своей апелляционной жалобе приводит аналогичные доводы, полагает, что факт признания в судебном порядке недействующим постановления Мэрии г. Новосибирска от 18.05.2010 N 140 не является основанием для признания оспариваемой сделки недействительной.
ОАО "СибирьЭнерго" в своей апелляционной жалобе приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в жалобах "Есенинская заимка" и ОАО "Новосибирскэнерго", и считает неправомерной ссылку в решении суда первой инстанции на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, которое в данном случае неприменимо.
Прокурор Новосибирской области представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу ОАО "Новосибирскэнерго", в котором считает решение суда первой инстанции от 06.06.2011 законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, полагает, что суд первой инстанции правильно руководствовался бюджетным и жилищным законодательством, регулирующим порядок предоставления субсидий для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Решением Совета депутатов г.Новосибирска от 02.11.2010 N 162 в решение Совета депутатов г.Новосибирска от 25.11.2009 N 1458 "О бюджете на 2010 год" по протесту прокурора были внесены изменения и из приложения N 12 исключены пункты, предусматривающие предоставление субсидий на погашение кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населением города сверх установленных нормативов. В связи с тем, что фактически бюджетные средства в сумме 274 000 рублей были предоставлены исполнителям коммунальных услуг до принятия Центральным районным судом г.Новосибирска решения от 16.11.2011 о признании недействующим постановления Мэрии г.Новосибирска от 18.05.2010 N 140 изменения в приложение N 5 решения Совета депутатов г.Новосибирска от 25.11.2009 N 1458 не вносились.
Мэрия г. Новосибирска отзыв на апелляционные жалобы не представила.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, заслушав представителей истца, третьего лица, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 06.06.2011, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.06.2010 между Мэрией г. Новосибирска (плательщик) и ТСЖ "Есенинская заимка" (получатель) было заключено соглашение N 141 о предоставлении субсидии для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2008 году населением города сверх установленных нормативов.
Согласно условиям соглашения в соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 18 мая 2010 года N 140 плательщик обязался предоставить денежные средства (далее - субсидия) получателю для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2008 году населением города сверх установленных нормативов.
В пункте 2.1 соглашения стороны предусмотрели, что источником финансирования исполнения соглашения является бюджет города.
Сумма по настоящему соглашению составляет 368 710,42 руб. (пункт 2.2 соглашения).
Согласно пункту 2.3 соглашения предоставление субсидии осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет получателя.
Платежным поручением N 557 от 22.06.2010 Мэрия г.Новосибирска перечислила денежные средства в размере 368 710,42 руб. на расчетный счет ТСЖ "Есенинская заимка".
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 16 ноября 2010 года по делу N 2-5458/2010 по заявлению прокурора Новосибирской области постановление мэрии г. Новосибирска от 18 мая 2010 года N 140 было признано недействующим со дня его принятия.
Считая соглашение N 141 от 11.06.2010 о предоставлении субсидии в сумме 368 710,42 руб. за счет средств местного бюджета муниципального образования недействительным в силу его ничтожности, Прокурор Новосибирской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в связи с установлением несоответствия соглашения N 141 от 11.06.2010 требованиям статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункту 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данный вывод суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что настоящий Кодекс не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.
Бюджетные полномочия муниципальных образований установлены статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
В указанном перечне полномочия муниципальных образований на предоставление денежных средств (субсидии) для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную населением, не названы.
Согласно части 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на предоставление субсидий (на оплату коммунальных услуг) осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию и субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации, финансирование же из средств местных бюджетов расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти, не допускается. Это согласуется с конституционными принципами финансово-экономического обеспечения местного самоуправления, в силу которых в муниципальной собственности должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач, а население - непосредственно или через органы местного самоуправления - самостоятельно в рамках закона определяет конкретные направления и объемы использования муниципальной собственности, включая средства местных бюджетов, исходя из интересов, обусловленных потребностями в непосредственном обеспечении жизнедеятельности местного сообщества.
В нарушение приведенных выше норм права ( с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации) стороны в пункте 2.1 оспариваемого соглашения N 141 от 11.06.2010 определили источник финансирования исполнения настоящего соглашения - бюджет города.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, предоставление субсидий ТСЖ "Есенинская заимка" противоречит пункту 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам.
В этой связи суд пришел к правильному выводу о недействительности (ничтожности) соглашения N 141 от 11.06.2010.
Довод заявителей апелляционных жалоб со ссылкой на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации о возможности получения юридическими лицами из бюджета муниципального образования субсидий, суд апелляционной инстанции считает ошибочным.
Согласно пункту 1, подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
ТСЖ "Есенинская заимка" производителем коммунальных услуг не является.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Доказательств того, что ТСЖ "Есенинская заимка" является потребителем коммунальных услуг, равно как и их перепродавцом, в материалах дела не имеется.
Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что предоставление субсидии ТСЖ "Есенинская заимка" было предусмотрено решением Совета депутатов г.Новосибирска "О бюджете города на 2010 год", не имеет правового значения, так как оспариваемое соглашение N 141 от 11.06.2010 судом признано недействительным (ничтожным) ввиду несоответствия его федеральному законодательству.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционных жалобах и настоящем судебном заседании апелляционной инстанции доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения Арбитражного суда Новосибирской области от 06.06.2011, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - неподлежащими удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 июня 2011 года по делу N А45-2672/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.Н. Емашова |
Судьи |
Е.В. Кудряшева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2672/2011
Истец: Прокуратура Новосибирской области, Прокурор Новосибирской области
Ответчик: Мэрия г. Новосибирска, Мэрия города Новосибирска, ТСЖ "Есенинская заимка"
Третье лицо: ОАО "Новосибирскэнерго", ОАО "СибирьЭнерго", ООО "Новосибирскэнерго", Прокурор Томской области