Наша организация продает за небольшую стоимость (50 руб.) дисконтные карты физическим лицам, при предъявлении которых предоставляется скидка в размере 5%. Каким образом следует отразить эту процедуру в бухгалтерском и налоговом учете?
Выпуск и реализация дисконтных карт действующим законодательством не урегулированы. В связи с этим нет однозначной трактовки их статуса и, соответственно, порядка учета.
На наш взгляд, поскольку от продажи карт организация получает хоть и маленький, но доход, наиболее корректно будет учесть его для целей налогообложения прибыли как внереализационный (ст. 250 НК РФ).
Расходы на изготовление дисконтных карт прямо не названы в главе 25 НК РФ в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Однако перечень таких расходов не является закрытым. Налогоплательщик вправе учесть для целей исчисления налога на прибыль любые свои расходы, если они отвечают критериям ст. 252 НК РФ (т.е. документально подтверждены, экономически обоснованы и произведены для деятельности, направленной на получение дохода).
Смысл применения дисконтных карт состоит в привлечении большего количества покупателей и увеличении объема продаж товаров (работ, услуг) организации. На наш взгляд, названным критериям они соответствуют. Следовательно, такие затраты можно отнести в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Вопрос о налоге на добавленную стоимость зависит от трактовки статуса дисконтных карт. Если признать их товаром или имущественным правом, то объект обложения НДС при реализации карт безусловно возникает (см. подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Конечно, отнесение дисконтной карты к той или иной категории вполне можно оспаривать. Однако легко предположить, что налоговая инспекция в любом случае расценит денежные средства, полученные от продажи карт, как иные суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ), и на этом основании потребует включить эти средства в налоговую базу по НДС. Если не хотите ссориться с налоговиками, то лучше заплатить.
Изготовленные за счет средств организации карты являются ее имуществом и в соответствии с положениями п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) должны быть учтены в составе материально-производственных запасов. Они отражаются в составе материалов на балансовом счете 10 "Материалы" (см. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Карты принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, т.е. по стоимости изготовления без НДС (пункты 5 и 6 ПБУ 5/01).
Расходы по изготовлению дисконтных карт следует, по нашему мнению, отнести к прочим расходам организации (пункты 4 и 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
При продаже дисконтных карт в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
- 50 руб. - отражена реализация дисконтной карты;
- списана себестоимость карты;
- начислен НДС с реализации карты.
М. Васильева,
ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ"
1 июня 2007 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru