г. Хабаровск
13 сентября 2011 г. |
N 06АП-3472/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Логвиненко С.А., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Строитель-М": Волошин Михаил Иванович, директор, приказ от 25.01.2007 N 3;
от администрации города Благовещенска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строитель-М"
на решение от 21.06.2011
по делу N А04-1578/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Строитель-М"
к администрации города Благовещенска
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель-М" (далее - ООО "Строитель-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Благовещенска (далее - администрация), выразившихся в отказе ООО "Строитель-М" предоставить земельные участки для строительства 3-х гаражей и выставлении в соответствии с постановлением Главы администрации г. Благовещенска от 16.09.2010 N 4197 3-х земельных участков на торги; обязании администрации г. Благовещенска предоставить ООО "Строитель-М" на условиях аренды 3 земельных участка (два - площадью по 41 кв. м., один - площадью 81 кв. м.) в 408 квартале г. Благовещенска для строительства трех гаражей.
Общество уточнило требования и просило признать незаконными действия администрации города Благовещенска, выраженные в письме от 11.04.2011 N 654/19, по отказу в предоставлении ООО "Строитель-М" земельных участков в квартале 408 г. Благовещенска и проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды на спорные земельные участки.
Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принял уточненные требования.
Решением суда первой инстанции от 21.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Строитель-М" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Строитель-М" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация города Благовещенска, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции, в возражениях на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, в порядке положений статьи 268 АПК РФ, повторно рассматривает дела по имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Строитель-М", проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 17.10.2007 общество с ограниченной ответственностью "Строитель-М" обратилось к мэру города Благовещенска с заявлением о рассмотрении возможности выбора земельного участка для строительства боксовых гаражей.
25.10.2007 администрация на обращение общества сообщила, что территория квартала 408, в границах которой расположены запрашиваемые земельные участки, не обеспечена документацией по планировке территории.
26.09.2008 общество обратилось в администрацию по вопросу выбора земельных участков для строительства гаражей в 408 квартале.
Администрация города Благовещенска письмом от 30.12.2008 N 2315/19 сообщила о препятствиях для выбора в связи с наличием прав третьих лиц на часть земельных участков, предложила выполнить условия в части достижения соглашений с третьими лицами и повторно обратится в администрацию с целью продолжения процедуры выбора.
18.08.2010 составлен акт о выборе земельных участков для размещения объектов. Согласно акту участки пригодны для размещения гаражей.
21.02.2011 общество обратилось в администрацию по вопросу вынесения постановления о передаче обществу трех земельных участков в квартале 408 г. Благовещенска (ул. Кантемирова - ул. Воронкова).
09.03.2011 администрация сообщила обществу о том, что в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса РФ проведена процедура выбора запрашиваемых земельных участков. Комиссией по выбору земельных участков для строительства принято решение о возможности размещения объектов на запрашиваемых земельных участках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ опубликована информация о возможном предоставлении запрашиваемых земельных участков для строительства гаражей. В случае, если в течение одного месяца после опубликования такой информации в администрацию города не поступят заявления на получение этих земельных участков для строительства гаражей, администрацией города будет принято постановление о предварительном согласовании обществу мест размещения объектов на запрашиваемых земельных участках. В случае если поступят заявления, земельные участки будут сформированы и право на заключение договора аренды земельных участков будет выставлено на торги.
29.03.2011 общество обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды земельных участков в 408 квартале г. Благовещенска под строительство трех гаражей с учетом предыдущих обращений ООО "Строитель-М" в администрацию города Благовещенска в течение 3 лет.
11.04.2011 администрация письмом за N 654/19 на обращение общества о заключении договоров аренды земельных участков, сообщила о проведении процедуры выбора запрашиваемых обществом земельных участков, опубликовании информации о возможном предоставлении земельных участков для строительства гаражей. В течение месяца после опубликования информации в администрацию поступило 9 заявлений на получение этих земельных участков для строительства гаражей. Администрация указала на намерение выставить на торги право на заключение договоров аренды указанных земельных участков. Договор аренды будет заключен с победителем аукциона. В связи с изложенными обстоятельствами заключение договоров аренды трех земельных участков для строительства гаражей в квартале 408 не представляется возможным.
Не согласившись с действиями администрации об отказе, выраженном в письме от 11.04.2011 N 654/19, в предоставлении земельных участков в квартале 408 г. Благовещенска и проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды спорных земельных участков, ООО "Строитель-М" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьёй 6 Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным земельным законодательством, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
После определения участка (участков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В силу правила пункта 1 статьи 31 Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция сформирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 N 4224/10. Содержащееся в указанном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Судом первой инстанции установлено, что администрацией города Благовещенска проведена процедура выбора запрашиваемых ООО "Строитель-М" земельных участков, для чего опубликована информация о возможном предоставлении двух земельных участков площадью по 42 кв.м. и одного земельного участка площадью 81 кв.м. в квартале 408 города Благовещенска для строительства гаражей согласно прилагаемой схеме. В названной информации администрация сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данных земельных участков. В заявлении должны быть указаны площадь, разрешенное использование, местоположение земельных участков, дата опубликования настоящей информации в газете "Благовещенск". Заявления принимаются по адресу: город Благовещенск, ул. Ленина, 133, каб. 112 в течение месяца со дня опубликования настоящей информации. (Газета "Благовещенск", 4-10 марта 2011, л.д.40).
Судом также установлено, что в течение месяца после опубликования названной информации в администрацию поступило 9 заявлений на получение спорных земельных участков для строительства гаражей (л.д.100-108).
Таким образом, администрация города Благовещенска, отказывая ООО "Строитель-М" в предоставлении земельных участков в квартале 408 г. Благовещенска (письмо от 11.04.2011 N 654/19), действовала в соответствии с нормами земельного законодательства, регулирующими отношения по предоставлению земельных участков для строительства, следовательно, названный отказ (действия) администрации является законным.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод ООО "Строитель-М" о том, что общество обратилось в администрацию до вступления закона в силу и, соответственно, земельные участки не могут быть выставлены на торги, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации введен в действие со дня его официального опубликования: Земельный кодекс опубликован в "Российской газете", N 211-212, 30.10.2001.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2011 по делу N А04-1578/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
С.А. Логвиненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1578/2011
Истец: ООО "Строитель-М"
Ответчик: Администрация города Благовещенска