г. Челябинск
13 сентября 2011 г. |
N 18АП-8582/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маркиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Трехгорном Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 июля 2011 года по делу N А76-6713/2011 (судья Котляров Н.Е.).
В заседании принял участие представитель муниципального дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N 4 "Светлячок" Мязина Е.Н. (приказ от 27.07.2009 N 164 "л/с").
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 4 "Светлячок" (далее - заявитель, МДОУ "ЦРРДС N 4 "Светлячок", плательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Трехгорном Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительными решений от 14.04.2011 N 084017 11 РК 0003296 и от 14.04.2011 N 2 в части наложения штрафа путем уменьшения санкций в результате применения смягчающих вину обстоятельств (требования изложены с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л.д. 48-49).
Решением суда первой инстанции от 06.07.2011 заявленные МДОУ "ЦРРДС N 4 "Светлячок" требования удовлетворены частично. Штрафы, взыскиваемые с плательщика на основании решений фонда от 14.04.2011 N 084017 11 РК 0003296 и от 14.04.2011 N 2, снижены до 50 руб. по каждому из оспариваемых ненормативных правовых актов.
Не согласившись с решением суда, фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
В обосновании доводов апелляционной жалобы фонд указал, что применение положений подп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не допустимо, поскольку с 01.01.2010 главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Пенсионный фонда Российской Федерации, а потому, по мнению фонда, следует руководствоваться положениями статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), которые не содержат обстоятельств, указанных плательщиком в качестве основания для уменьшения штрафных санкций.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Представители фонда, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей фонда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, фондом в отношении МДОУ "ЦРРДС N 4 "Светлячок" проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 10.03.2011 N 08401730002238 и вынесено решение от 14.04.2011 N 084017 11 РК 0003296 о привлечении плательщика к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ за непредставление в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в сумме 48 778 руб. 60 коп.
Также по результатам камеральной проверки в отношении плательщика фондом составлен акт от 10.03.2011 N 2 и вынесено решение от 14.04.2011 N 2 о привлечении плательщика к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в сумме 43 590 руб. 90 коп.
Полагая, что при вынесении решений от 14.04.2011 N 084017 11 РК 0003296 и от 14.04.2011 N 2 контролирующий орган не учёл наличие смягчающих ответственность обстоятельств, МДОУ "ЦРРДС N 4 "Светлячок" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при вынесении решения пришёл к выводу о правомерности привлечения общества к ответственности. При этом, исследовав и оценив характер и обстоятельства совершенного обществом правонарушения, а также учитывая незначительный пропуск срока для предоставления сведений и расчетов, отсутствие негативных последствий для бюджета, совершение правонарушений впервые, пришел к выводу о возможности снижения размера налоговых санкций с 48 778 руб. 60 коп. до 50 руб. по решению от 14.04.2011 N 084017 11 РК 0003296 и с 43 590 руб. 90 коп. до 50 руб. по решению от 14.04.2011 N 2.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Заявитель в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При исследовании доказательств, имеющихся в материалах дела, по правилам ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что расчет по страховым взносам и сведения, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета поступил в Пенсионный фонд 16.02.2011, то есть с нарушением вышеизложенных норм, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что МДОУ "ЦРРДС N 4 "Светлячок" правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По смыслу положений статей 1, 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ, статей 2, 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) с момента прекращения распространения прямого действия налогового законодательства на правоотношения в сфере пенсионного страхования основу правового регулирования вопросов привлечения к ответственности плательщиков взносов составляют положения главы 6 Федерального закона N 212-ФЗ.
Так, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ).
В статье 44 Федерального закона N 212-ФЗ закреплены обстоятельства, смягчающие (отягчающие) ответственность за совершение правонарушения в сфере пенсионного регулирования. Таковыми обстоятельствами являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел с участием административных органов необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П).
Принимая во внимание наличие открытого перечня обстоятельств смягчающих ответственность за совершение правонарушений в сфере уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из того, что плательщик привлекается к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах впервые, учитывая, что нарушение срока непредставление расчета по страховым взносам и сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета является незначительным, а также не причинило существенного вреда государственным и общественным интересам, пришёл к верному выводу о несоразмерности суммы штрафа последствиям совершённого правонарушения и уменьшил суммы штрафа до 50 рублей по каждому из оспариваемых решений.
С учётом изложенного, основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Взыскание с пенсионного органа госпошлины по апелляционной жалобе не производится в виду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 июля 2011 года по делу N А76-6713/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Трехгорном Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6713/2011
Истец: МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N4 "Светлячок", МУ "ДОУ Центр развития ребенка - детский сад N4 "Светлячок"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Трехгорном Челябинской обл., ГУ УПФР в г. Трехгорном Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8582/11