г. Владивосток |
Дело |
13 сентября 2011 г. |
N А51-7179/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2011 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: С.В. Шевченко
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания А. В. Лукониной,
при участии в заседании: от истца: Колосов В.В. (юрисконсульт по доверенности N 393/11 от 21.03.2011),
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
администрации Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5859/2011 на решение от 20.07.2011 судьи Е.В. Карандашовой, по делу N А51-7179/2011 Арбитражного суда Приморского края по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970; 692245, Спасск - Дальний, ул. Андреевская, 12) к администрации Приморского края (ИНН 2540037030, ОГРН 1022502275168; г. Владивосток, 690110, ул. Светланская, 22) третье лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края о взыскании 28 629 руб. 91 коп.
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - истец) обратилось в суд с иском о взыскании с администрации Приморского края (далее - ответчик) за счет казны Приморского края денежных средств в сумме 28 629 руб. 91 коп. - убытков, возникших в связи с предоставлением льгот ветеранам труда.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2011 исковые требования удовлетворены, с Приморского края в лице администрации Приморского края за счет казны Приморского края в пользу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" взыскано 28 629 рублей 91 копейку убытков, а также 2 000 рублей государственной пошлины по иску.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что мера социальной поддержки ветеранов труда предоставляется указанным лицам согласно нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, и в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в Приморском крае. Кроме того, ответчик полагает, что при предоставлении льготы должен учитываться только расход (доля) самого ветерана, без проживающих совместно с ним членов его семьи. Считает, что госпошлина не подлежит взысканию с администрации, поскольку на основании пункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от ее уплаты.
В судебном заседании представитель истца по доводам апелляционной жалобы возразил, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, льгота на тепловую энергию в период с октября 2006 года по январь 2008 года должна предоставляться ветеранам труда на общую площадь жилого помещения в пределах норматива потребления без учета социальной нормы площади жилья, что подтверждается также решениями мировых судов г. Спасска - Дальнего о взыскании в пользу указанной категории граждан излишне оплаченных сумм за услуги теплоснабжения.
В судебное заседание 07.09.2011 г.. представители ответчика и третьего лица не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, заслушав возражения на апелляционную жалобу, апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что между администрацией Приморского края (администрация) и КГУП "Примтеплоэнерго" (исполнитель) 20.02.2006 заключен договор N 3-ПТЭ о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг за счет средств краевого бюджета. В соответствии с п.п.2.2.1., 2.2.2. договора администрация обязалась возмещать исполнителю за счет средств краевого бюджета расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки ветеранам труда в пределах сумм, выделенных на эти цели из краевого бюджета на текущий месяц. Срок действия договора определен сторонами с 1.01.2006 по 31.12.2006 с условием пролонгации (п.6.1.договора).
КГУП "Примтеплоэнерго" с марта 2007 по январь 2008 оказывало услуги по энергоснабжению (отоплению) гражданам, проживающим на территории Приморского края и предоставляло льготу по оплате указанных услуг ветеранам труда в размере 50% стоимости услуг в пределах социальной нормы жилья.
Решениями мировых судей судебных участков г.Спасска-Дальнего по искам прокуратуры г.Спасска-Дальнего в мае 2010 с КГУП "Примтеплоэнерго" в пользу ветеранов труда, проживающих в г.Спасск-Дальний, взысканы излишне оплаченные суммы за услуги теплоснабжения за период с марта 2007 по январь 2008 путем производства перерасчета в счет будущих платежей.
Как следует из указанных решений, представленных истцом в материалы дела, вступивших в законную силу, имеющих преюдициальное значение в силу положений ч.3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 50% скидка на тепловую энергию должна была предоставляться ветеранам труда теплоснабжающими организациями за всю общую площадь в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, без учета социальной нормы площади жилья.
Представленными в материалы дела: решениями мирового судьи судебного участка N 57 г.Спасска-Дальнего Приморского края Бовсун В.А. от 14.05.2010, от 06.05.2010, от 30.04.2010, от 08.04.2010, от 09.04.2010, от 7.04.2010, от 23.03.2010, исполнительными листами серия ВС N 022750741, N 022750740, N 022750652, N 022750651, N 022750656, N 022750570, N 022750561, N 022750597, N 022750596, N 022750624, N 022750601, N 022750554, N 002539713, N 2-353/10 от 7.04.2011, постановлениями Межрайонного отдела по особым исполнительным производствами УФССП России по Приморскому краю о возбуждении исполнительного производства от 6.12.2010, от 25.11.2010, от 29.06.2010, об окончании исполнительного производства от 08.02.2011, от 28.09.2010, от 14.09.2010, от 28.10.2010 подтверждается осуществление КГУП "Примтеплоэнерго" перерасчета по предоставленным ветеранам труда льготам в период с марта 2007 по январь 2008. В связи с тем, что понесенные в спорный период КГУП "Примтеплоэнерго" расходы не были ему возмещены в сумме 28 629 руб. 91 коп., истец обратился с иском в суд.
Оценив доводы апелляционной жалобы и представителей сторон, дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Факт оказания услуг с марта 2007 по январь 2008 по энергоснабжению (отоплению) гражданам, проживающим на территории Приморского края и предоставление КГУП "Примтеплоэнерго" льготы по оплате указанных услуг ветеранам труда в размере 50% стоимости услуг в пределах социальной нормы жилья подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами. Решениями мировых судов подтверждается осуществление КГУП "Примтеплоэнерго" перерасчета по предоставленным ветеранам труда льготам в период с марта 2007 по январь 2008 за всю общую площадь в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, без учета социальной нормы площади жилья.
Согласно подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона РФ от 4.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действующим с 1.01.2005, указанный Закон дополнен статьей 26.3, предусматривающей, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу положений абзаца 2 ст.3 Федерального закона N 95-ФЗ от 04.07.2003 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), с 1 января 2005 года положения федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, указанным в пункте 17 статьи 1 настоящего Федерального закона (в части дополнения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пунктом 2 статьи 26.3), которыми определяются объем и порядок финансирования осуществления соответствующих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), применяются, если законами субъектов Российской Федерации по указанным вопросам не установлено иное.
Согласно положений ст. 22 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 10 указанного закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 ч.1 ст. 13 и ч.1 ст. 14 Закона Приморского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае" от 2.08.2005 N 271-КЗ расходные обязательства Приморского края, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов Приморского края, а также заключения Приморским краем или от имени Приморского края договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти Приморского края полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливаются органами государственной власти Приморского края самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита краевого бюджета.
22.12.04 Законодательным собранием Приморского края был принят Закон N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (далее - Закон N 206-КЗ), который установил правовые гарантии социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда.
В статье 4 Закона N 206-КЗ определены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в Приморском крае, без учета льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для отдельных категорий граждан, установленной законодательством Приморского края.
Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, оплата 50% коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 4 постановления губернатора Приморского края "О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" от 15.02.2006 N 17-пг меры социальной поддержки по оплате жилья и теплоснабжения предоставляются организациями жилищно-коммунального хозяйства льготным категориям граждан, проживающим в жилом фонде независимо от форм собственности, согласно сведениям, представленным территориальными отделами департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края; возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств краевого бюджета на основании договоров, заключаемых Администрацией Приморского края с организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Исходя из указанных норм, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что средства на реализацию льгот, установленных для ветеранов труда ФЗ РФ "О ветеранах" в марте 2007-январе 2008, должны были предусматриваться субъектом РФ в краевом бюджете на указанный год.
Из Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2007 год" от 27.12.2006 N 28-КЗ и приложения N 4 Закона Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2007 год" от 14.07.2008 N 285-КЗ, приложений к Законам Приморского края "О краевом бюджете на 2008 год" от 25.12.2007 N 179-КЗ, "Об исполнении краевого бюджета за 2008 год" от 29.06.2009 N 442-КЗ следует, что средства на компенсацию расходов, понесенных истцом и другими поставщиками услуг при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, были предусмотрены в 2007-2008 годах в недостаточном объеме, то есть имело место недофинансирование.
Между тем, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - Администрации Приморского в соответствии со ст. 43 Устава Приморского края N 14-КЗ от 06.10.1995 относятся: разработка для представления губернатором Приморского края в Законодательное Собрание Приморского края проекта краевого бюджета, обеспечение исполнения краевого бюджета и подготовка отчета о его исполнении для представления его губернатором Приморского края в Законодательное Собрание Приморского края.
Поскольку администрация Приморского края не предусмотрела в бюджете Приморского края достаточного количества денежных средств для возмещения поставщикам коммунальных услуг расходов, возникших в связи с предоставлением в 2007-2008 году льгот ветеранам труда, указанные обстоятельства привели к возникновению у КГУП "Примтеплоэнерго" в спорном периоде некомпенсированных расходов. С учетом условий заключенного администрацией Приморского края и КГУП "Примтеплоэнерго" договора N 3-ПТЭ от 20.02.2006, положений п.1 ст. 125 и п.1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно счел, что расходы КГУП "Примтеплоэнерго", возникшие в связи с предоставлением льгот ветеранам труда в период март 2007-январь 2008, в сумме 28 629 руб. 91 коп. подлежат взысканию с Приморского края в лице администрации Приморского края за счет казны субъекта РФ.
При этом, доказательств, подтверждающих предоставление субъектом РФ денежных средств КГУП "Примтеплоэнерго" в спорном периоде для компенсации расходов, возникших в связи с исполнением Закона Приморского края от 29.12.04 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", а также доказательства нецелевого использования денежных средств истцом, суду представлено не было.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании изложенных норм, установив факт невозмещения истцу понесенных расходов, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно статье 25 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2006 год" от 23.12.2005 N 319-КЗ главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда является Администрация Приморского края.
Изложенное свидетельствует, что судом первой инстанции правомерно произведено взыскание с надлежащего ответчика по рассматриваемому спору: субъекта РФ - Приморского края в лице Администрации Приморского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мера социальной поддержки ветеранов труда предоставляется указанным лицам согласно нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, и в пределах размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий в Приморском крае, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, правильно указавшей, что из имеющихся в материалах дела решений мирового судьи судебного участка N 57 г.Спасска-Дальнего следует начисление истцом по льготе за услуги по отоплению в пределах размера регионального стандарта.
Данные доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого определения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции незаконно взыскал государственную пошлину с ответчика, тогда как он освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционным судом отклоняются, поскольку решением суда с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы, а не государственная пошлина. Законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт.
Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.07.2011 по делу N А51-7179/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Шевченко |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7179/2011
Истец: КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский", КГУП Примтеплоэнерго филиал Спасский
Ответчик: Администрация Приморского края
Третье лицо: Департамент социальной защиты населения ПК, Департамент социальной защиты населения Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5859/11