г. Москва
14 сентября 2011 г. |
Дело N А41-42643/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН:5028026270, ОГРН:1075028001509): Митусова Н.А., по доверенности от 10.02.2011,
от административного органа: Гарипова А.М., по доверенности от 17.01.2011 N 03-14/00475,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Татарстанской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 14.04.2011 по делу N А41-42643/10, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВиК Лайн Компани" (ИНН:5028026270, ОГРН:1075028001509) к Татарстанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВиК Лайн Компани" (ООО "ВиК Лайн Компани", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Татарстанской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) по делу об административном правонарушении от 02.11.2010 N 10404000-539/2010, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, что составляет 263 840 руб. 78 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда первой инстанции, таможенный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, суд сделал неправомерные выводы о классификации спорного товара.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, подготовленном в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
В соответствии с договором об оказании услуг таможенного брокера N 01/10-08 от 01.10.2008, заключенным с ООО "СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА", ООО "ВиК Лайн Компани" 16.12.2009 осуществило таможенное оформление 11 товаров, в том числе о товаре N 7 (жгуты проводов), ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по товаросопроводительным документам: соглашение о поставке комплектующих СКD для DUCATO (платформа Х2.44) N 2/25.06; счет-фактура 406AW40017373 от 30.11.2009; 406AW40017617 от 03.12.2009; упаковочный лист 406AW40017373 от 30.11.2009.
Указанные жгуты проводов оформлены по грузовой таможенной декларации N 10404090/161209/П000666, в графе 33 ГТД товар классифицирован под кодом 8544300001, заявлены следующие сведения в отношении товара: провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них - комплекты проводов для свечей зажигания и комплекты проводов прочие, используемые в моторных транспортных средствах, самолетах или судах - для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, со ставкой ввозной таможенной пошлины 3 %.
Таможенным органом была проведена идентификационная экспертиза товара в ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Нижний Новгород (заключения эксперта ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Нижний Новгород от 28.01.2010 N 1059-2009), по результатам которой, установлено, что товар - жгут проводов категории 01341876080Е ООО "СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА" классифицирован неверно.
В ходе проведенной проверки правильности классификации товара таможня установила, что товар, заявленный в ГТД N 10404090/161209/П000666 "жгуты проводов" следует описывать следующим образом: проводники с изоляцией (провода), объединенные в жгут (провода изолированы изолентой или тканой изоляционной лентой из синтетических нитей и/или помещены в пластиковые гофрированные и не гофрированные шубки), снабженные пластиковыми разъемами наконечниками.) и/или металлическими клеммами для подключения к потребителям или источникам электрической энергии.
Проводам соответствует номинальное напряжение 12 В, для сборки автомобиля ФИАТ Дукато тип 244". Товар, указанный под N 7, необходимо классифицировать в соответствии с ТН ВЭД в товарной подсубпозицип 8544 42 900 8, как "провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них: проводники электрические на напряжение не более 1000 В прочие: - оснащенные соединительными приспособлениями: - прочие: - на напряжение не более 80 В: - прочие", со ставкой ввозной таможенной пошлины 20 %, о чем Татарстанской таможней принято Решение N 10404000-38-1.7/000205.
По данному факту 22.10.2010 старшим уполномоченным отдела административных расследований Татарстанской таможни в отношении ООО "ВиК Лайн Компани" составлен протокол об административном правонарушении N 10404000-539/2010, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, и.о. заместителя начальника Татарстанской таможни 02.11.2010 в отношении ООО "ВиК Лайн Компани" принято постановление N 10404000-539/2010, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 и в отношении него применено административное наказание в виде административного штрафа в размере 263 840 руб. 78 коп.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 14 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Кодексом.
Ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 указанного Кодекса, под недействительными понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным данным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 124 ТК РФ в ГТД указываются сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.
В силу пунктов 1, 2 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
При декларировании товаров представляются следующие основные документы:
- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
- имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
- транспортные (перевозочные) документы;
- разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 названного Кодекса;
- платежные и расчетные документы;
- документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 названного Кодекса.
В статье 323 ТК РФ определено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
В силу пункта 2 статьи 139 ТК РФ таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с названным Кодексом.
Права, обязанности и ответственность таможенного брокера установлены статьями 143, 144 ТК РФ.
Указанные выше нормы подтверждают наличие обязанности у заявителя как у таможенного брокера задекларировать товар при перемещении его через таможенную границу и указать в таможенной декларации достоверные сведения, необходимые для целей исчисления и взимания таможенных платежей.
Вместе с тем, в соответствии со статьями 39 и 44 ТК РФ таможенные органы уполномочены осуществлять ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 ТК РФ Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли РФ.
Ответственность наступает за недостоверное заявление не всех перечисленных в пункте 3 статьи 124 ТК РФ сведений о декларируемых товарах, а только сведений, необходимых для принятия решения об их выпуске (об условном выпуске), помещении под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
Как указано в пунктах 1 - 3 статьи 40 ТК РФ, товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. В случае нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Таким образом, несогласие таможни с кодом товара, заявленным декларантом или таможенным брокером в таможенной декларации, не может быть признано административным правонарушением со стороны последнего, поскольку и декларант, и таможенный орган действуют в соответствии с таможенным законодательством. Указание в ГТД неправильного кода ТН ВЭД, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
При заявлении декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего им кода ТН ВЭД таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, определенных статьями 367 и 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенное оформление товара на основании такой декларации либо принять меры после выпуска товара по получению от декларанта доначисленной суммы таможенной пошлины.
Согласно части 3 статьи 40 ТК РФ, в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товара.
В силу пункта 1 статьи 41 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (страны происхождения товара).
По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 главы 6 ТК РФ (статья 40 ТК РФ).
Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в таможенный орган соответствующий письменный запрос, который должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения, к которому должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы (пункт 1 статьи 42 ТК РФ).
Обществом направлен запрос в Федеральную таможенную службу о принятии предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС: выдаче предварительного решения о классификации в соответствии с ТН ВЭД товара. К запросу прилагались техническое описание, Соглашение и поставке оригинальных комплектующих для DUCATO (платформа Х2.44) N 2/25.06 и дополнительное соглашение к нему.
В запросе указано подробное описание товара, как оно указано в техническом описании, в частности, что жгут проводов с коннекторами представляет собой пучок медных многожильных проводов в изоляции ПВХ, собранных в жгут при помощи липкой ленты на тканевой основе, липкой ленты ПВХ и пластмассовой гофрированной трубки, жгут является одним из элементов электропроводки автомобиля FIAT DUCATO, представляет собой законченное изделие, прошедшее сборку на заводе-изготовителе, рассчитан на работу в электросети автомобиля номинальным напряжением 12 В.
По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 главы 6 ТК РФ (ст. 40 ТК РФ).
В предварительном решении по классификации товара по ТН ВЭД ТС (графа 7 решения) перечислены сведения о товаре, необходимые для классификации: жгут из изолированных медных проводов является комплектом медных проводов для электросети автомобиля на напряжение 12 В, силой тока 3-5 А, оснащенных соединительными приспособлениями, используются для подачи электропитания. Электрические проводники представляют собой набор медных многожильных разноцветных проводников с собственной изоляцией по всей длине, с соединительными элементами на концах, оснащенных крепежными пластиковыми зажимами и частично собранных между собой в пучки с помощью липкой ленты и пластмассовой гофрированной трубки.
Конструктивные особенности комплекса электрических проводов соответствуют требованиям установки его в кузове автомобиля.
Согласно Приказу ФТС РФ от 04.09.2007 N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" в графе 31 в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД, а также сведения о грузовых местах, в частности, необходимо указать наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товаров с добавлением сведений о производителе, обо всех товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, а также сведений о количественном и качественном составе декларируемых товаров.
В оспариваемом постановлении указано, что заполненная таможенным брокером графа 31 в ГТД N 10404090/161209/П000666 по товару N 7 не содержит информации, позволяющей однозначно отнести товар к конкретной подсубпозиции ТН ВЭД. Заявление недостоверных сведений о коде ТН ВЭД в графе 33 ГТД в данном случае связано с заявлением при описании товара в графе 31 указанной ГТД неполных сведений о характеристиках товара (тип кабеля, его исполнение и внешнее описание, максимальное напряжение, на которое рассчитан товар, наличие соединительных приспособлений), влияющие на его идентификацию по коду ТН ВЭД и повлекшее занижение размера таможенных пошлин, налогов.
Так, в соответствии с выводами эксперта в рамках заключения эксперта от 28.01.2010 N 1059-2009 возможная область применения и назначения исследуемого товара - сборка автомобилей Фиат. Определить максимальное напряжение, на которое рассчитан исследуемый товар, не представляется возможным, так как в распоряжении эксперта отсутствует соответствующий стенд и методика измерений. Проводам соответствует номинальное напряжение - 12 В. Исследуемый товар является законченным электротехническим изделием (жгутом проодов) и не является комплектом проводов (т.2 л.д.83-86).
С учетом заключения эксперта Татарстанская таможня пришла к выводу о том, что жгут проводов представляет собой сложное, многокомпонентное изделие, которое невозможно разделить на отдельные провода без нарушения целостности изоляции и соединительных приспособлений и, следовательно, его нельзя рассматривать как комплект проводов и, на основании ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД, надлежит классифицировать в товарной субпозиции 8544 42 900 8 как проводники электрические на напряжение не более 1000 В, оснащенные соединительными приспособлениями, на напряжение не более 80 В.
Между тем согласно техническому описанию комплекта проводов (01341876080Е) деталь (01341876080Е) жгут проводов задний правый представляет собой комплект проводов, идущий от панели приборов к приборам световой сигнализации и концевым выключателям, расположенным в задней части автомобиля справа. Деталь используется для промышленной сборки а/м ФИАТ ДУКАТО тип 244 (фургон). Конструктивно деталь является сборочной единицей и состоит из разъемов, клемм, защитной пластиковой гофрированной трубки, предназначенной для защиты и объединения проводов в жгут, проводов медных в пластиковой изоляции различных цветов и сечения, номинальное напряжение - 12В.
При этом в соответствии с пунктом 2.1 соглашения от 25.12.2006, заключенного между Министерством экономического развития и ООО "Северстальавто-ЕЛАБУГА", указанное соглашение является основанием для классификации ввозимых ООО "Северстальавто-ЕЛАБУГА" автокомпонентов в позициях ТН ВЭД "Для промышленной сборки".
Соглашение устанавливает совокупность условий, при соблюдении которых автокомпоненты, ввозимые ООО "Северстальавто-ЕЛАБУГА" на территорию Российской Федерации, будут классифицироваться для целей таможенного оформления как используемые для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов.
В соответствии с Перечнем "количество и стоимость (указанная в валюте поставочного контракта) автокомпонентов на условиях "склад продавца", классифицируемых кодами ТН ВЭД России "для промышленной сборки" (Приложение N 1 к Соглашению) комплекты проводов для свечей зажигания и комплекты проводов прочие, используемые в моторных транспортных средствах для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 соответствуют коду ТН ВЭД 8544 30 000 1.
В графе 31 ГТД N 10404090/161209/П000666 ООО "ВиК Лайн Компани" указало, что товар предназначен для промышленной сборки а/м Фиат Дукато тип 244 позиций 8702 и 8703, следовательно, товар должен быть классифицирован по коду 8544 30 000 1 ТН ВЭД.
Суд апелляционной инстанции полагает, что такое указание заявителем в графе 31 ГТД описания товара N 7, не привело к неправильному указанию в графе 33 ГТД кода ТН ВЭД и занижению таможенных платежей. Отсутствие занижения таможенных платежей не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В силу требований ТК РФ таможенные органы обязаны осуществлять проверку сведений и документов, представленных для перемещения товара через таможенную границу России и не допускает выпуск товара, в случае несоответствия сведений.
Товар классифицирован как заявителем так и таможней по коду позиции ТН ВЭД 8544.
По данной позиции определяется товар - "провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные кабели) и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, независимо от того, находятся они или нет в сборе с электропроводниками или соединительными приспособлениями".
Заявителем товар классифицирован по коду 85 44 30 000 1. Таможней принято классификационное решение о классификации товара по коду 85 44 42900 8.
Код 85 44 30 000 1 определяет товар - комплекты проводов для свечей зажигания и комплекты проводов прочие, используемые в моторных транспортных средствах, самолетах или судах: для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов.
Предварительное решением Федеральной таможенной службы Российской Федерации спорный товар классифицирован по коду ТН ВЭД 8544 30 000 8.
Данный код подтверждает правомерность избранной заявителем позиции товара, но определяет его как "прочие".
Предварительное заключение также свидетельствует о правомерности действий заявителя, поскольку оценив сведения о товаре отраженные в решении, суд пришел к выводу о соответствии основных и необходимых критериев, позволяющих определить необходимый код ТН ВЭД.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в рассматриваемом деле обществу вменено представлением недостоверных сведений, а не ошибочное определение кода ТН ВЭД товара. Следовательно, оценке подлежит достоверность представленных обществом в таможенный орган сведений.
Доказательств представления обществом недостоверных сведений о товаре таможенным органом не представлено.
Доводы таможенного органа направлены на оспаривание правомерности применения обществом заявленного в декларации ТН ВЭД в отношении ввозимого товара, что обществу оспариваемым постановлением не вменяется.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 16.1 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом установлено, что поскольку указанные обществом сведения о товаре соответствуют товаро-сопроводительной документации, оснований сомневаться в недостаточности или недостоверности сведений у общества не имелось, в действиях заявителя отсутствует вина.
При названных условиях отсутствие доказательств вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что исключает возможность привлечения заявителя к административной ответственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что обществом предприняты все возможные меры для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, по проверке достоверности представленных к таможенному оформлению документов и для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Доказательства обратного в материалы дела не представлены, в связи с чем, довод таможни о наличии вины в действиях общества является необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и оценены в полном объеме, отклоняются как несостоятельные ввиду неправильного толкования норм материального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.04.2011 по делу N А41-42643/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42643/2010
Истец: ООО "Вик Лайн Компани"
Ответчик: Татарская таможня
Третье лицо: ООО "СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА", Татарстанская таможня
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6845/11