г. Санкт-Петербург
15 сентября 2011 г. |
Дело N А26-10648/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей И.А. Сериковой, И.А. Тимухиной,
при ведении протокола судебного заседания Я.Ю. Олехнович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12765/2011) ЗАО "Запкареллес"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.02.2011 г.. по делу N А26-10648/2010 (судья Р.Б. Таратунин), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ЗАО "Запкареллес"
о взыскании 80 780 руб. 98 коп. договорных неустоек,
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомлен,
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Закрытому акционерному обществу "Запкареллес" (186370, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Гагарина, д. 28; ОГРН 1021001062565) (далее - Общество) о взыскании 80 780 руб. 98 коп. неустойки, начисленной в соответствии с подпунктами "а", "г", "д" пункта 5.4 договора аренды лесного участка N 53-з от 17.12.2008.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.02.2011 иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 21.02.2011 отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что ответственность за нарушение лесного законодательства установлена Лесным кодексом РФ и иными законами, в связи с чем Общество считает требования Министерства, основанные на положениях заключённого сторонами договора и вменяющие Обществу ответственность, не установленную законом, необоснованными.
В судебное заседание апелляционного суда представители сторон не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
17.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (на основании постановления Правительства Республики Карелии от 04.09.2010 N 177-П преобразовано в Министерство) (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 53-з (далее - Договор), в соответствии с которым Министерство предоставило Обществу во временное владение и пользование для заготовки древесины лесной участок площадью 213 460 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:16:00 00 00:0011, расположенный в Республике Карелия, Суоярвский р-н, ГУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество" (далее - лесной участок).
Пунктами 3.1, 3.4 Договора установлено, что пользование лесным участком осуществляется на основании лесной декларации и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, действующими нормативно-техническими документами, утвержденными органами государственной власти в области лесных отношений.
Общество согласно п. 4.4.2 Договора обязалось не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Лесные декларации об использовании леса с целью заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке поданы Обществом 28.07.2009, 03.08.2009, 06.08.2009, 09.09.2009, 03.11.2009, 10.11.2009.
При приемке лесосек 25.05.2010, 20.06.2010, 28.07.2010 должностными лицами Министерства выявлены нарушения лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов, а именно оставление не вывезенной в установленный срок древесины; оставление недорубов в виде отдельных деревьев; рубка семенных деревьев, о чем составлено 10 актов приемки лесосек (освидетельствования мест рубок).
В соответствии с пп. "а" пункта 5.4 Договора за рубку или повреждение плюсовых, семенных деревьев и деревьев в семенных куртинах и полосах арендатор выплачивает арендодателю неустойку в размере 7-кратной стоимости срубленных или повреждённых семенных деревьев и деревьев в семенных группах, куртинах и полосах.
В соответствии с пп. "г" п. 5.4 Договора за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки) Общество выплачивает Министерству неустойку в размере 2-кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно пп. "д" п. 5.4 Договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца Общество выплачивает Министерству неустойку в размере 3-кратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.
Претензионными письмами от 30.07.2010, 17.08.2010 Министерство предложило Обществу добровольно уплатить начисленную неустойку.
На основании постановления Правительства Республики Карелия от 04.09.10г. N 177-П Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Ссылаясь на то, что Обществом при заготовке и вывозке древесины было допущено нарушение лесохозяйственных требований, за совершение которого Договором установлена ответственность в виде неустойки, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании начисленных пеней.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на неправомерность установления соглашением сторон иной ответственности, дополнительной к ответственности, предусмотренной законом. При этом Общество ссылается на то, что согласно ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Лесной кодекс РФ, по мнению Общества, не предусматривает взыскания неустоек, а устанавливает обязанность возмещения причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства вреда лицами, его причинившими.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Согласно ст. ст. 99, 100 Лесного кодекса РФ в случае выявления нарушений лесного законодательства органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной либо уголовной ответственности, а также меры по обязанию таких лиц устранить выявленные нарушения и возместить причинённый вред в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.202 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
По мнению Общества, подпункты "г" и "д" п. 5.4. Договора, предусматривающие взыскание неустойки за нарушения лесного законодательства в виде оставления недорубов и не вывезенной в установленный срок древесины, противоречат п. 2 ст. 100 Лесного кодекса РФ, ст. 77 Федерального закона от 10.01.202 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что влечёт его недействительность.
Апелляционный суд считает указанные доводы Общества необоснованными ввиду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в заключении договора.
При этом, исходя из положения п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ, неустойка (штраф, пеня) может устанавливаться как законом, так и договором.
При таких обстоятельствах согласование сторонами в Договоре условия о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств соответствует требованиям ст. 422 Гражданского кодекса РФ. Доводы Общества о том, что действующее законодательство не предполагает возможности установления иной ответственности, помимо указанной в законе, не основаны на праве.
Исходя из изложенного, а также учитывая то, что факт нарушения порядка заготовки древесины Обществом не оспаривается, апелляционный суд считает правомерным взыскание с Общества предусмотренного Договором штрафа.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.02.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10648/2010
Истец: ГУ Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ЗАО "Запкареллес"