г. Чита |
Дело N А10-1623/2011 |
"13" сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Стрелкова А.В., Куклина О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июня 2011 года по делу N А10-1623/2011 по иску администрации г.Улан-Удэ ОГРН 1020300979192 ИНН 0323076085 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации представленному Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия ОГРН 1020300978037 ИНН 0323062117 о взыскании 795 005,81 руб., третье лицо - Дамдинова Цырема Ринчиновна (суд первой инстанции: судья Аюшеева Е.М.)
установил:
Администрация г. Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республики Бурятия о взыскании 795 005,81 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дамдинова Цырема Ринчиновна.
Истец в обоснование исковых требований указал, что обеспечение жильем военнослужащих не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Администрация г.Улан-Удэ предоставив Дамдиновой Ц.Р. жилое помещение по договору социального найма с возможностью его дальнейшей приватизации, то есть обеспечив жильем, приняла не себя расходные обязательства Российской Федерации, что противоречит требованиям Бюджетного кодекса. Переданная по договору социального найма квартира являлась собственностью муниципального образования "Городской округ "Город Улан-Удэ". В результате выбытия квартиры из владения муниципального образования, бюджету г.Улан-Удэ причинены убытки. Для осуществления собственных полномочий по обеспечению жильем малоимущих граждан, администрация г.Улан-Удэ будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости. Убытки истца составляют 795 005,81 руб., и рассчитаны исходя из средней цены одного квадратного метра жилья в г.Улан-Удэ
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июня 2011 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на положения пунктов 1, 2, 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29.12.2008 N 1053 Министерства обороны Российской Федерации, указал, что ответчиком по данному делу является Министерство обороны. Также указало, что собственником жилого помещения, переданного по договору социального найма являлась и на данный момент остается администрация г.Улан-Удэ, следовательно администрация никаких убытков не понесла.
Стороны надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу в котором указывается на обоснованность обжалуемого судебного акта.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 3.12.2010, вступившим в законную силу 26.01.2011, удовлетворены исковые требования Дамдиновой Цыремы Ринчиновны о возложении обязанности на администрацию Октябрьского района заключить договор социального найма на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Тобольская, 59 кв.13.
15.02.2011 администрацией Октябрьского района и Дамдиновой Цыремой Ринчиновной был заключён договор социального найма жилого помещения N 33, по которому администрация Октябрьского района передала Дамдиновой Ц.Р. и членам её семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности города Улан-Удэ состоящее из 1 комнаты в изолированной квартире общей площадью 23 кв.м, в том числе жилой 11,90 кв.м по адресу: г. Улан-Удэ, ул. ул.Тобольская, 59 кв.13.
Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение, составленному Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное Бюро технической инвентаризации" филиалом по Республике Бурятия по состоянию на 26.08.2003 общая полезная площадь квартиры составила 23 кв.м.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования на основании ст. ст. 132, 133 Конституции РФ, ст. ст. 31, 86 БК РФ, ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ, ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 16 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу, что в результате исполнения Администрацией г. Улан-Удэ решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 03.12.2010 указанная квартира выбыла из владения истца, так как администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан, соответственно за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства, в связи с чем, бюджету города Улан-Удэ причинены расходы в размере 795 005 руб.81 коп.
Четвертый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 59 (части 2) Конституции РФ гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (пункты 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения, в размере, определяемом одновременно с принятием соответствующего решения.
В силу определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия ФЗ "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем военнослужащего Вооруженных Сил не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения военнослужащему, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение Дамдиновой Ц.Р., администрация не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства.
Указанное толкование правовых норм дано Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума от 08.06.2010 N 2280/10, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы о том, что квартира не выбыла из владения истца, т.к. предоставлена третьему лицу не в собственность, а по договору социального найма, следовательно, никаких убытков у истца нет, подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
Доводы заявителя жалобы о том, что убытки истцу должны быть возмещены за счет средств Министерства обороны РФ, подлежат отклонению, поскольку ответственным за возмещение расходов является публично-правовое образование за счет казны в лице органа, осуществляющего контроль за ее расходованием, каковым является Минфин России в силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 июня 2011 года по делу N А10-1623/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1623/2011
Истец: Администрация г. Улан-Удэ, Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, УФК по РБ
Третье лицо: Дамдинова Цырема Ринчиновна
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3095/11