город Тула
15 сентября 2011 г. |
Дело N А68-2280/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3647/2011) администрации города Тулы
на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011
по делу N А68-2280/11 (судья Елисеева Л.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Компания "БЭСТ ОЙЛ" (г.Тула, ул. Ложевая, д. 125 а, ОГРН 1027100522998)
к администрации города Тулы ( г.Тула, пр-т Ленина, д.2)
о признании незаконным отказа и о признании недействительным постановления,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Порошков В.А., доверенность от 19.04.2011;
от ответчика: Комаров С.В., доверенность от 05.07.2011 N 24;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "БЭСТ ОЙЛ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Тулы (далее - администрация) от 24.02.2011 N 1350к в выдаче разрешения на строительство здания торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы и обязании администрации города Тулы к выдаче испрашиваемого разрешения на строительство.
Кроме того ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Тулы от 29.03.2011 N 743 "О признании утратившим силу постановления администрации города Тулы от 29.03.2010 N 1039" .
Указанные заявления арбитражным судом приняты к производству (дела N А68-1607/11 и N А68-2280/11), определением суда от 27.04.2011 данные дела объединены для совместного рассмотрения в одно производство N А68-2280/11.
Решением арбитражного суда от 22.06.2011 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, главой администрации города Тулы было издано постановление от 19.06.2008 N 2253, которым обществу с ограниченной ответственностью "Компания "БЭСТ ОЙЛ" предварительно согласовано место размещения здания торгового назначения, утвержден акт о выборе земельного участка площадью 5 919 кв.м, распложенного на землях населенного пункта (г. Тула) на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной (согласно прилагаемой схеме), и проект его границ (код @ 26193, т.1, л.д.27).
Данным постановлением утвержден градостроительный план земельного участка, определенного проектом его границ (код @ 26193), с присвоением ему регистрационного номера RU71330100000379.
В п. 3 постановления обществу предписано выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации; получить градостроительный план земельного участка в управлении градостроительства и архитектуры администрации города Тулы; обеспечить разработку архитектурно-строительного проекта, согласовать его с управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы и осуществить, в установленных федеральным законодательством случаях, государственную экспертизу проектной документации; обеспечить проведение кадастровых работ, постановку земельного участка на кадастровый учет и получить кадастровый паспорт (план) этого земельного участка; обратиться с заявлением в администрацию города Тулы о предоставлении земельного участка для строительства с приложением его кадастрового паспорта (плана).
Указанные мероприятия ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" выполнила.
В частности, постановлением главы администрации г. Тулы от 14.04.2009 N 888 в п. 1 постановления главы администрации г. Тулы от 19.06.2008 N 2253 было внесено дополнение, которым был установлен основной вид предварительно согласованного заявителю земельного участка - "для строительства здания торгового назначения" (т.1, л.д.29).
13.07.2009 постановлением администрации Тульской области N 519 Обществу в аренду для строительства здания торгового назначения предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 71:30:03 01 10:80, площадью 5 919 кв.м, находящийся примерно в 13 м по направлению на восток от ориентира здание образовательного учреждения, распложенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, р-н Пролетарский, ул. Гармонная, дом 37 (т.1, л.д.30).
На основании постановления от 13.07.2009 N 519 Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодатель) и ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сроком на 3 года (зарегистрирован в учреждении юстиции), по которому арендатору из земель населенного пункта передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:03 01 10:80, площадью 3919 кв.м, расположенный по адресу: участок находится примерно в 10 м по направлению от ориентира здание образовательного учреждения, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, р-н Пролетарский, ул. Гармонная, д. 37 (т.1, л.д.33-37).
Земельный участок предоставлен для строительства здания торгового назначения, границы участка закреплены на местности (отмежеваны), поставлены на государственный кадастровый учет и обозначены на прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка (пункты 1.2 , 2.1).
Градостроительный план N RU71326000-02005 рассматриваемого земельного участка утвержден постановлением главы администрации от 29.03.2010 N 1039 (т.1, л.д.32).
Проектная документация на "здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы" прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение (т.1, л.д. 45-65).
12.01.2009 постановлением главы администрации г. Тулы N 1 был признан пешеходным тупиковый участок на ул. Гармонной от ул. Марата до территории торгового центра "Пролетарский" (т.1, л.д.28).
Вместе с тем, рассмотрев соответствующее заявление общества от 14.02.2001, администрация г. Тулы письмом от 24.02.2011 N 1350к отказала Обществу в выдаче испрашиваемого им разрешения на строительство со ссылкой на п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, указав, что в градостроительном плане N RU71326000-02005 допущена техническая ошибка в части несоответствия его проекту застройки II Пролетарского микрорайона г. Тулы: часть улицы Гармонной является территорией общего пользования, не подлежащей застройке (т.1, л.д.44).
29.03.2011 администрация города Тулы приняла постановление N 743 о признании утратившим силу ранее изданного постановление администрации города Тулы от 29.03.2010 N 1039 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Пролетарском районе г. Тулы, на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной" (т.1, л.д.23).
Удовлетворив требования Общества об оспаривании названных ненормативных правовых актов, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно частям 1, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщиком прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" были приложены все необходимые документы, предусмотренные ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Администрация же считает, что градостроительный план земельного участка N RU71326000-02005, на котором планируется осуществлять строительство спорного здания торгового назначения, противоречит проекту застройки II Пролетарского микрорайона г. Тулы. Согласно проектной документации заявителя, объект - здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы, находится в зоне жилой застройки, но на уровне 2-3 этажей соединяется с существующим зданием ТЦ "Пролетарский", тем самым перекрывает поперечник улицы Гармонной, что не предусмотрено Генеральным планом г. Тулы, утв. решением Тульской городской Думы от 20.06.2007, и проектом застройки II Пролетарского микрорайона г. Тулы, утв. архитектором г. Тулы 03.02.1989. Согласно указанным градостроительным документам улица Гармонная является проездной жилой улицей, на которой располагаются объекты социального и культурно-бытового назначения.
Кроме того, по мнению администрации, застроив поперечник улицы Гармонной сооружением - переходом в существующий ТЦ "Пролетарский", заявитель тем самым получит право на приватизацию земельного участка, занимаемого проездной улицей Гармонной.
Исходя из изложенного, в целях недопущения нарушения ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, администрацией г. Тулы было отказано заявителю в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство объекта "Здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе города Тулы", а в последующем принято постановление от 29.03.2011 N 743 о признании утратившим силу постановления администрации города Тулы от 29.03.2010 N 1039, которым утвержден градостроительный план земельного участка N RU71326000-02005.
Как верно установил арбитражный суд, градостроительный план спорного земельного участка соответствует Генеральному плану муниципального образования город Тула, утвержденному решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г.. N 32/676, и Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утв. решением Тульской городской Думы от 24.06.2009 г.. N 70/1528 (т.2, л.д.84-89).
Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Согласно статье 34.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406, Ж-1 - это зона, предназначенная для высокоплотной застройки многоквартирными многоэтажными (5 - 25 этажей), жилыми домами с объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 71:30:03 01 10:80 и градостроительного плана следует, что видом разрешенного использования указанного земельного участка является "для строительства здания торгового назначения". Данное разрешенное использование соответствует разрешенному использованию, установленному для зоны Ж-1.
Проектирование новых и реконструкция существующих городских поселений осуществляется в соответствии с положениями СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, которые включают основные требования к их планировке и застройке с перспективой их развития. Согласно п.1.3 СНиП расчетный срок, как правило, должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.
В соответствии с п.5.8 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, при реконструкции жилой застройки допускается строительство новых зданий и сооружений, изменение функционального использования нижних этажей существующих жилых и общественных зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, а также использование надземного и подземного пространства при соблюдении санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований.
С учетом изложенных положений земли общего пользования не представляют собой исключительно как незастроенные и в перспективе незастраиваемые территории.
В рассматриваемом случае постановлением главы администрации г. Тулы от 12.02.2009 N 1 изменен правовой режим тупикового участка по ул. Гармонной от ул. Марата до территории торгового центра "Пролетарский", где согласно проектной документации планируется соединение проектируемого здания торгового центра с существующим зданием двухэтажной вставкой, поднятой над землей для обеспечения прохода людей и проезда автомобилей, участок признан пешеходным (т.1, л.д.28).
Из материалов дела следует, что проектная документация заявителя на здание торгового назначения получила положительное заключение государственной экспертизы (т.1, л.д. 45-65).
В разделе "иные показатели" вышеназванного градостроительного плана указано об обеспечении беспрепятственного прохода по пешеходному тупиковому участку по ул. Гармонной.
В проекте предусмотрено, что на участке улицы Гармонной по своему конструктивному решению здание торгового центра поднято над уровнем земли для обеспечения прохода людей и проезда автомобилей.
Тем самым в установленном порядке обеспечен беспрепятственный проход и проезд по ул. Гармонной, что не противоречит Проекту застройки II Пролетарского микрорайона города Тулы, утвержденному архитектором г. Тулы 03.02.1989г. с учетом действовавшего в то время правового режима улицы.
Генеральный план г. Тулы (утвержден решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676) с картой планируемого размещения объектов местного значения, в том числе рассматриваемого объекта, и документацию по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), разработанную в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, администрация не представила.
Правомерно не принят во внимание арбитражным судом довод администрации о том, что в случае выдачи спорного разрешения на строительство будет нарушена ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, содержащая запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектам, поскольку реализация землепользователем права на выкуп земельного участка во всяком случае может быть осуществлена с учетом имеющихся ограничений.
Кроме того, как усматривается из письма ГУП ТО "Тулземкадастр" (т.2, л.д.101-102), форма градостроительного плана земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840, предусматривает, что на чертеже градостроительного плана кроме мест допустимого размещения зданий, строений и сооружений также указываются и границы зон действия публичных сервитутов, которые отражены в градостроительном плане земельного участка с номером RU71326000-02005, утвержденном постановлением администрации г. Тулы от 29.03.2010 N 1039. При этом, будучи установленным в силу прямого указания нормативно-правового акта (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ), публичный сервитут обязателен для исполнения всеми субъектами, в том числе собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем и иными правообладателем земельного участка, в отношении которого такой публичный сервитут установлен.
В соответствии со ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, либо судом.
В силу п.4 ст. 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции, федеральным конституционным законом, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом правовой акт исключительно при наличии предусмотренных законом оснований.
Отменяя собственный нормативный акт, администрация г. Тулы не обосновала наличие на то причин, поскольку не сослалась на правовые нормы, которые были нарушены ранее принятым актом.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 по делу N А68-2280/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2280/2011
Истец: ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ", ООО Компания "Бэст Ойл"
Ответчик: Администрация г. Тулы, Администрация города Тулы