18 августа 2011 г. |
Дело N А72-913//2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от ООО "Стройпластмасс-СП" - не явился, извещен,
от ГУ - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Тюрина В.В., доверенность от 24 марта 2011 года N 01-14/05/9171,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Стройпластмасс-СП"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2011 года по делу N А72-913/2011, судья Рогожин С.П.,
принятое по заявлению ООО "Стройпластмасс-СП", (ИНН 7321006053, ОГРН 1027301057849), Ульяновская область, с. Полдомасово,
к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 04 февраля 2011 года N 13 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройпластмасс-СП" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик) N 13 от 04.02.2011 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Ответчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, пояснений ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Ответчиком проведена выездная проверка соблюдения заявителем порядка уплаты страховых платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 2007 г. по 2009 г.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки N 937н/с от 31.12.2010 г.
Как следует из акта проверки, заявителем занижена налогооблагаемая база для начисления страховых взносов на сумму премий и вознаграждений, носящих регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты (за многолетний и добросовестный труд, пожизненное пособие и т.п.), единовременных (разовых) премий независимо от источников их выплаты (к юбилейным датам и т.п.), не связанных с трудовыми результатами, других единовременных поощрений (стоимость подарков работникам к праздничным датам, материальной помощи к отпуску, в т.ч. 2007 г. - на сумму 6 003 062 руб. 11 коп.. 2008 г., 6 724 134 руб. 93 коп.. 2009 г. - 403 859 руб. 65 коп.
По результатам проверки вынесено решение от 04.02.2011 N 13 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стройпластмасс-СП" к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д.19-24).
В указанном решении отражено, что налогооблагаемая база занижена на 13 131 056 руб. 69 коп., в связи с чем доначислено взносов на сумму 110 580 руб. 44 коп. (п.2.3.2 акта проверки, приложение N 1 к акту проверки), пени в сумме 19 452 руб. 98 коп. за несвоевременное уплаты страховых взносов. В связи с неполной уплатой взносов в результате занижения налогооблагаемой базы за весь период проверки начислен штраф в общей сумме 13 948 руб. 01 коп. в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ. п.1 ст. 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ (п. 4.4 акта проверки).
Арбитражный суд первой инстанции, признавая правомерными выводы ответчика, изложенные в оспариваемом ненормативном акте, исходил из следующего.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта УРО ФСС РФ необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий (бездействия) требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в результате указанных действий (бездействия).
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Исходя из пункта 2 названной статьи страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
Как предусмотрено пунктом 4 Правил страховые взносы не начисляются на -выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень), за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Перечня к выплатам, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, относятся: материальная помощь, оказываемая работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации: материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.
В указанный Перечень не включены иные виды материальной помощи, ежемесячные пособия, а также премии.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, в настоящем случае, спорные выплаты носят компенсационный (выплата пожизненного пособия) и стимулирующий (материальная помощь и премии) характер в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, и, соответственно, являются элементами оплаты труда, в связи с чем подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при этом не имеет правового значения способ формирования источника выплат данных сумм.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.04.2009 по делу N ВАС-15142/08. от 10.05.2011 по делу N ВАС -17950/10.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Ссылка в апелляционной жалобе на Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ N 922 от 24 декабря 2007 года не влияет на законность принятого судебного акта, поскольку указанный документ не регулирует вопрос начисления страховых взносов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ :
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2011 года по делу N А72-913/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-913/2011
Истец: ООО " Стройпластмасс-СП"
Ответчик: ГУ Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ УРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8148/11