город Ростов-на-Дону |
дело N А32-16345/2010 |
13 сентября 2011 г. |
15АП-8206/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2011 по делу N А32-16345/2010, принятое судьёй Бондаренко И.Н., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансЛайнСервис" к Новороссийской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 24.05.2010 г. N 10317000-224/2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТрансЛайнСервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни от 24.05.2010 N 10317000-224/2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием вины общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что ООО "ТрансЛайнСервис", являясь лицом, осуществляющим таможенные операции с товаром, обладало полномочиями в отношении спорного товара и имело право совершать с товаром операции, предусмотренные статьей 104 Таможенного кодекса РФ. При этом таможенный орган указывает на то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. На основании изложенного таможенный орган полагает, что заявитель в целях заявления достоверных сведений имел возможность взвесить опломбированный контейнер и по мотивированному запросу получить разрешение таможенного органа на вскрытие контейнера и взвешивание товара до получения разрешения на ВТТ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения административного расследования, 29.03.2010 в порт Новороссийск в зону таможенного контроля ОАО "НМТП", расположенную по адресу: г. Новороссийск, ул. Портовая 14, созданную в соответствии с приказом ГТК РФ от 27.02.03 N 939 "Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем" прибыл т/х "Зим Индиа", с борта которого был выгружен контейнер N HLXU4301489 с товаром - "части прокатного стана и нагревательной печи", в количестве 2 грузовых мест, весом брутто 5 350 кг. Отправителем товаров согласно товаросопроводительных документов является ДАНИЕЛИ ЭНД С.ОФФИСИНЕ МЕКАНИЧЕ С.П.А., получателем товара является ЗАО "СЕВЕРСТАЛЬ - СОРТОВОЙ ЗАВОД БАЛАКОВО", 431840, Саратовская обл., г. Балаково, ул. Трнавская, ЗА, оф. 224.
Товар был помещен в зону таможенного контроля ОАО "НМТП" и учтен по Д01 N 10317100/29032010/0004045.
30.11.2009 ДАНИЕЛИ ЭНД С.ОФФИСИНЕ МЕКАНИЧЕ С.П.А. и Спет. Сайма Авандеро С.П.А. составили ордер N 9282052 на транспортировку груза на условиях поставки DDU ЗАО Северсталь 413840 Балаково.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ООО "РТЛ" и Сайма Авандеро С.П.А. 15.07.2009 заключили агентский договор N 09-56, в соответствии с которым ООО "РТЛ" взяло на себя обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортно-импортных и транзитных грузов Сайма Авандеро С.П.А.
В свою очередь ООО "РТЛ" и ООО "ТрансЛайнСервис" 01.12.2008 заключили договор 16/08, в соответствии с которым ООО "ТрансЛайнСервис" взяло на себя обязательство по транспортному экспедированию товара и транспортных средств, поступающих в порт Новороссийск в адрес ООО "РТЛ".
Во исполнение вышеуказанного договора ООО "ТрансЛайнСервис" 31.03.2010 на основании требований ст. 81 ТК РФ на Новороссийский центральный таможенный пост, расположенный по адресу: г. Новороссийск, ул. Портовая 22, была подана транзитная декларация N 10317100/310310/0002822 для получения разрешения на внутренний таможенный транзит товара "части нагревательной печи, сортового прокатного стана с линией производства катанки" - в количестве 2 грузовых мест, весом брутто 5 350 кг, находящегося в контейнере N HLXU4301489.
Для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган сведения, в соответствии с ч. 2 ст.81 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент возникновения спорных отношений), в том числе и о весе товаров.
09.04.2010 принято решение о проведении таможенного досмотра товара, заявленного по ТД N 10317100/310310/0002822.
По результатам осмотра товаров, находящихся в контейнере N HLXU4301489, заявленных по вышеуказанной ТД, составлен АТД N 10317100/090410/001059.
В ходе таможенного досмотра было установлено, что в вышеуказанном контейнере находятся части оборудования, состоящие из отдельных блоков и узлов, упакованные в пакеты из полимерного материала и уложенные в фанерные ящики различных размеров. Оборудование представляет собой металлические агрегаты и механические узлы, снабженные валами, системами подачи, опорами. Блоки и части оборудования окрашены в серый, синий и желтый цвета. На фанерных ящиках (грузовых местах) имеются ярлыки с указанием названий фирм продавца и покупателя, номера контракта, номеров по упаковочному листу, позиции, ордера, рабочего номера, размеров ящика и веса нетто/брутто.
В результате фактического взвешивания грузовых мест определено, что вес брутто грузового места N 1 (узел опор N 653411, согласно упаковочному листу) составил 5 140 кг; вес брутто грузового места N 2 (узел опор N 653433 согласно упаковочному листу) 2 480 кг. Путем сложения полученных при фактическом взвешивании значений, вес брутто товара составил 7 620 кг, что больше, чем заявлено в транзитной декларации на 2 270 кг.
Всего в контейнере обнаружено два грузовых места.
Таким образом, как полагает таможенный орган, ООО "ТрансЛайнСервис" в нарушение пункта 5 ч. 2 ст. 81 ТК РФ фактически сообщило таможенному органу недостоверные сведения о весе брутто товаров для получения разрешения на внутренний таможенный транзит, в связи с чем в действиях ООО "ТрансЛайнСервис", по мнению таможенного органа, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
По данному факту 29.04.2010 г. Новороссийской таможней в отношении ООО "ТрансЛайнСервис" в присутствии представителя составлен протокол об административном правонарушении N 10317000-337/2010 по признакам ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Постановлением от 24.05.2010 г. по делу об административном правонарушении N 10317000-224/2010 ООО "ТрансЛайнСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление явилось предметом оспаривания по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В силу ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образует сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок выдачи разрешения на внутренний таможенный транзит на момент возникновения спорных отношений был определен в статье 80 Таможенного кодекса Российской Федерации. Одним из обязательных условий для выдачи такого разрешения является представление транзитной декларации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ).
При этом в силу пункта 1 статьи 5 Закона N 87-ФЗ информация, предоставляемая экспедитору клиентом, должна быть полной, точной и достоверной.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 81 Таможенного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или объеме, кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков.
Нормами главы 10 Таможенного кодекса Российской Федерации экспедитор не наделен правом самостоятельно совершать какие-либо операции с товаром, включая его взвешивание. Обязанность запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, возникает у экспедитора только в случае представления неполной информации о товаре. В данном же случае, как следует из материалов дела, общество располагало полным комплектом товаросопроводительных документов, в которых указан вес товара. Положениями главы 10 раздела II Таможенного кодекса Российской Федерации перевозчику (экспедитору) не предоставлено право вскрытия контейнера для осмотра и взвешивания товаров с целью проверки сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах.
Не вытекает такое право и из вышеприведенных положений Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ, а также статьи 104 Таможенного кодекса РФ, на которые ссылается таможенный орган в своей апелляционной жалобе.
Согласно представленным экспедитором документам в контейнере N HLXU4301489 находится товар, - части нагревательной печи, сортового прокатного стана с линией производства катанки" - в количестве 2 грузовых мест, весом брутто 5 350 кг. Согласно поступившему поручению экспедитору надлежало только подать в Новороссийскую таможню транзитную декларацию. Оказание каких-либо иных услуг, выполнение работ ООО "ТрансЛайнСервис" не заказывалось и не поручалось. Учитывая, что в представленных документах сведения о товаре совпадали, а неточностей обнаружено не было, у ООО "ТрансЛайнСервис" отсутствовали основания проводить дополнительную проверку товара. Как следует из материалов дела, контейнер N HLXU4301489 находился в исправном состоянии, повреждений не имел, на запорном устройстве дверей контейнера находилась пломба отправителя и ее целостность не была нарушена.
Таким образом, заинтересованное лицо не доказало суду наличие у заявителя умысла на сообщение именно недостоверных сведений, а также то, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно: перед подачей транзитной декларации N 10317100/310310/0002822 ООО "ТрансЛайнСервис" не предпринял никаких мер, направленных на проверку достоверных сведений о товарах.
В этой связи суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что таможенный орган не доказал вину общества в сообщении при подаче транзитной декларации N 10317100/310310/0002822 недостоверных сведений о весе товаров для получения разрешения на внутренний таможенный транзит.
Применительно к положениям части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 указанные обстоятельства являются основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно признано незаконным и отменено оспариваемое постановление Новороссийской таможни.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2011 по делу N А32-16345/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новороссийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16345/2010
Истец: ООО "Транслайнсервис"
Ответчик: Новороссийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8206/11