г. Владивосток |
Дело |
16 сентября 2011 г. |
N А24-1455/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Т.А. Солохиной, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
стороны не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому
апелляционное производство N 05АП-5873/2011
на решение от 13.07.2011
судьи Жалудя И.Ю.
по делу N А24-1455/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Строй-тера" (ИНН 4101128300, ОГРН 1094101000234) к ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому (ИНН 4101035889, ОГРН 1044100663507)
о признании незаконным решения, признании недействительной записи N 210401157686 от 25.11.2010 об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй-тера" (далее - заявитель, Общество, ООО "Строй-тера") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому об исключении ООО "Строй-тера" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее -
ЕГРЮЛ); о признании недействительной записи N 2104101157686 от 25.11.2010 об
исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, заявитель уточнил требования и просил признать незаконным действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску- Камчатскому по внесению записи N 2104101157686 от 25.11.2010 об исключении ООО "Строй-тера" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица.
Решением суда от 13.07.2011 г.. уточненные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о несоблюдении налоговым органом процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (не принятие решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ) и отсутствии у Общества признаков недействующего юридического лица.
Налоговая инспекция, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что основанием для совершения оспариваемых действий явилось то обстоятельство, что Общество, в нарушение ст.23 Налогового кодекса РФ в течение последних 12 месяцев, предшествующих принятию решения о предстоящем исключении от 30.03.2010 не представляло в Инспекцию налоговые декларации. Также ответчик руководствовался тем, что Общество не осуществляло операций хотя бы одному банковскому счету. Совокупность данных обстоятельств позволило налоговому органу прийти к выводу о том, что Общество фактически свою деятельность не осуществляет, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" было принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. На основании данного решения, 25.11.2010 в ЕГРЮЛ была внесена запись об исключении ООО "Строй-Тера", фактически прекратившего свою деятельность. Ссылаясь на пункт 5 Правил ведения ЕГРЮЛ Инспекция указывает, что данные Правила разделят порядок внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ: исключение в связи с ликвидацией осуществляется на основании решения о государственной регистрации, исключение недействующего юридического лица осуществляется через три месяца после принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Поскольку банковский счет Обществом не открывался, учитывая непредставление налоговой отчетности, Инспекция считает правомерным свой вывод о том, что ООО "Строй-Тера" является недействующим юридическим лицом. Кроме того, пп.4,5 ст.23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), а также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, которая Обществом не исполнялась. Считает, что процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ нарушена не была.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили. От Общества поступил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 29.01.2009 ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице ООО "Строй-тера" с присвоением регистрационного номера 1094101000234. Общество состояло на налоговом учете в ИФНС по г. Петропавловску- Камчатскому.
30.07.2010 ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому принято решение N 200 о предстоящем исключении ООО "Строй-тера" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица. Данное решение опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 326 от 04.08.2010.
Не получив каких-либо заявлений от заинтересованных лиц, ответчик 25.11.2010 внес в ЕГРЮЛ запись за государственным регистрационным номером 21004101157686 об исключении ООО "Строй-тера" из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность.
Не согласившись с действиями о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО "Строй-Тера", посчитав их несоответствующими закону и нарушающими права и законные интересы, Общество оспорило их в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, основанием для внесения записи об исключении юридического лица из реестра юридических лиц является решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра юридических лиц.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из реестра определен ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 21.1 указанного Закона юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ возможно при наличии одновременно всех указанных в п. 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица (п. 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 21.1 этого же Закона установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что деятельность ООО "Строй-Тера" фактически осуществлялась, что подтверждается следующими обстоятельствами:
- 23.10.2009 постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 3218 утвержден акт выбора земельного участка от 08.10.2009
N 112;
- 03.03.2010 и 28.04.2010 ООО "Строй-тера" получены кадастровые паспорта земельного участка N 4101/201/10-2871;
- 25.03.2010 в ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому зарегистрированы сведения об изменении Устава ООО "Строй-тера";
- 05.04.2010 между ООО "Строй-тера" и ООО "Топографическое бюро" заключен договор на проведение межевания объектов землеустройства и подготовку землеустроительной документации N 022. Стоимость этих работ по договору составила 25391,00 руб. Согласно квитанциям от 05.04.2010 N 04 и от 04.05.2010 проведена оплата на сумму 10000,00 руб. и 15300,00 руб.;
- 07.04.2010 в ЕГРЮЛ внесена запись о приобретении учредителем, генеральным директором Башкировым П.А. 100% доли в уставном капитале;
- 22.04.2010 Обществом заключен договор об оказании услуг от 22.04.2010 N 22-04/10, связанных с получением градостроительной документации;
- 04.05.2010 Общество обратилось с заявлением в ГУПКК "Лесохрана" для согласования подключений к скважине водозабора и канализации;
- 11.05.2010 между ООО "Строй-тера" и ООО "Полиграф Дизайн" заключен договор займа, согласно которому заимодавец передает Обществу 20000000,00 руб. до 11.05.2027 Согласно п. 2.1 названного договора денежные средства передаются Обществу частями в срок, определяемый необходимостью. На основании писем Общества от 11.05.2010, от 26.07.2010, от 06.10.2010, от 09.12.2010, от 01.02.2011, от 15.02.2011, от 23.03.2011, от 01.04.2011 ООО "Полиграф Дизайн" перевел в счет о платы различные денежные суммы в счет обязательств Общества. Согласно Акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 11.04.2011 дебиторская задолженность у Общества перед кредитором ООО "Полиграф Дизайн" составила 1307570,24 руб;
- 03.06.2010 подготовлен градостроительный план земельного участка;
- по акту от 30.07.2010 N 15 Общество приняло научно-техническую продукцию в соответствии со СниП и ГОСТ, по счет-фактуре от 30.07.2010 N произведена оплата в размере 160000,00 руб.;
- 06.08.2010 Общество заключило с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае " Договор N 200 по выполнению санитарно- эпидемиологической экспертизы;
- 04.10.2010 Общество заключило договор N 56-10/10 с ООО "Востокстрой" на выполнение проектных работ по объекту, стоимостью 950000,00 рублей. Актом приема-передачи от 23.03.2011 года данные работы были выполнены и приняты Обществом;
- постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.10.2010 N 2934 Обществу в аренду для строительства зданий и сооружений строительной базы предоставлен земельный участок по ул. Халактырское шоссе в городе Петропавловске-Камчатском площадью 0,5490 га.
- 21.10.2010 ООО "Строй-тера" заключило с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа договор аренды земельного участка
N 319/10;
- 29.11.2010 договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю;
- 21.01.2011 утвержден акт выбора земельного участка для строительства N 130;
- 21.01.2011 Обществом заключен договор на оказание эксплуатационных услуг по передаче электроэнергии с ООО РПК "Петропавловская";
- 27.01.2011 Обществом получено разрешение N Э06-20-02 от ОАО "Камчатскэнерго " на присоединение к электрическим сетям;
- 18.02.2011 Обществом получено разрешение на строительство здания склада строительных материалов;
- 17.03.2011 администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа издано распоряжение N 152-р о согласовании Обществом вырубки 1116 деревьев, связи с чем Управлением благоустройства города Петропавловска- Камчатского по акту от 08.02.2011 N 21 выдано соответствующее разрешение и выставлен счет на оплату N 7 от 14.02.2011.
Кроме того, доказательства вынесения регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в материалах дела отсутствуют. При этом необходимость вынесения отдельного решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ прямо предусмотрена частями 13-15 пункта 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Поскольку налоговым органом не принималось решения об исключении ООО "Строй-тера" из реестра, следовательно, запись об исключении юридического лица внесена с нарушением порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Кроме того, решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра не подменяет собой решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Более того, из положений Закона N 129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически. Между тем, как было указано выше, Общество в период с 2009 по 2011 осуществляло свою деятельность.
Таким образом, Инспекция, принимая решение о предстоящем исключении ООО "Строй-тера" из ЕГРЮЛ и внося запись об исключении Общества из реестра, не выяснила всех обстоятельств и пришла к неверному выводу о наличии признаков недействующего юридического лица. Инспекцией в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнут вывод суда первой инстанции о том, что Общество является действующим юридическим лицом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Таким образом, открытие расчетного счета - это право, а не обязанность юридических лиц, в том числе Обществ. Следовательно, Общество может и не открывать счет в банке, в связи с чем, довод налогового органа о том, что отсутствие открытых счетов ООО "Строй-тера" в банке является одним из признаков недействующего юридического лица, необоснован.
В соответствии с подпунктами 3, 4, 6 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органы требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. В силу пункта 2 части 1 статьи 32 НК РФ на налоговый орган возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Таким образом, действующее налоговое законодательство предусматривает права и обязанность налогового органа контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законом рамках.
Учитывая, что ООО "Строй-тера" фактически свою деятельность не прекратило и на момент внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении являлось действующим юридическим лицом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о несоблюдении налоговым органом процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ и отсутствии у Общества признаков недействующего юридического лица, то есть отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для принятия решения об исключении юридического лица в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применили нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенном судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 06 июля 2011 г.. по делу N А24-1455/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1455/2011
Истец: ООО "Строй-тера"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому
Третье лицо: Башкиров Павел Алексеевич, ООО "Полиграф Дизайн", представитель ООО "Строй-Тера" Беркман Оксана Васильевна
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5873/11