Обязательно ли применение Единой тарифной сетки (ЕТС) в учреждениях физической культуры и спорта?
До 1 января 2005 года оплата труда работников всех государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта осуществлялась на основе общей для всех системе, основанной на использовании ЕТС, которая утверждалась на федеральном уровне и была обязательной для использования во всех бюджетных учреждениях.
В настоящее время согласно ст. 144 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта устанавливаются:
- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Рассмотрим, как регулируется оплата труда в учреждениях физической культуры и спорта на основе ЕТС на федеральном, уровне субъектов РФ и местного самоуправления. На федеральном уровне использование ЕТС данными бюджетными учреждениями регламентировано Федеральным законом N 22-ФЗ*(1) и Постановлением Правительства РФ N 785*(2).
В отношении использования ЕТС государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями физической культуры и спорта должны быть приняты соответствующие решения органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно. При этом государственные, органы местного самоуправления и органы власти субъектов РФ могут установить и иные системы оплаты труда.
Однако при этом должны быть соблюдены некоторые ограничения.
1. Согласно ст. 144 ТК РФ Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, при этом заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых (базовых должностных) окладов, базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.
2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений*(3). Согласно ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, в том числе и в отношении ЕТС.
В рекомендациях изложены единые принципы, которые должны быть предусмотрены законодательными и нормативными правовыми актами РФ, законодательными и нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Указанные рекомендации должны учитываться Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений физической культуры и спорта, что означает обязательность выделения средств в не меньших объемах, чем необходимо для их выполнения.
3. При формировании муниципальных и региональных систем оплаты труда должны выполняться предписания ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ*(4). В то же время при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием этого закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- при изменении после указанной даты порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления не могут быть ухудшены.
Выполнение указанных норм означает, в частности, что ранее определенные федеральным законодательством повышения ставок работникам учреждений физической культуры и спорта должны быть сохранены при формировании региональных и муниципальных систем оплаты труда. Так, системы оплаты труда должны обеспечивать установление специалистам социально-культурной сферы повышенных на 25% окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях. Именно такая норма была определена ст. 22 Закона РСФСР N 438-1*(5), утратившего силу с 1 января 2005 года.
Примером использования регионами своих возможностей может служить Санкт-Петербург, где все бюджетные учреждения переведены на новую систему оплаты труда, отличающуюся от ЕТС.
Нормативно-правовой базой санкт-петербургской системы оплаты труда работников учреждений физической культуры и спорта являются:
- Закон Санкт-Петербурга "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга"*(6);
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга "О системе оплаты труда работников спортивных школ и училищ олимпийского резерва, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга"*(7);
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга "О системе оплаты труда работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности, не являющихся спортивными школами и училищами олимпийского резерва, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга"*(8).
Система оплаты труда работников учреждений физической культуры и спорта предусматривает использование схем расчета должностных окладов руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений физической культуры и спорта, содержащих наборы коэффициентов для различных категорий работников (руководители, специалисты, служащие). Коэффициенты отражают различные основания для увеличения базовой единицы.
С 1 января 2006 года размер базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, установлен Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2007 год."*(9) в сумме 3 986 руб.
Базовая единица умножается на суммарный коэффициент, определяемый по схеме расчета. Таким образом, принципиальных отличий от ЕТС в данной системе оплаты нет, так как в результате перемножения коэффициентов получается некое обобщающее значение, на которое умножается базовая единица, фактически являющаяся аналогом первой ставки ЕТС, но формально ЕТС в Санкт-Петербурге не используется вообще.
А. Вифлеемский,
к.э.н., директор Нижегородского центра
экономики образования
1 июня 2007 г.
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".
*(3) Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утв. Решением российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2006, протокол N 9.
*(4) Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ".
*(5) Закон РСФСР от 21.12.90 N 438-1 "О социальном развитии села".
*(6) Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 531-74 "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".
*(7) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1675 "О системе оплаты труда работников спортивных школ и училищ олимпийского резерва, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".
*(8) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2005 N 1882 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности, не являющихся спортивными школами и училищами олимпийского резерва, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".
*(9) Закон Санкт-Петербурга от 27.11.2006 N 564-91 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2007 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"