г. Чита |
|
13 сентября 2011 г. |
Дело N А58-4354/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Стрелкова А.В., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Алданский район" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 года по делу N А58-4354/2010 по иску государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" ОГРН 1031402044145 ИНН 1435133520 к муниципальному образованию "Алданский район" Республики Саха (Якутия) ОГРН 1031400017230 ИНН 1402013393 о взыскании 1 773 358,66 руб., третьи лица - администрация муниципального образования "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия), Управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции: судья Семёнова У.Н.),
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Пака Д.Н., представителя по доверенности от 24.02.2011,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия) о взыскании 1 773 358,66 руб. задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением коммунальных ресурсов для нужд населения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в связи с применением государственных регулируемых цен (субвенции) за период с 1.01.2009 по 31.12.2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Алданский район", финансово-казначейское управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.10.2010 исковые требования были удовлетворены, с администрации муниципального образования "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в пользу государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" взыскана задолженность по возмещению издержек, связанных с применением государственных регулируемых цен за период с 1.01.2009 по 31.12.2009 в размере 1 773 358,66 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 26 197,98 руб.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7.02.2011 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.10.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела определением суда от 19.04.2011 произведена замена ответчика администрации муниципального образования "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) на муниципальное образование "Алданский район" Республики Саха (Якутия).
Определением суда от 19.04.2011 администрация муниципального образования "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) исключена из числа ответчиков по делу, муниципальное образование "Алданский район" Республики Саха (Якутия) исключено из числа третьих лиц.
Определением суда от 19.04.2011 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрация муниципального образования "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Определением суда от 24.05.2011 принято уточнение наименования третьего лица с Финансово-казначейского управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу на Управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу.
Истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика убытки на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 78 и 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.01.2008 N 6 в размере 1 773 358,66 руб. за период с 1.01.2009 по 31.12.2009.
Из материалов дела судом установлено, что 1.01.2009 между государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" и муниципальным образованием "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) был заключён договор о субсидировании (компенсации выпадающих доходов) организациям, предоставляющим коммунальные ресурсы для нужд населения, по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в связи с применением государственных регулируемых цен от 1.01.2009 N 02/03-09, который согласно пункту 1.1 регулирует отношения по предоставлению распорядителем получателю бюджетных средств в виде субсидий в связи с применением государственных регулируемых цен. Согласно пункту 1.2 указанного договора компенсация предоставляется в виде безвозмездного перечисления получателю денежных средств в размере плановой компенсации с учётом фактической поставки. Плановый размер компенсации получателю составляет согласно приложению N 1 к договору 126 761 365 руб.
Истец в обоснование исковых требований указал, что тарифы для населения не восполняют затраты государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" на оказание услуг, в связи с чем разница в тарифах должна быть возмещена из бюджета муниципального образования.
Муниципальное образование "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) оплатило разницу между расходами истца на производство тепловой энергии и установленными для населения тарифами в размере 116 108 282,30 руб. С учётом сальдо на 1.01.2009 в сумме 50 руб. и частичной оплаты долга задолженность ответчика за период с 1.01.2009 по 31.12.2009 составила 1 773 358,66 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчётов по состоянию на 1.01.2010.
Ответчик исковые требования не признал, указав, что задолженность у муниципального образования "Город Томмот" возникла по вине самого муниципального образования вследствие несоблюдения установленного механизма возмещения затрат ресурсоснабжающих организаций, возникающих в связи с разбором воды (теплоносителя) из системы отопления потребителями. Субсидии на финансирование убытков распределялись в пределах выделенных в течение 2009 года средств.
Муниципальное образование "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) подтвердило частичное неисполнение обязательств по договору N 02/03-09 на сумму 1 773 410,70 руб., пояснив, что распределение средств для финансирования убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен населению по муниципальным поселениям производится муниципальными образованиями.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) указало, что льготный тариф для населения муниципального образования "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия) не утверждался. В подтверждение перечисления ответчику в 2009 году субсидии на финансирование убытков предприятий жилищно- коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен Министерство финансов представило платёжные поручения на сумму 597 229,80 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 года с муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) в пользу государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" за счёт казны муниципального образования "Алданского района" Республики Саха (Якутия) в качестве возмещения убытков взыскано 1 773 358,66 руб. за период с 1.01.2009 по 31.12.2009, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 26 197,98 руб.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования "Алданский район" обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает необоснованными выводы суда о том, что администрацией муниципального образования "Алданский район" утверждён льготный тариф на горячую воду, разбор которой осуществляется населением из системы отопления для населения муниципального образования "Город Томмот", поскольку тарифы на коммунальные услуги установлены решением Алданского районного совета от 9.12.2008 N 3-4 "О тарифах на коммунальные услуги для населения на территории муниципального образования "Алданский район". Во многих районах Республики Саха (Якутия) услуга по горячему водоснабжению для населения осуществляется только в отопительный сезон с помощью разбора воды из системы отопления, в связи с чем возникает проблема, связанная с взиманием платы с граждан за потреблённый ресурс. Для возмещения затрат ресурсоснабжающим организациям, возникающих в связи с разбором воды (теплоносителя) из системы отопления потребителями, протоколом совещания в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) N 14 от 30.01.2009 определён механизм их возмещения. В соответствии с данным протоколом услуга горячего водоснабжения из системы отопления должна оплачиваться населением в том же порядке, тарифах и объёмах, которыми руководствуются при централизованном обеспечении горячей водой. С указанным протоколом были своевременно ознакомлены все администрации поселенческого уровня. Все поселения на территории Алданского района, кроме муниципального образования "Город Томмот", при заключении договоров на поставку услуг предусмотрели в доходной части платежи населения, пользующегося горячей водой из системы отопления. В результате сумма доходов, которая должна была взиматься с населения в 2009 году, в размере 1 773 358,66 руб. оказалась для поставщика услуг выпадающими доходами. Муниципальное образование "Алданский район" при распределении субсидий на финансирование убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению на 2009 год распределяло суммы указанных субсидий строго в пределах выделенных в течение 2009 года Министерством финансов Республики Саха (Якутия) средств и перечисляло их в полном объёме поселениям, в том числе муниципальному образованию "Город Томмот". Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ответчик указал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Истец и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, за исключением ответчика, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Заявляя требование о возмещении убытков, истец обязан был в судебном заседании доказать совокупность следующих элементов: наличие неправомерного поведения ответчика, наличие убытков у самого истца, наличие причинной связи между первыми двумя элементами и размер убытков. При этом ответчик имел возможность доказать, что убытки истцу причинены не по его вине.
В данном случае неправомерное поведение ответчика заключается в следующем: судом установлено, что истец в 2009 году поставлял коммунальные ресурсы и оказывал услуги по водоотведению для нужд населения, проживающего на территории муниципального образования "Город Томмот" Республики Саха (Якутия) муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия).
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" расчёты за поставляемую истцом продукцию осуществляются по тарифам (ценам), подлежащим государственному регулированию.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в полномочия субъекта Российской Федерации входит установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях предписано предусматривать выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесённым настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 19 указанного Федерального закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Пунктом 5 статьи 19 названного Закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждён Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка распределения средств, передаваемых органам местного самоуправления для финансирования убытков предприятий ЖКХ в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению, утверждённого постановлением правительства Республики Саха (Якутия) N 6 от 19.01.2008, распределение средств, передаваемых органам местного самоуправления для финансирования убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению по муниципальным районам и городским округам, производится правительством Республики Саха (Якутия) и передается бюджетам муниципальных районов в виде субсидий.
В силу требований постановления Государственного комитета по ценовой политике Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 21.11.2008 N 72/42 "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) на 2009 год", постановления правительства Республики Саха (Якутия) от 10.05.2007 N 199 "О полномочиях по регулированию цен и тарифов в Республике Саха (Якутия)" и соглашений о передаче осуществления полномочий органов местного самоуправления городского и сельских поселений по регулированию цен (тарифов) ответчик постановлением N 144 от 2.12.2008 установил размер платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год.
Решением Алданского районного совета Республики Саха (Якутия) N 3-4 от 9.12.2008 "О тарифах на коммунальные услуги для населения на территории муниципального образования "Алданский район" на 2009 год", утверждены и введены в действие с 1.01.2009 тарифы на коммунальные услуги для населения, в том числе на центральное отопление квартир, домов ЖСК и домов индивидуальных владельцев.
При этом установленные для населения тарифы не восполняли затраты истца на оказание услуг, в связи с чем соответствующая разница в тарифах подлежала возмещению ему из бюджета муниципального образования, установившего тариф, то есть из бюджета ответчика, на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность исполнена ответчиком ненадлежащим образом, на сумму 1 773 358,66 руб. разница между реальными расходами истца на производство тепловой энергии и установленным для населения тарифом последнему не возмещена. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности, возложенной на него действующим законодательством, является неправомерным поведением.
Наличие убытков истца подтверждается следующим: реальные затраты истца на производство и транспортировку тепловой энергии превышают величину установленного ответчиком тарифа на тепловую энергию для населения. Следовательно, поставляя свой товар данной группе потребителей, истец не имеет возможности полностью покрыть свои расходы.
Тот факт, что истец в 2009 году фактически поставил населению, проживающему на территории муниципального образования "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия) муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия), тепловую энергию, объём поставленной тепловой энергии, ответчиком не оспаривается и объективно подтверждается материалами дела.
Истец и муниципальное образование "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) подписали акты поставки коммунальных ресурсов и водоотведения для нужд населения за январь-апрель, май-июнь, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2009 года с указанием объёмов и стоимости коммунальных ресурсов на общую сумму 117 881 690,96 руб.
Муниципальное образование "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) оплатило разницу между реальными расходами истца на производство тепловой энергии и установленными для населения тарифами в размере 116 108 282,30 руб. С учётом сальдо на 1.01.2009 в сумме 50 руб. и частичной оплаты долга задолженность ответчика составила 1 773 358, 66 руб.
Актом сверки взаимных расчётов по финансированию убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в связи с установлением государственных регулируемых цен по состоянию на 31.12.2009 муниципальное образование "Город Томмот" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) признало долг перед истцом в размере 1 773 358,66 руб.
Возникновение данных убытков у истца состоит в прямой причинной связи с неправомерным поведением ответчика, который ненадлежащим образом исполнил свою обязанность компенсировать истцу разницу между действительной стоимостью тепловой энергии и установленным тарифом на эту энергию.
В качестве обоснования размера убытков истец представил подробный расчёт. Ответчик данный расчёт по существу не оспорил, а, следовательно, признал в силу положений пункта 3N статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Никаких доказательств отсутствия своей вины в причинении убытков истцу ответчик суду не представил. Более того, в данном случае обязанность ответчика возместить истцу убытки в виде выпадающих доходов предусмотрена нормами публичного права, а потому наличие либо отсутствие его вины в причинении убытков юридического значения не имеет.
Все приведённые выше выводы суда первой инстанции являются верными и полностью разделяются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые ответчику в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки подлежат возмещению за счёт средств казны муниципального образования.
Судом не установлено, что Республика Саха (Якутия) в спорный период возлагала на администрацию муниципального образования "Город Томмот" Алданского района Республики Саха (Якутия) обязательства по возмещению межтарифной разницы. Порядок и механизм предоставления средств бюджета городского округа "Город Томмот" и передаваемых ему субсидий из бюджетов вышестоящего уровня предприятиям и организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению в спорный период в спорный период, определён не был.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что договор о субсидировании (компенсации выпадающих доходов) организациям, предоставляющих коммунальные ресурсы и водоотведение для нужд населения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в связи с применением государственных регулируемых цен, заключённый между истцом и муниципальным образованием "Город Томмот" Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) недействителен в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данное муниципальное образование не имело полномочий на заключение подобного договора. В соответствии со статьёй 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента совершения.
Довод ответчика о том, что задолженность у муниципального образования "Город Томмот" перед истцом возникла только по вине муниципального образования "Город Томмот" Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и образовалась исключительно вследствие несоблюдения самим муниципальным образованием установленного механизма возмещения затрат ресурсоснабжающих организаций, в связи с разбором воды (теплоносителя) из системы отопления потребителями, является голословным, надлежащими доказательствами не подтверждён, а потому оценивается судом критически.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 года по делу N А58-4354/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
О.А. Куклин |
Судьи |
А.В.Стрелков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4354/2010
Истец: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)"
Ответчик: Администрация МО "Алданский район", Администрация МО "Город Томмот"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Алданский район", Администрация муниципального образования "Город Томмот", Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Управление Министерства финансов РС(Я) по Алданскому улусу, Управление МФ РС(Я) в Алданском районе