Суверенная самодостаточность
Банковскую систему Татарстана можно отнести к числу уникальных или во всяком случае - особенных. Если рассматривать всю российскую банковскую систему в региональном разрезе, то уникальных здесь найдется четыре - Москва, Дагестан, Тюменская область и Татарстан. Все эти регионы отличаются количественным преимуществом местных банков над иногородними.
В каждом из четырех случаев этот феномен вполне объясним: Москва - столица, административный центр страны, точка пересечения всех финансовых потоков. Тюмень - столица нефтегазовая, источник благополучия страны. Дагестан - экономически слабый регион с высокой долей теневого сектора в экономике. А Татарстан - регион суверенный, который по определению должен обладать суверенной финансовой системой.
Для упрощения анализа из этой четверки можно исключить Дагестан, поскольку, несмотря на обилие кредитных учреждений, на самом деле банковская система этой республики довольно слаба в финансовом отношении. Москву тоже некорректно сравнивать с другими регионами с этой точки зрения. Таким образом, банковскую систему Татарстана наряду с тюменской можно считать наиболее самодостаточной.
В таблице приведены данные по нескольким регионам из числа тех, которые сопоставимы с Татарстаном по экономическим показателям, а также данные по некоторым республикам. Последняя колонка таблицы содержит коэффициент, который условно можно так и называть - "коэффициентом самодостаточности". Он представляет собой отношение числа местных банковских структур (банки плюс их филиалы) к числу иногородних филиалов. Можно спорить о стопроцентной информативности или корректности этого показателя, но - по крайней мере, в первом приближении - он дает вполне ясную картину.
Как видно из таблицы, татарстанские банки по этому показателю выгодно выделяются среди банковских систем других регионов, многие из которых в экономическом отношении не слабее, а некоторые даже сильнее поволжской республики. Например, в Башкортостане, где очень сходная с Татарстаном экономика: и по объему, и по ресурсной обеспеченности, и по структуре - "коэффициент самодостаточности" существенно ниже. При этом следует учитывать, что Башкортостан тоже - национальная республика с очень влиятельной местной властью и потому мог бы рассчитывать на некоторую самобытность. Несколько лучше ситуация в Нижегородской, Самарской, Свердловской и Челябинской областях, но и здесь позиции местных банков по меньшей мере вдвое слабее по сравнению с татарстанскими.
С другой стороны, встает вопрос о том, можно ли считать высокий "коэффициент самодостаточности" татарстанской банковской системы признаком ее реальной силы? Ведь по размерам суммарных активов кредитных организаций, зарегистрированных в регионе, банковская система Татарстана уступает соседним Башкортостану, Саратовской и Нижегородской областям. Иными словами, реальная сила у банковской системы действительно есть, а вот ощутимого преимущества перед другими сопоставимыми по размерам регионами - нет. Таким образом, уникальность татарстанской банковской системы в большей мере количественная, а основополагающим фактором этой уникальности является именно "суверенный" ресурс - то есть патернализм местных властей по отношению к своим банкам. Ведь закрытость Татарстана для иногородних банков уже давно является притчей во языцех. Точнее, можно было бы говорить об относительной закрытости, так как ряд крупных московских банков все же сумели здесь обосноваться, но реальной конкуренции местным банкам они до последнего момента оказывать не могли. По крайней мере, соперничать с большой "татарстанской тройкой" - "АК Барсом", "Девон-кредитом" и "Татфондбанком" на равных они еще не могут.
Местная административная власть в этом отношении проявляет внимательность и быстро реагирует на изменения конъюнктуры. Например, в 2006 году было отмечено повышение активности иногородних банков на территории Татарстана. Так, количество иногородних филиалов здесь выросло за год на 12%. Этот факт тут же вызвал обеспокоенность властей. В последнем послании президента Татарстана Ментимера Шаймиева Государственному совету республики было сказано: "Возникает и обеспокоенность по поводу упрощенной процедуры открытия в республике кредитно-кассовых офисов банков, расположенных в других регионах: Резко усилился вывоз капитала из республики через эти каналы. Республика всегда подходила к этому вопросу через призму защиты интересов населения и экономической целесообразности. Правительству республики совместно с Национальным банком необходимо срочно разработать и предложить и комплекс защитных мер". Надо полагать, что после этих слов рост числа иногородних филиалов в республике замедлится.
Количество дейст- вующих кредитных организаций |
Кол-во филиалов кредитных органи- заций данного ре- гиона |
Кол-во филиалов кредитных органи- заций других реги- онов |
Коэффициент са- модостаточности |
|
I | II | III | I + II / III | |
Татарстан | 26 | 58 | 53 | 1,584906 |
Башкортостан | 11 | 0 | 52 | 0,211538 |
Нижегородская область | 19 | 33 | 61 | 0,852459 |
Чувашия | 5 | 0 | 24 | 0,208333 |
Самарская область | 22 | 19 | 68 | 0,602941 |
Пермский край | 9 | 3 | 59 | 0,20339 |
Дагестан | 36 | 62 | 12 | 8,166667 |
Волгоградская область | 6 | 1 | 55 | 0,127273 |
Республика Саха | 6 | 9 | 45 | 0,333333 |
Москва | 593 | 33 | 109 | 5,743119 |
Московская область | 14 | 9 | 132 | 0,174242 |
Санкт-Петербург | 42 | 26 | 115 | 0,591304 |
Свердловская область | 25 | 18 | 71 | 0,605634 |
Тюменская область | 23 | 79 | 69 | 1,478261 |
Челябинская область | 12 | 42 | 64 | 0,84375 |
Красноярский край | 5 | 10 | 67 | 0,223881 |
Можно спорить о преимуществах и недостатках обоих принципов: безграничной открытости или патерналистской опеки. Тем более что и сама Россия в преддверии вступления в ВТО активно отстаивает интересы своей банковской системы от возможного наплыва зарубежных финансовых институтов. Но при этом нельзя отрицать тот факт, что по сравнению с другими регионами татарстанская банковская система развивалась в последние годы в более "оранжерейных" условиях, что и послужило главным фактором ее процветания. Во всяком случае, сложно спорить с тем, что конкурентные условия для местных банков здесь были более предпочтительными. Изменение же схемы взаимоотношений между центром и региональной властью, которые исключать нельзя, может создать определенные риски и привести к нивелированию самодостаточности местной банковской системы.
А. Куц,
специалист аналитического центра AK&M
"БДМ. Банки и деловой мир", N 5, май 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"