г. Пермь
31 августа 2010 г. |
Дело N А60-14742/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Усцова Л.А., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии
18.08.2010:
от заявителя - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9": Теребова И.В. по доверенности от 18.06.2010,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Правительства Свердловской области: не явились,
при участии
24.08.2010:
от заявителя - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9": Мансурова Е.А. по доверенности от 24.12.2009 N 28,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Правительства Свердловской области: не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июня 2010 года
по делу N А60-14742/2010,
принятое судьей Филипповой Н.Г.
по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
заинтересованное лицо: Правительство Свердловской области,
об оспаривании бездействия,
установил:
Открытое акционерное общество (ОАО, общество) "Территориальная генерирующая компания N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление), выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка площадью 159 061 кв.м, расположение установлено относительно ориентира здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: область Свердловская, г. Первоуральск, ул. Торговая, 1, с кадастровым номером земельного участка 66:58:01 16 001:266, категория земель - земли населенных пунктов; а также об обязании Управления исправить кадастровую ошибку путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, сведений о кадастровой стоимости земельного участка, соответствующих десятому виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (с учетом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2010 (с учетом определения от 06.07.2010 об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок) признано незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка площадью 159 061 кв.м, расположение установлено относительно ориентира здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: область Свердловская, г. Первоуральск, ул. Торговая, 1, с кадастровым номером земельного участка 66:58:01 16 001:266. Кроме того, арбитражный суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области исправить кадастровую ошибку путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений об удельном показателе кадастровой стоимости, сведений о кадастровой стоимости указанного выше земельного участка.
Заинтересованное лицо с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Данное лицо указывает на то, что Управлением было принято решение о необходимости устранения выявленных кадастровых ошибок, это же лицо передало указанное решение заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в целях проведения уточняющих расчетов кадастровой стоимости земельных участков исполнителем работ, следовательно, предусмотренные действующим законодательством меры для исправления кадастровой ошибки Управление выполнило, бездействия как такового не было. Кроме того, по мнению заинтересованного лица, в настоящем случае отсутствует нарушение прав заявителя, вызванное именно действиями (бездействием) Управления, а также отсутствует нарушение норм права, регулирующих вопросы исправления кадастровых ошибок.
Наряду с апелляционной жалобой Управление также представило в арбитражный суд апелляционной инстанции дополнительные документы, которые не были представлены в суд первой инстанции (письмо от 21.08.2009 N 05-10/1923, сопроводительное письмо от 03.09.2009 N 78-11647 с приложением решения от 18.08.2009 "О кадастровых ошибках в экономических характеристиках земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов", протокол выявления кадастровых ошибок от 18.08.2009, таблица для отображения результатов расчета КС ЗУ, государственные контракты от 18.09.2007 N ГК-159 и от 30.05.2007 N ГК-50).
Арбитражный суд отказывает Управлению в приобщении указанных документов к материалам дела на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данное лицо не обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, которые, в свою очередь, арбитражный суд апелляционной инстанции мог бы признать уважительными.
Заявитель направил в арбитражный суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь при этом на несостоятельность ее доводов.
Заинтересованное лицо - Правительство Свердловской области, отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд не направило.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 18.08.2010 представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Протокольным определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 в судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 24.08.2010.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 24.08.2010 представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и по сути сторонами не оспаривается то, что ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" является арендатором земельного участка площадью 159 061 кв.м с кадастровым номером 66:58:01 16 001:266, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Торговая, 1.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования.
Из пояснений заявителя следует, что 13.03.2009 данное лицо получило кадастровый паспорт спорного земельного участка, в котором указана кадастровая стоимость в размере 431 184 149 руб. 41 коп. и удельный показатель кадастровой стоимости - 2 710 руб. 81 коп./кв.м; в последующем из запрошенного отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" стало известно о том, что спорный земельный участок отнесен к 9-й группе видов разрешенного использования.
Из материалов дела следует и то, что заявитель 28.07.2009 направил в адрес Управления письмо N 6058/41 (л.д. 34) с просьбой об уточнении размера кадастровой стоимости, в том числе, спорного земельного участка, исходя из средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков 10 группы видов разрешенного использования, поскольку земельный участок относится именно к данной группе видов разрешенного использования.
В ответ на данное обращение Управление ответило письмом от 25.08.2009 N 05-10/1938 (л.д. 33), из которого следует, что в ходе проверки сведений государственного кадастра недвижимости по указанному земельному участку были выявлены кадастровые ошибки экономических характеристик земельных участков (о кадастровой стоимости земельного участка), в том числе спорного, основанием которых явились ошибки в Постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Кроме того, в письмах от 23.11.2009 N 6001-1/671 и от 11.01.2010 N 6001-051/1, адресованных Управлению (л.д. 32, 36), ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" просило предоставить данному лицу копию решения об устранении выявленных кадастровых ошибок, на которое сослалось Управление в письме от 25.08.2009 N 05-10/1938 (л.д. 33).
Из ответа Управления на письмо от 23.11.2009 N 6001-1/671 (л.д. 35) следует, что письмом от 21.08.2009 N 05-10/1923 Управление передало решение о необходимости устранения кадастровых ошибок, в том числе по спорному земельному участку, в Министерство по Управлению государственным имуществом Свердловской области в целях проведения уточняющих расчетов кадастровой стоимости земельного участка исполнителем работ.
Кроме того, в ответ на запрос от 11.01.2010 N 6001-051/1 Управление сообщило, что решение об исправлении выявленной кадастровой ошибки может быть принято после представления Правительством Свердловской области в органы кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Ссылаясь на то обстоятельство, что бездействие Управления нарушает права ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" в сфере экономической деятельности, поскольку неправильное отнесение земельного участка к девятому виду разрешенного использования повлекло за собой существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка и необходимость уплаты завышенной суммы земельного налога, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия кадастровой ошибки, выразившейся в указании в составе сведений государственного кадастра недвижимости информации об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответствующей 9-й группе видов разрешенного использования, и необходимость исправления данной ошибки путем указания сведений, соответствующих 10-й группе видов разрешенного использования, заинтересованное лицо не оспаривает, признает допущенную им кадастровую ошибку.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, однако, полагает, что обжалуемое решение подлежит изменению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков регламентированы Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Порядок ведения государственного кадастра, в том числе порядок исправления кадастровых ошибок, ранее был регламентирован Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минюста Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок ведения государственного кадастра недвижимости). Данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минюста Российской Федерации от 24.03.2010 N 67. Вместе с тем, правовое значение указанного нормативного документа применительно к настоящему делу не изменилось, поскольку оспариваемое решение кадастровой службы было принято в период его действия.
Так, в силу пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости основанием для исправления кадастровой ошибки являются, в том числе, представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
При обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления технической (кадастровой) ошибки. В протоколе выявления технической (кадастровой) ошибки указываются дата обнаружения такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в ГКН сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки (пункт 48 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).
Согласно положениям Письма Росрегистрации от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" исправление ошибки, допущенной в Отчете (ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка, характеристик земельного участка и т.п.), осуществляется в следующей последовательности: орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель для исправления такой ошибки; исполнитель работ по государственной кадастровой оценке земель в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в Решении, на основании Отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику; заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена; в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены различные способы исправления кадастровых ошибок, при этом, кадастровую ошибку в сведениях орган кадастрового учета исправить самостоятельно не может.
Поскольку внесение сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ), следовательно, решение кадастрового органа о необходимости устранения кадастровой ошибки в этих сведениях должно направляться в орган, принявший документ, поступивший в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, и на основании которого внесены сведения в кадастр.
Как следует из материалов дела, органом кадастрового учета выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о спорном земельном участке в части сведений о его удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости. Указанное обстоятельство признавалось самим регистрирующим органом (л.д. 33, 35, 37).
Доказательств, свидетельствующих о том, что о выявленной ошибке Управление в соответствии с требованиями законодательства составило протокол, приняло решение о необходимости исправления кадастровой ошибки, довело до сведения иных лиц, участвующих в исправлении кадастровой ошибки в порядке информационного взаимодействия, в материалах дела отсутствуют (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В настоящем случае исправление кадастровой ошибки следовало произвести в порядке информационного взаимодействия государственных органов при ведении государственного кадастра недвижимости (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ), поскольку именно Правительством Свердловской области 19.12.2008 принято Постановление N 1347-ПП, которое в порядке информационного взаимодействия было направлено в органы кадастрового учета и на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и о его кадастровой стоимости, принадлежащего заявителю, в соответствии с положениями статьи 15 и частей 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Таким образом, поскольку Управление не осуществило действия, направленные на исправление признанной им кадастровой ошибки, арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым признать бездействие Управления, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об экономических характеристиках земельных участков: об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка, незаконным.
При этом арбитражный суд обязывает Управление принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки с указанием даты выявления ошибки, описания ошибки с указанием документа, в котором допущена ошибка, с обоснованием квалификации сведений как ошибочных, указанием, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, а также направить указанное решение на следующий день после его принятия заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель.
Арбитражный суд апелляционной инстанции также отмечает, что "решение о необходимости устранения кадастровой ошибки" не приводит к непосредственному исправлению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственном кадастре недвижимости, поскольку непосредственно "решение об исправлении ошибки" может быть принято лишь иными лицами, на основании документов которых в государственном кадастре недвижимости были воспроизведены ошибочные сведения. Уполномоченный орган, получив от органа кадастрового учета, выявившего, как он полагает, кадастровую ошибку, решение о необходимости устранения такой ошибки, может и не признать наличие этой ошибки, в результате чего изменение сведений, содержащихся в кадастре, не произойдет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предусмотренные действующим законодательством меры для исправления кадастровой ошибки Управление выполнило, бездействия не было, поскольку данным лицом было принято решение о необходимости устранения выявленных кадастровых ошибок, переданное в последующем заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в целях проведения уточняющих расчетов кадастровой стоимости земельных участков исполнителем работ, подлежат отклонению. Указанные доводы фактическим обстоятельствам и материалам дела не соответствуют и основаны на неверном толковании норм материального права.
Необоснованным признается и указание в апелляционной жалобе на то, что в настоящем случае отсутствует нарушение прав заявителя, вызванное именно действиями (бездействием) Управления, а также отсутствует нарушение норм права, регулирующих вопросы исправления кадастровых ошибок. В данной части арбитражный суд апелляционной инстанции нарушение прав заявителя усматривает в том, что ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" является заинтересованным лицом, изначально имеющим право на указание в государственном кадастре недвижимости объективных и достоверных сведений в отношении земельного участка, которым данное лицо владеет. Кроме того, от правильного указания в кадастре сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, его кадастровой стоимости в последующем зависит размер налоговых платежей, обязанность по уплате которых возложенных на ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" как правообладателя спорного земельного участка. Поэтому при признании Управлением кадастровой ошибки непринятие мер, направленных на ее устранение, свидетельствует о нарушении прав заявителя.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку при обращении в арбитражный суд с настоящим требованием заявитель уплатил государственную пошлину в размере 4 000 руб. (платежное поручение от 13.04.2010 N 21223), тогда как данным лицом заявлено одно требование - о признании незаконным бездействия заинтересованного лица, государственная пошлина за рассмотрение которого составляет 2 000 руб., с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в пользу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" следует взыскать 2 000 руб. в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявленному требованию. Кроме того, обществу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" следует возвратить из федерального бюджета 2 000 руб., излишне уплаченных при обращении в арбитражный суд с заявленным требованием, в составе платежного поручения от 13.04.2010 N 21223.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июня 2010 года по делу N А60-14742/2010 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и кадастровой стоимости земельного участка площадью 159 061 кв.м, расположение установлено относительно ориентира здания, расположенного в границах участка, адрес ориентира: область Свердловская, г. Первоуральск, ул. Торговая, 1, с кадастровым номером земельного участка 66:58:01 16 001:266.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки, с указанием даты выявления ошибки, описания ошибки с указанием документа, в котором допущена ошибка, с обоснованием квалификации сведений как ошибочных, указанием, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области направить указанное решение на следующий день после его принятия заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" 2 000 (две тысячи) руб. в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины по заявленному требованию.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) руб., излишне уплаченных при обращении в арбитражный суд с заявленным требованием, в составе платежного поручения от 13.04.2010 N 21223.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14742/2010
Истец: ОАО "ТГК N 9", ОАО "ТГК N9", ОАО "ТГК-9" в лице филиала ОАО "ТГК-9" "Свердловтеплосбыт", ОАО "ТГК-9" филиал Кизеловская ГРЭС-3, ОАО "Территориальная генерирующая компания 9" (ОАО "ТГК-9")
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (Роснедвижимость)
Третье лицо: Правительство Свердловской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (Роснедвижимость), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8158/10