Что меняет Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ
в атомной энергетике?
Причиной появления Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1) (далее - Закон) является существующая разобщенность предприятий АЭПК, действующих как в форме федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП)*(2), так и в форме акционерных обществ (далее - АО)*(3), что объективно затрудняет проведение в отношении АЭПК единой стратегии, единой инвестиционной и технической политики в связи с тем, что законодательством Российской Федерации установлена разная система управления со стороны государства АО и ФГУП.
Суть реформы
Основная идея Закона заключается в обеспечении концентрации управления предприятиями АЭПК, для чего предусмотрено создание вертикально-интегрированного холдинга. Его головной компанией станет открытое акционерное общество, учредителем которого выступает Российская Федерация (далее - ОАО "Атомэнергопром") (п. 13 ст. 3 Закона).
Холдинг во главе с ОАО "Атомэнергопром" замкнет на себе добычу урана, производство топлива, генерацию электроэнергии, строительство АЭС, инновационные исследования и машиностроение и сможет полноценно конкурировать на международном рынке с такими крупными ядерными корпорациями холдингового типа, как "AREVA" и "Westinghouse-Toshiba".
Закон содержит прямое указание о нераспространении его действия на предприятия ядерного оружейного комплекса, тем самым формируя окончательный водораздел между мирным и военными атомом.
Построение холдинга
В соответствии с законом Президент РФ утверждает четыре перечня предприятий АЭПК, которые войдут в единый холдинг во главе с ОАО "Атомэнергопром".
Перечни включают в себя ФГУП, АО и федеральные государственные учреждения дополнительного образования, относящиеся к организациям АЭПК (далее - ФГУ).
В таблице1 и на рис. 1 представлен порядок реорганизации предприятий АЭПК.
Таблица 1
Перечень | Порядок действий |
Перечень ФГУП, подлежащих преобразованию в ОАО |
ФГУП преобразовываются в ОАО, акции, которых вносятся в уставный капитал ОАО "Атомэнергопром" без включения в прогнозный план (программу) приватизации (подп. 1 п. 1,п. 4 и 5 ст. 3 Закона) |
Перечень АО, федеральные пакеты акций которых подлежат передаче в ОАО "Атомэнергопром" |
Пакеты акций АО, находящиеся в федеральной собственности, вносятся в уставный капитал ОАО "Атомэнергопром" (подп. 2 п. 1 и п. 4 ст. 3 Закона) |
Перечень ФГУП, подлежащих ликвидации | ФГУП ликвидируются, а их имущественные комплексы вносятся в уставный капитал ОАО "Атомэнергопром" (подп. 3 п. 1 и п. 6 ст. 3 Закона) |
Перечень ФГУ, право собственности на имущество которых передается ОАО "Атомэнергопром" |
Право собственности на имущество ФГУ передается ОАО "Атомэнергопром" с сохранением за ФГУ права оперативного управления на переданное имущество без включения ФГУ в прогнозный план (программу) приватизации (подп. 4 п. 1, п. 7 и 9 ст. 3 Закона) |
Рис. 1
/------------------------\
/---| ОАО "Атомэнергопром" |--\
| \------------------------/ |
| |
Право собственности | Имущественный | | 100% акции | Акции, находящиеся
на имущество | комплекс | | | в федеральной
учреждений | | | | собстенности
| | | |
| \ |/ | |
/-------\ /-\----/-\ /-------\ /-------\
| ФГУ | | ФГУП | | ОАО | | ООО |
\-------/ \--/-\---/ \-------/ \-------/
/ \ Преобразованные
из ФГУП
После проведения преобразований АЭПК приобретет структуру, в которой предприятия гражданского сектора АЭПК будут действовать в составе единого холдинга (рис. 2).
Рис. 2
/------------------------\
/----| ОАО "Атомэнергопром" |----\
| \------------------------/ |
| | |
| | |
Паво собственности | 100% акций| |Акции, находящиеся
на имущество | | |в федеральной
учреждений | | |собственности
| | |
| | |
| | |
/-----------------\ /-------------\ /--------------\
| ФГУ | | ОАО | | ОАО |
\-----------------/ \-------------/ \--------------/
Преобразованные
из ФГУП
При этом Закон устанавливает, что на дочерние акционерные общества ОАО "Атомэнергопром", а также на их дочерние общества не распространяется правило, установленное Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах", согласно которому акционерное общество не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 4 Закона).
Оптимизация сроков и изменение действующего порядка регулирования
некоторых отношений
Реформа АЭПК во многом по своему характеру напоминает реформу российских железных дорог - в целях сокращения сроков ее проведения законодатель устанавливает в самом законе свои "правила игры", по которым будут проводиться преобразования, оптимизируя отдельные процедурные и временные ограничения, существующие в действующем законодательстве.
В целях оптимизации сроков проводимой реформы атомной отрасли законодатель предусмотрел правовые механизмы, перечисленные в табл. 2.
Таблица2
Действие | Положения закона |
Реорганизация ФГУП АЭПК | Требования кредиторов ФГУП АЭПК подлежат удовлетворению в соответствии с условиями обязательств, на которых они основаны, а правило о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков кредиторам не применяется. Официальным уведомлением кредиторов реорганизуемых ФГУП является публикация сообщения о реорганизации в прогнозном плане приватизации с момента его официального опубликования (п. 15, 16 и 17 ст. 4 Закона) |
Формирование уставного капитала ОАО "Атомэнергопром" |
Акции ОАО вносятся в уставный капитал ОАО "Атомэнергопром" по их номинальной стоимости, а имущественные комплексы ФГУП и имущество ФГУ - по балансовой стоимости (п. 3 ст. 4 Закона) |
Недвижимое имущество | Установление упрощенного порядка государственной регистрации прав вновь создаваемых открытых акционерных обществ на передаваемое в их уставный капитал недвижимое имущество (ст. 5 Закона) |
Лицензирование | ОАО, созданные на базе преобразованных ФГУП, осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений (лицензий) и документов об аккредитации, выданных соответствующим ФГУП, в пределах срока действия этих разрешений (лицензий) и документов, но в течение не более шести месяцев со дня государственной регистрации ОАО или со дня подписания передаточного акта о внесении ФГУП в уставный капитал основного акционерного общества (п. 1 ст. 6 Закона) |
Право собственности юридических лиц на ядерные материалы
Ранее, до принятия Закона, внешнеэкономическая деятельность предприятий атомной отрасли в сфере переработки и обогащения урана была незаконной по причине установления запрета в статье 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ) для юридических лиц иметь в собственности ядерные материалы.
Теперь Закон устанавливает новую редакцию статьи 5 Закона N 170-ФЗ, предусматривая возможность нахождения ядерных установок, ядерных материалов и пунктов их хранения в собственности юридических лиц.
При этом одновременно с законодательным разрешением права собственности юридических лиц на ядерные установки, ядерные материалы и пункты их хранения в законе вводятся ограничения на осуществление прав собственников, продиктованные необходимостью обеспечения безопасности.
Новая редакция статьи 5 Закона N 170-ФЗ устанавливает, что перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и ядерные установки, определяются Президентом РФ.
Сделки, влекущие возможность передачи права собственности на ядерные материалы и ядерные установки, могут совершаться только между российскими организациями, включенными в указанные перечни.
Если участником подобной сделки окажется иное российское юридическое лицо, такая сделка будет считаться ничтожной.
Кроме того, Президентом РФ должен быть определен перечень ядерных материалов, которые могут находиться только в федеральной собственности.
Законом признается право собственности иностранных юридических лиц и иностранных государств на ввезенные в Россию ядерные материалы, возникшее в иностранном государстве, а также право собственности на ядерные материалы, приобретенные в России, и на продукты их переработки.
Однако указанные юридические лица и государства не вправе осуществлять в России обращение с ядерными материалами.
Безопасность
Согласно новой редакции статьи 5 Закона N 170-ФЗ эксплуатацию находящихся в собственности юридических лиц ядерных установок, а также обращение с находящимися в собственности юридических лиц ядерными материалами могут осуществлять только российские организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
На практике данная норма будет означать, что организация, включенная в утвержденный Президентом РФ перечень, которая приобрела ядерные материалы или ядерную установку в собственность, должна будет получить соответствующие лицензии в Ростехнадзоре, чтобы обладать правом осуществлять обращение с ядерными материалами (эксплуатацию ядерной установки).
Без получения лицензии такая организация, будучи собственником, не сможет своими силами осуществлять никакие действия с ядерными материалами (в том числе их хранение, транспортировку, использование в производстве) или ядерной установкой.
Таким образом, Закон позволяет сохранить преемственность в применении действующей системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности к изменившимся отношениям собственности на объекты атомной отрасли.
Государственный контроль над оборотом акций организаций атомного
энергопромышленного комплекса
Закон устанавливает, что все акции основного акционерного общества находятся в федеральной собственности.
Продажа и другие способы отчуждения акций основного акционерного общества, передача их в залог, а также иное распоряжение указанными акциями осуществляются на основании федерального закона (п. 18 ст. 4 Закона).
Для организаций, включенных в утвержденные Президентом РФ перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и ядерные установки, предусмотрено правило: сделки, допускающие переход права собственности на их акции, могут совершаться только с согласия Президента РФ (п. 19 ст. 4 Закона).
В то же время остается не совсем ясным вопрос следующего характера.
Закон говорит о перечнях российских юридических лиц, т.е. из анализа данного предложения можно сделать вывод, что предприятия, входящие в перечни, могут функционировать как в организационно-правовой форме акционерного общества, так и в других организационно-правовых формах.
Косвенно это подтверждает пункт 2 ст. 8 Закона, где говорится о возможности обращения взыскания на акции (доли в уставных капиталах) юридических лиц, включенных в предусмотренные Федеральным законом "Об атомной энергии" перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и ядерные установки.
Между тем Закон содержит норму о том, что только отчуждение акций акционерных обществ, включенных в перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и ядерные установки, осуществляется с согласия Президента РФ (п. 19 ст. 4).
Исходя из этого можно предположить, что в случае если в одном из перечней будут находиться предприятия иной организационно-правовой формы, какие-либо корпоративные действия, связанные со сменой их участников, могут производиться без получения установленного законом согласия Президента РФ.
Полагаем, данная проблема может решиться планируемым к принятию Федеральным законом "О порядке осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации".
Несостоятельность (банкротство) организаций атомного
энергопромышленного комплекса и иные случаи обращения взыскания
на их имущество
Закон предусматривает особый порядок обращения взыскания на имущество организаций атомного энергопромышленного комплекса, в том числе в случае признания их несостоятельными (банкротами):
1) отчуждение ядерных материалов, радиоактивных веществ, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, принадлежащих указанным организациям, отдельно от имущества, обеспечивающего безопасное использование указанных объектов, не допускается;
2) ядерные материалы, принадлежащие организациям АЭПК, могут быть отчуждены только Российской Федерации или российским юридическим лицам, включенным в предусмотренный Законом перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы;
3) отчуждение ядерно- и радиационно-опасных объектов осуществляется в составе единого производственно-технологического комплекса, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающего непрерывный производственный процесс (п. 1 ст. 8 Закона).
При обращении взыскания на акции (доли в уставных капиталах) юридических лиц, включенных в предусмотренные законом перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы, ядерные установки, в том числе в случае признания в установленном порядке несостоятельными (банкротами) акционеров (владельцев долей в уставных капиталах) таких юридических лиц, Российская Федерация имеет преимущественное право приобретения указанных акций (долей в уставных капиталах) по начальной цене, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок реализации Российской Федерацией преимущественного права приобретения указанных акций определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона).
Внесение изменений в отдельные законодательные акты
Закон вносит изменения во многие федеральные законы, включая Гражданский кодекс РФ, Закон об акционерных обществах, Закон N 170-ФЗ, Закон об образовании, Закон о лицензировании, Закон о приватизации и т.д.
В то же время наиболее важным изменением является внесенная Законом поправка в пункт 3 ст. 48 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой снимается запрет на ввоз в Российскую Федерацию ядерных материалов из иностранных государств.
* * *
В целом Закон позволяет в относительно короткий срок решить наиболее безотлагательные вопросы совершенствования атомного энергопромышленного комплекса, создать условия и предпосылки для его успешной работы в современных экономических условиях и обеспечивает при этом гарантии безопасности и условия для сохранения государственного контроля за организациями АЭПК.
Тем не менее хотелось бы отметить, что принятый закон содержит многочисленные поправки в действующее законодательство, направленные на легитимацию отдельных его положений, в том числе в целях ускорения проведения отдельных действий.
Подобный подход законодателя нарушает стабильность действующей правовой системы и может привести к нежелательной практике, когда для каждой реформы будет приниматься свой "исключительный" закон, положения которого будут идти вразрез с уже принятыми нормативными правовыми актами.
Д.В. Актянов
"Законодательство и экономика", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 834.
*(2) Обогащение урана, генерация и прикладная наука.
*(3) Добыча урана, производство ядерного топлива, частично выпуск продукции машиностроения и строительство, а также компании-экспортеры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что меняет Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ в атомной энергетике?
Автор
Д.В. Актянов
"Законодательство и экономика", 2007, N 6