Комментарий к письму Минфина РФ от 14 мая 2007 г. N 03-11-05/104
и письму Минфина РФ от 3 мая 2007 г. N 03-11-05/93
Уже больше года действует новое определение розничной торговли из "вмененной" главы Налогового кодекса. Но, к сожалению, в этом документе ответов на многие вопросы, которые возникают у продавцов на практике, нет. В первом из опубликованных писем финансисты рассказали о налогообложении торговых операций по "нестандартному" договору с фирмой-покупателем. Когда в названии контракта указана розничная купля-продажа, однако он носит все признаки обычной оптовой поставки. Причем продавец оформляет контрагенту накладные и счета-фактуры. Второй же из комментируемых документов заинтересует розничных торговцев, которые ведут продажи в "непрофильных" помещениях. То есть тех, которые не имеют статуса магазина или павильона.
Тонкости "розничного" договора
До начала прошлого года основным признаком "вмененной" розницы были наличные расчеты с покупателем или расчеты с использованием платежных карт. Теперь статья 346.27 Налогового кодекса такого условия не содержит. Форма оплаты больше значения не имеет. Главное, чтобы в основе сделки лежал договор розничной купли-продажи.
По такому контракту покупатель приобретает товар для личного, семейного и другого потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. Что же касается формы "розничного" договора, то в буквальном смысле никаких бумаг стороны не подписывают. По статье 493 Гражданского кодекса договор розничной купли-продажи считается заключенным в момент выдачи покупателю кассового или товарного чека. То есть документа, который подтверждает оплату. Об этом напомнили финансисты в первом из опубликованных писем.
Тем не менее требование Налогового кодекса о "розничном" договоре сбивает с толку многих коммерсантов. Некоторые торговцы опрометчиво полагают, что для соответствия продаж новому понятию розницы достаточно "правильно" озаглавить контракт. То есть назвать его "Договор розничной купли-продажи". Тем более что финансисты давно признали: продавец не обязан отслеживать, как именно покупатель будет использовать приобретенный товар (для личных целей или для перепродажи). Поэтому, даже если в роли контрагента выступает фирма, а не гражданин, с торговой операции все равно нужно платить "вмененный" налог.
Подобные рассуждения верны лишь отчасти. Тот факт, что в роли покупателя выступает фирма, еще не сделает торговую операцию "невмененной". Однако финансисты давно уже определили критерии, которые укажут на коммерческий характер сделки. Например, когда продавец оформляет накладные и счета-фактуры (письма Минфина России от 10.01.2006 N 03-11-04/3/3 и от 16.01.2006 N 03-11-04/3/14).
Точно так же влечет за собой отмену "вмененки" и контракт с признаками договора поставки. При этом не имеет значения, как он называется. В опубликованном письме финансисты указали, что даже информация о сроках поставки в тексте укажет на оптовую, а не на розничную сделку. И заплатить с нее придется все общие или "упрощенный" налог. К тому же напомним еще раз: для "классической" ЕНВД-розницы "бумажный" договор не нужен.
Статус помещения и "вмененный" налог
"Вмененная" розница в объектах стационарной торговой сети с торговыми залами имеет ограничение по их площади. Фирма-продавец обязана применять спецрежим, если величина зала не больше 150 кв.м. Однако в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, в котором говорится об этом, указаны продажи через определенные торговые объекты - магазины и павильоны. Физическим показателем в данном случае будет упомянутая площадь. В то время как для ЕНВД со стационарных продаж в "точках" без торговых залов применяют другой показатель - торговое место.
На практике фирмы и предприниматели не всегда торгуют в "готовых" магазинах и павильонах. Случается, что торговец "приспосабливает" для продаж приобретенное или арендованное помещение. Например, складское, бывшее производственное и т.п. То есть, с одной стороны, коммерсант торгует в розницу, но с другой - место продаж не имеет торгового статуса. А значит, показатель "площадь торгового зала" применять нельзя. Тем более что в такой ситуации эта площадь не будет выделена ни в инвентаризационных, ни в правоустанавливающих документах. Можно ли в данном случае платить "вмененный" налог с торгового места, то есть независимо от размера помещения? Это было бы особенно выгодно, если он превышает "критические" 150 кв.м.
Однако во втором из опубликованных писем финансисты указали, что такой подход недопустим. Когда продавец переоборудует для торговли "непрофильное" здание или помещение, нужно позаботиться о придании ему соответствующего статуса.
Дело в том, что любой объект капитального строительства подлежит первичной технической инвентаризации. По ее результатам будет оформлен техпаспорт здания. Впоследствии в этом документе нужно отражать все изменения, которые происходят с объектом после первичной инвентаризации (перепланировка, реконструкция, переоборудование, изменение уровня инженерного благоустройства, разрушение, снос и т.п.). С этой целью проводят как плановую (не реже 1 раза в пять лет), так и внеплановую техническую инвентаризацию зданий*(1). Поэтому, если фирма переделывает объект для торговых нужд, она должна пригласить представителей Федерального агентства кадастра объектов недвижимости*(2). Либо, если торговец является арендатором, этим должен заняться арендодатель. В результате такой внеплановой инвентаризации будут оформлены документы о новом статусе помещений. И продавец сможет без труда определиться с налоговым режимом и физическим показателем, который ему нужно применять.
В.И. Бологова,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, июнь 2007 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 N 921.
*(2) Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 418.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.