Комментарий к письму Минфина РФ от 10 мая 2007 г. N 03-11-04/3/152 и
письму Минфина РФ от 7 мая 2007 г. N 03-11-04/3/149
Торговля в розницу через магазины и павильоны обязывает фирму платить "вмененный" налог. Конечно, в тех местностях, где для этого вида деятельности спецрежим введен. И в случае, когда торговая площадь "точки" не превышает 150 кв.м. Опубликованные разъяснения Минфина будут интересны фирмам, которые арендуют помещения для продаж. В том числе в гипермаркетах и мегамоллах.
"Гипер-" и "мега-" розница
Большие магазины (гипермаркеты и мегамоллы) не всегда могут рассчитывать на "вмененную" налоговую экономию. Причина проста: слишком большая торговая площадь. Ведь такое "заведение" обычно располагает внушительных размеров залами для продаж. Однако подобные магазины не всегда устроены именно так. Нередко они разделены на относительно небольшие отдельные помещения. Как правило, собственник здания сдает их в аренду различным фирмам или предпринимателям для розничных продаж.
Когда торговец-арендатор берет внаем не один, а несколько "бутиков", у него возникает закономерный вопрос о налогах, которые придется платить. Можно ли, к примеру, каждое из помещений рассматривать как отдельную торговую точку? Ведь именно от этого зависит возможность применять "вмененку". Если площадь всех арендуемых "магазинчиков" нужно суммировать, то шансы на спецрежим могут упасть до минимума. К сожалению, в Налоговом кодексе ответа на такой важный вопрос нет. Да и разъяснения финансистов по этому поводу весьма противоречивы.
Впрочем, первое из опубликованных писем Минфина как раз не содержит поводов для огорчений. Специалисты финансового ведомства смотрят на торговлю через арендуемые "бутики" вполне лояльно. То есть они не возражают против раздельного подсчета площади каждого из "мини-магазинов". Главное, чтобы помещения были "конструктивно обособлены" и имели отдельные кассовые аппараты. Тогда, если размер торгового зала не больше 150 кв.м, компании нужно платить "вмененный" налог. Аналогичной позиции финансисты придерживались и раньше. Так, в письме от 16.03.2005 N 03-03-02-04/1/74*(1) они указывали, что при торговле через несколько магазинов по одному адресу торговую площадь можно оценивать раздельно. Если, конечно, на каждый из них заключен самостоятельный договор аренды и в каждом установлен свой кассовый аппарат.
Однако в этом году Минфин высказал относительно таких же продаж противоположную точку зрения. Площадь "одноадресных" магазинов было предписано суммировать. И уже общую площадь оценивать на предмет соответствия "вмененным" ограничениям. Причем независимо от того, обособлены ли магазины в инвентаризационных и правоустанавливающих документах, имеется ли по каждому из них отдельный арендный договор и "своя" кассовая техника (письмо Минфина России от 06.02.2007 N 03-11-05/20*(2)).
Подобные "разногласия" в указаниях финансистов могут в итоге привести торговую фирму к "непониманию" с налоговыми инспекторами. Поэтому, чтобы работать на спецрежиме без опаски, арендатору нескольких "одноадресных" магазинов, в том числе в гипермаркете, желательно получить от Минфина "персональные" разъяснения.
Обратите внимание: кассовый аппарат "мини-магазина" должен быть зарегистрирован именно на ту фирму (предпринимателя), которая ведет в нем продажи. На это укажут реквизиты, отпечатанные в кассовом чеке (письмо Минфина России от 25.04.2007 N 03-11-04/3/132*(3)).
Торговая площадь как существенное условие
Финансисты довольно часто выпускают разъяснения по поводу "вмененного" спецрежима для розничных продаж в арендуемом помещении. Причем они неизменно подчеркивают, как важно в данном случае правильно оформить договор аренды. Действительно, этот документ подтверждает, что розничный торговец использует магазин или павильон на законных основаниях. То есть данный контракт не что иное, как правоустанавливающий документ. Значит, по статье 346.27 Налогового кодекса он должен содержать информацию о площади торгового зала наряду с инвентаризационными документами. Такими как планы, схемы, экспликации, технические паспорта и т.п.
В свою очередь размер торгового зала - очень важный показатель. С одной стороны, он необходим для ответа на вопрос о самом переходе на "вмененный" спецрежим. Ведь ограничение в 150 кв.м относится именно и только к нему. То есть не нужно учитывать площадь подсобных и административно-бытовых помещений (коридоров, тамбуров, вестибюлей, служебных кабинетов, мест питания работников и т.п.). Кроме того, не учитывают и площади, которые предназначены для приема, хранения и предпродажной подготовки товаров (складов, помещений для расфасовки и упаковки). С другой стороны, величина торговой площади непосредственно участвует в расчете "вмененного" налога как физический показатель.
По мнению финансистов, не только из Налогового кодекса следует необходимость указывать в договоре аренды площадь торгового зала. Во втором из опубликованных писем они привели нормы гражданского законодательства. Согласно общим положениям об арендном контракте, в нем должны быть указаны "данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды". В противном случае следует считать, что стороны не согласовали условие о таком объекте и договор аренды заключен не был (п. 3 ст. 607 ГК РФ).
Подводя итоги, участникам "арендно-торговых" отношений можно посоветовать следующее. В арендном контракте нужно указывать не только общую площадь магазина, чем нередко ограничиваются стороны на практике. Необходимо привести и сведения о площади непосредственно торгового зала. В этом случае у арендатора не появятся проблемы с выбором налогового режима и расчетом "вмененного" налога.
Пример
Индивидуальный предприниматель Сергеев А.В. арендовал у ООО "Глория" магазин для ведения розничных продаж. В одном из пунктов договора аренды стороны указали, что "Арендодатель обязуется передать Арендатору во владение и пользование следующее имущество: магазин общей площадью 150 кв.м, в том числе площадь торгового зала - 130 кв.м".
В муниципальном образовании, где расположен магазин "Глории", введена "вмененка" для розничной торговли. С дохода от продаж в арендованном магазине Сергеев должен платить единый налог на вмененный доход.
И.В. Демичева,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 8, 2005.
*(2) Документ опубликован в "НА" N 5, 2007.
*(3) Документ опубликован в "НА" N 10, 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.