Комментарий к письму Минфина РФ от 11 мая 2007 г. N 03-07-05/22 и
письму Минфина РФ от 7 мая 2007 г. N 03-07-08/100
Два опубликованных письма Минфина посвящены одной теме - начислению налога на добавленную стоимость с услуг, которые оказаны инофирмами российским компаниям. В первом финансисты рассказали, нужно ли начислять НДС на услуги "иностранцев" по проведению международных конференций. А во втором указали, облагается ли налогом передача инофирмами неисключительных прав на использование товарного знака.
Место реализации услуг
Выручку от продажи услуг облагают налогом на добавленную стоимость. Но при одном условии: они должны быть реализованы в нашей стране. Если же услуги оказаны за границей, начислять НДС не нужно. Это правило действует и в отношении услуг иностранных компаний. Причем, если "иностранец" не зарегистрирован в России, сумму налога удерживает российская компания-покупатель. В данном случае она выступает в роли налогового агента. Чтобы определить, облагается ли реализация тех или иных услуг налогом, нужно выяснить место их продажи. По общему правилу услуги считают реализованными в России, если фирма, которая их оказала, ведет деятельность в нашей стране. То есть зарегистрирована на территории России. Это предусмотрено статьей 148 Налогового кодекса.
Из общего правила есть исключения. Они также перечислены в упомянутой статье кодекса. Например, нашу страну могут считать местом реализации ряда услуг, если их покупатель ведет деятельность в России. К таким услугам относят, в частности, предоставление в пользование патентов, лицензий, товарных знаков и т.д.
Проведение конференций
Инофирмы могут организовывать участие российских компаний в международных конференциях, форумах, саммитах и других подобных мероприятиях. Причем в России у иностранных фирм постоянных представительств может и не быть. Такую ситуацию рассмотрели в первом письме финансисты.
Чтобы выяснить, облагаются ли такие услуги НДС, нужно действовать по общему правилу. То есть определить, ведет ли их продавец-инофирма деятельность в России. Если "иностранец" работает не через постоянное российское представительство, его услуги по проведению международных конференций считать реализованными в России нельзя. Причем, как указали в письме финансисты, независимо от того, где будут проводиться такие мероприятия - в нашей стране или за рубежом. Следовательно, такие услуги налогом на добавленную стоимость не облагают.
Предоставление товарного знака
Товарным знаком называют обозначение, которое служит для индивидуализации товаров, работ, услуг (ст. 1 Закона о товарных знаках). Обладатели исключительных прав на товарные знаки (лицензиары) могут предоставлять права на их использование другим фирмам (лицензиатам). Заметим, что при этом передающая сторона выдает разрешение или лицензию на использование товарного знака. Выделяют несколько видов таких лицензий:
- исключительная;
- неисключительная.
В законе о товарных знаках не говорится о том, что нужно понимать под такими видами лицензий. Об этом сказано в Патентном законе. Если лицензия исключительная, то лицензиар не имеет права пользоваться объектом в той части, которая передана лицензиату. Если же неисключительная - обладатель прав остается прежним. Об этом писали финансисты в письмах от 11.05.2005 N 03-04-08/116, от 18.01.2006 N 03-04-08/12. Причем работники Минфина указывали, что для целей налогообложения толкование исключительных и неисключительных лицензий можно распространять и на лицензии, выдаваемые на использование товарных знаков.
Однако то, на основании какой лицензии передают в пользование права, имело значение до 2006 года. В старой редакции кодекса говорилось, что Россию признавали местом реализации услуг по передаче в собственность или переуступке прав на товарные знаки, если их покупатель вел деятельность в России. Следовательно, если инофирма передавала нашей компании исключительные права на использование товарного знака, то их считали реализованными в России и облагали НДС. Что же касалось передачи неисключительных прав на товарный знак, то место их реализации необходимо было определять по общему правилу. То есть по месту ведения деятельности фирмы, которая оказывала такие услуги. Следовательно, при реализации инофирмами таких услуг нашим компаниям реализованными в России их не считали. И налог на них не начисляли.
С 2006 года ситуация изменилась. Как мы уже говорили, место реализации услуг по передаче любых (как исключительных, так и неисключительных) прав на использование товарных знаков определяют по месту деятельности покупателя. Поэтому услуги инофирм по предоставлению нашим компаниям неисключительных прав на товарные знаки считают оказанными в России. Их нужно облагать налогом на добавленную стоимость. На это указали финансисты во втором опубликованном письме.
Расчет и вычет налога
Зачастую инофирмы не состоят на налоговом учете в нашей стране. Как мы отметили ранее, в таком случае обязанность исчислить, удержать и заплатить налог с их услуг возникает у российской компании. Она выступает в роли налогового агента. Конечно, при условии, что услуга оказана в России.
Облагаемую базу агент определяет как сумму доходов инофирмы от реализации услуг с учетом налога. Налог же рассчитывают, умножая базу на расчетную ставку 18/118. В договоре с инофирмой сумма налога может и не упоминаться. В таком случае наша компания должна его начислить сверх договорной цены по ставке 18 процентов.
Уплаченную сумму налога агент может поставить к вычету. Но при соблюдении нескольких условий:
- услуги приобретены для ведения деятельности, облагаемой НДС;
- при покупке услуг налог был удержан и уплачен в бюджет;
- услуги приняты к учету;
- на услуги есть счет-фактура.
Причем в указанном случае инофирма вряд ли оформит нашей компании счет-фактуру. Российской фирме придется выписать счет-фактуру самой себе. О том, как это сделать и как зарегистрировать счет в книгах покупок и продаж, читайте на стр. 23.
Н.В. Кушкова,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.