14 сентября 2011 г. |
Дело N А65-2214/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - Калакова Р.Р. (доверенность от 10.12.2010 N 6444/08),
представителя Общества с ограниченной ответственностью "ОРП Бакалея" - Губеевой Д.М. (доверенность от 18.04.2011),
представителя Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской Межрегиональной природоохранной прокуратуры - Ахметзянова Р.К. (доверенность от 01.09.2011 N 38-04-11),
представитель Министерства энергетики Республики Татарстан - не явился, извещен,
представитель Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - не явился, извещен,
представитель Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.09.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2011 по делу N А65-2214/2010 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОРП Бакалея" (ИНН 1655015472, ОГРН 1021602846924), г.Казань,
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань,
третьи лица: Казанская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской Межрегиональной природоохранной прокуратуры, г.Казань, Министерство энергетики Республики Татарстан, г.Казань, Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, г.Самара, Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, г.Чистополь,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОРП Бакалея" (далее - общество, ООО "ОРП Бакалея") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - министерство) о признании незаконным решения от 15.01.2010 N 1/10 о досрочном прекращении права пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на месторождении "Берсут", осуществляемое ООО "ОРП "Бакалея" на основании лицензии серии ЧСТ N 00970 ТЭ (т.1, л.д.2-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Казанская межрайонная природоохранная прокуратура, Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, Министерство энергетики Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2011 по делу N А65-2214/2010 заявленные требования удовлетворены (т.2, л.д.148-153).
В апелляционной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.3, л.д.3-6).
ООО "ОРП Бакалея" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в отзыве на апелляционную жалобу, поддержало доводы апелляционной жалобы министерства, просило решение суда от 21.06.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской Межрегиональной природоохранной прокуратуры апелляционную жалобу поддержала по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просила решение суда от 21.06.2011 отменить, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан удовлетворить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу с ограниченной ответственностью "ОРП Бакалея" в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан поддержал свою апелляционную жалобу, просил решение суда от 21.06.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "ОРП Бакалея" в удовлетворении требований.
Представитель Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской Межрегиональной природоохранной прокуратуры в судебном заседании просил решение суда от 21.06.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований.
Представители общества в судебном заседании отклонили апелляционную жалобу по доводам, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда от 21.06.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Министерства энергетики Республики Татарстан, Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, которые были надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами, предусмотренными ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы приведенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее и заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований, предусмотренных п.3 и п.4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, 14.09.2009 Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой Волжской Межрегиональной природоохранной прокуратуры было направлено в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан представление N 7-1-2009 об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым прокуратура требовала принятия мер по досрочному прекращению в установленном порядке права Общества с ограниченной ответственностью "Оптово-розничное предприятие Бакалея" на пользование недрами в целях разведки и добычи песчано-гравийного материала на месторождении "Берсут в Чистопольском районе Республики Татарстан.(т.1,л.д.13-15).
13.10.2009 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан направлено в адрес ООО "ОРП Бакалея" уведомление N 4865/12 о приостановлении действия лицензии серии ЧСТ N 00970 ТЭ, которым указывалось на невыполнение обществом п.2.1. лицензионного соглашения, что является нарушением п.п.2,10 ч.2 ст.22 Закона РФ "О недрах" и на приостановление действия лицензии с 15.10.2009. В данном уведомлении указывалось также на то, что в случае не устранения допущенных нарушений в течение 3 месяцев, в соответствии со ст. 21 Закона РФ "О недрах", право пользования недрами с целью разведки и добычи ПГС на месторождении Берсут, на территории Чистопольского муниципального района по лицензии серии ЧСТ N 00970, будет прекращено (т.1,л.д.12).
15.01.2010 министерством принято решение N 1/10 о прекращении права пользования недрами, полученного ООО "ОРП "Бакалея" на основании лицензии серии ЧСТ N 00970ТЭ с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на месторождении Берсут в интервале 1527,5 - 1535,5 км по левой стороне судового хода р.Кама, в связи с невыполнением условий уведомления от 13.10.09 N 4865/12, на основании п.3 ч.1, п.п.2, 3, 5 ч.2 ст.20 Закона Российской Федерации "О недрах" (т.1,л.д.53-54).
Общество, считая, что оспариваемое решение о досрочном прекращении права пользования общества недрами на месторождении "Берсут" принято в нарушение норм процедуры его принятия, а также норм материального права, регулирующего правоотношения сторон согласно лицензии серии ЧСТ N 00970 ТЭ с 15.01.2010, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения министерства от 15.01.2010 N 1/10 о досрочном прекращении права пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на месторождении "Берсут".
В соответствии с требованиями ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу ст.11 Закона Российской Федерации "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в ст.12 Закона Российской Федерации "О недрах" и разделе 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В соответствии со ст.20 Закона Российской Федерации "О недрах" право пользования недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст.17.1 настоящего Закона; 5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах; 9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Из материалов дела следует, что основанием для прекращения ООО "ОРП "Бакалея" действия лицензии серии ЧСТ N 00970ТЭ явилось невыполнение условий уведомления министерства от 13.10.09 N 4865/12 по п.3 ч.1, п.п.2, 3, 5 ч.2 ст.20 Закона Российской Федерации "О недрах", а именно: не устранение заявителем в течение 3 месяцев нарушения п.9.2 постановления Госсовета РТ от 15.12.2003 N 2459 - отсутствия заключения органов по охране и использованию водных биологических ресурсов, а также нарушение п.2, 10 ч.2 ст.22 Закона РФ "О недрах" - не выполнение п.2.1 лицензионного соглашения, в соответствии с которым заявитель должен был обеспечивать ежегодный объем добычи в размере 300,0 тыс. куб. м.
В силу п.15.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1993 N 3314-1, в случаях, предусмотренных в пп.15.2(2), 15.2(3), 15.2(5) п.15, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.
Согласно ст.21 Закона Российской Федерации "О недрах" ( далее по тексту - Закон) в случаях, предусмотренных п.п.2, 3 и 5 ч.2 ст.20 указанного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Из вышеназванных норм следует, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, по истечении трех месяцев со дня получения недропользователем соответствующего уведомления в случае не устранения им допущенных нарушений.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из следующего:
1. государственным органом не была соблюдена процедура досрочного прекращения права пользования недрами (оспариваемое решение было принято за 5 дней до истечения установленного 3-х месячного срока);
2. явившиеся основанием для досрочного прекращения права пользования недрами нарушения, допущенные недропользователем, не могли быть выполнены в течение 3-х месячного срока.
Из материалов дела усматривается, что для его рассмотрения имеют преюдициальное значение судебные акты арбитражных судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, состоявшиеся по делам N А55-31277/2009 и N А65-33132/2009 (т.1,л.д.71-75,118-124,т.2,л.д.49-53,100-111).
По указанным делам предметом обжалования ООО "ОРП Бакалея" являлись действия органов Росрыболовства об отзыве согласования на проведение работ по добыче с акватории р.Кама песчано-гравийных пород и решение Министерства экологии и природных ресурсов РТ о приостановлении действия лицензии ООО "ОРП Бакалея" серии ЧСТ N 00970 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на месторождении "Берсут".
В соответствии с п.2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу , не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом судом первой инстанции не была учтена позиция судов по вышеуказанным делам при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела не было учтено и то, что основанием для принятия министерством по участку недр "Берсут" сначала решения о приостановлении права пользования недрами, а затем и обжалуемого решения о прекращении права пользования недрами, явились результаты проведенной Министерством экологии и природных ресурсов РТ и Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ООО "ОРП Бакалея" проверки соблюдения природоохранного законодательства. По результатам указанных проверок выявлены нарушения существенного условия пользования недрами - требования п.2.1 лицензионного соглашения к лицензии серии ЧСТ N 00970, предусматривавшего обязанность недропользователя ежегодно осуществлять добычу песчано-гравийной смеси (ПГС) на месторождении "Берсут" в объеме 300,0 тыс.куб.м в год.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, добыча ПГС обществом на указанном лицензионном участке не осуществляется с 2006 года по настоящее время, о чем составлен акт проверки от 21.08.2009 г. N 20, выдано предписание N 20 от 21.08.2009 г.
Как следует из материалов дела, выявленные нарушения, об устранении которых Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан было направлено предписание, до настоящего времени не устранены, требования предписания не исполнены, чем нарушены п.п.2, 10 ч.2 ст.22 Закона РФ "О недрах", постановления Государственного Совета РТ от 15.12.2003 года N 2459.
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судебными актами, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, в месте расположения лицензионного участка имеется особо охраняемая природная территории - крупнейшее на Куйбышевском водохранилище естественное нерестилище осетровых пород рыб - стерляди, в связи с чем, производство работ на данном участке акватории р.Кама недопустимо.
Оценка неправомерности пользования недрами на указанном лицензионном участка, несоблюдения недропользователем лицензионного соглашения, правомерности приостановления действия лицензии, дана арбитражными судами, в том числе Высшим Арбитражным Судом РФ по делам N N А65-33132/2009, NА55-31277/2009.
Однако данные обстоятельства судом первой инстанции по настоящему делу не учтены.
Суд первой инстанции, вынося обжалуемое решение, не учел тот факт, что обстоятельства по данному делу установлены судебными актами, имеющими преюдициальное значение, в связи с чем не подлежат доказыванию по настоящему делу.
Суд первой инстанции, исходя из требований ст.201 АПК РФ, обязан был установить не только несоответствие законодательству оспариваемого ненормативного правового акта, но и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из имеющихся материалов дела, в результате прекращения права пользования недрами, а ранее его приостановления, права и законные интересы заявителя не были нарушены, поскольку в том числе с учетом нахождения на лицензионном участке нерестилища, законные основания для пользования недрами у ООО "ОРП "Бакалея" отсутствовали.
Как усматривается из материалов дела, по надзорной жалобе ООО "ОРП Бакалея" о пересмотре в порядке надзора судебных актов судов апелляционной и кассационной инстанции по делу N А55-31277/2009 ВАС РФ отказано в пересмотре судебных актов в порядке надзора (т.2,л.д.109-110).
Оценка правомерности приостановления действия лицензии в связи невыполнением недропользователем лицензионного соглашения (п.2.1) и наличия на лицензионном участке нерестилища стерляди, дана также постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2011 г. по делу N А65-33132/2009.
Вышеуказанными судебными актами был признан доказанным факт невыполнения недропользователем лицензионного соглашения и наличия на участке нерестилища стерляди, что делает невозможным пользование ООО "ОРП Бакалея" лицензионным участком.
Доказательствами наличия нерестилища осетровых - стерляди на участке недр "Берсут" как установлено судами являются заключение судебной рыбохозяйственной экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела. Суды апелляционной и кассационной инстанции по делу N А65-33132/2009 указали на то, что согласно заключению биолого-почвенного факультета Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина от 29.01.2010 N0.1.2.01.1.01-27/9/10 участок Камского плеса Куйбышевского водохранилища в интервале 1527,5 1535,5 км судового хода является уникальной зоной расположения нерестилищ охраняемых промысловых видов рыб, в том числе стерляди. Добыча ПГС на таких участках приводит к уничтожению нерестового субстрата стерляди - промытых галечных и песчано-галечных грунтов, то есть к уничтожению нерестилищ. Ущерб рыбным ресурсам в результате полной потери нерестилищ на указанном участке Камского плеса Куйбышевского водохранилища. при добыче нерудных строительных материалов составит боле восьми миллионов руб.
Тот факт, что решение о прекращении права ООО "ОРП Бакалея" пользования недрами принято министерством за 5 дней до истечения установленного законом 3-х месячного срока устранения нарушений пользования недрами по участку "Берсут" для рассматриваемого дела не имеет правового значения, поскольку таким образом права и охраняемые законом интересы недропользователя не нарушены, а устранение нарушения п.2.1 лицензионного соглашения являлось невозможным, поскольку проведение работ по добыче ПГС на участках, имеющих природоохранное значение и являющихся нерестилищем и в отсутствие согласования с Федеральным агентством по рыболовству (ст.50 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") - не допускается.
Добыча на лицензионном участке, в силу требований природоохранного законодательства и отказа Росрыболовства в выдаче согласования, не могла быть начата ООО "ОРП Бакалея", а значит и при соблюдении установленного срока прекращения права пользования недрами министерством, предприятие выполнить требования предписания не могло.
Как следует из материалов дела, в 2009 году, территориальным управлением Росрыболовства ООО "ОРП Бакалея" было отказано в согласовании добычных работ на рассматриваемом лицензионном участке. Данное решение государственного органа было признано законным судебными актами по вышеуказанным делам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что в соответствии с п.п.3,4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
При этом, вышеизложенные обстоятельства, подтверждённые материалами дела, свидетельствуют о необоснованности требований общества по данному делу, в связи с чем в удовлетворении требований ООО "ОРП Бакалея" следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2011 по делу N А65-2214/2010 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "ОРП Бакалея" о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 15.01.2010 N 1/10 о досрочном прекращении права пользования недрами на основании лицензии серии ЧСТ N 00970 ТЭ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2214/2010
Истец: ООО "ОРП Бакалея", г. Казань
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов РТ, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Чистопольского муниципального райна, Исполнительный комитет Чистопольского муниципального райна РТ, Казанская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской Межрегиональной природоохранной прокуратуры, Министерство энегетики РТ, Министерство энергетики РТ, Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству