15 сентября 2011 г. |
Дело N А49-700/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 сентября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании представителя ООО "Сандал" Геруса Г.Н. (доверенность от 02.08.2011),
представители Правительства Пензенской области и Управления развития предпринимательства Пензенской области не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.09.2011 в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Сандал" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.07.2011 по делу N А49-700/2011 (судья Голованова Н.В.), принятое по заявлению ООО "Сандал" (ИНН 5834047037, ОГРН 1095834002241), г.Пенза, к Правительству Пензенской области, г.Пенза, Управлению развития предпринимательства Пензенской области, г.Пенза, об оспаривании отказа в предоставлении гранта и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сандал" (далее - ООО "Сандал", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) о признании незаконным отказа Правительства Пензенской области в предоставлении ООО "Сандал" государственной поддержки в виде гранта, выраженного в протоколе от 01.12.2010 N 17, и об обязании Управления развития предпринимательства Пензенской области предоставить ООО "Сандал" государственную поддержку в виде гранта в сумме 300000руб.
Решением от 14.07.2011 по делу N А49-700/2011 Арбитражный суд Пензенской области отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО "Сандал" просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Правительство Пензенской области и Управление развития предпринимательства Пензенской области в отзывах апелляционную жалобу отклонили, считая, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Правительства Пензенской области и Управления развития предпринимательства Пензенской области, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (от Правительства Пензенской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя).
Представитель ООО "Сандал" в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Постановлением Правительства Пензенской области от 09.06.2010 N 340-пП утвержден Порядок предоставления из бюджета Пензенской области субсидий вновь зарегистрированным и действующим менее одного года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы (далее - Порядок предоставления субсидий), которым установлены цели, условия предоставления из областного бюджета субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства (далее - гранты), категории получателей и порядок возврата указанной субсидии при выявлении нецелевого использования бюджетных средств.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 Порядка предоставления субсидий гранты предоставляются субъектам предпринимательства, отвечающим критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов (вложения собственных средств) в размере не менее 10 процентов от заявленной стоимости бизнес-проектов и не могут превышать 300,0 тысяч рублей на одного получателя гранта на приобретение объектов основных средств. Гранты предоставляются субъектам предпринимательства, вновь зарегистрированным и уже действующим на территории Пензенской области менее одного года, с даты регистрации до момента подачи заявления на получение субсидии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ООО "Сандал" создано 19.10.2009, о чем ИФНС по Железнодорожному району г.Пензы в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1095834002241 (т. 1, л.д. 8-12).
В соответствии с долгосрочной целевой программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП, Положением о проведении конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 01.08.2008 N 482-пП, Управление развития предпринимательства Пензенской области 15.10.2010 разместило на официальном сайте в сети "Интернет" объявление о приеме заявок от субъектов предпринимательской деятельности на конкурсный отбор бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства в Пензенской области (т. 1, л. д. 137).
15.10.2010 ООО "Сандал" подало в Управление развития предпринимательства Пензенской области заявление на получение гранта в рамках указанного конкурса с приложением заверенных копий устава общества, свидетельства о государственной регистрации общества в качестве юридического лица, выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Сандал", договора аренды нежилого помещения от 27.09.2010, акта приема-передачи нежилого помещения от 27.09.2010, а также бизнес-проекта, информации о реализации бизнес-проекта, отказа ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы от 24.09.2010 N 19 в выдаче справки, справки об отсутствии просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам общества, справки УФСИН России по Пензенской области от 19.10.2009, согласно которой учредитель ООО "Сандал" является работником бюджетной сферы, уволенным по сокращению штатов, копии налоговой отчетности с отметкой налогового органа о ее принятии (т. 1, л.д. 54-77).
Заявка ООО "Сандал" зарегистрирована 15.10.2010 под номером 1, что подтверждается выпиской из журнала приема документов на конкурсную комиссию при Правительстве Пензенской области по отбору бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства на оказание грантовой поддержки (т. 1, л.д. 138-139).
Постановлением Правительства Пензенской области от 01.08.2008 N 482-пП создана конкурсная комиссия при Правительстве Пензенской области по отбору бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, утвержден ее состав (председатель комиссии - Баев Андрей Викторович - заместитель Председателя Правительства Пензенской области) (приложение N 1). Кроме того, указанным постановлением утверждено Положение о проведении конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства и бизнес-проектов сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого уровня (кроме кредитных) и бизнес-проектов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств) по организации производства, переработки и реализации мяса кроликов в Пензенской области (приложение N 2) (далее - Положение о проведении конкурсного отбора).
Разделом 2 Положения о проведении конкурсного отбора установлено, что организатором конкурсного отбора бизнес-проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства (прием, проверка представленных документов и передача их на рассмотрение комиссии) является Управление развития предпринимательства Пензенской области. Конкурсный отбор бизнес-проектов осуществляет конкурсная комиссия, состав которой утверждается постановлением Правительства Пензенской области.
Разделом 6 Положения о проведении конкурсного отбора определены права и обязанности конкурсной комиссии: 1) рассмотрение всех представленных на конкурс бизнес-проектов; 2) оценка на основании представленной информации финансовой состоятельности бизнес-проектов участников конкурса; 3) определение победителя (победителей) конкурса в установленный срок; 4) выполнение условий и требований, предусмотренных указанным Положением; 5) направление официального уведомления участникам конкурса о решении конкурсной комиссии.
Порядок проведения конкурса и критерии отбора определены в разделе 8 Положения о проведении конкурсного отбора, согласно которому на основании представленных участниками кон курса документов конкурсная комиссия, исходя из принципа объективности и достижения наивысших экономических и социальных результатов, проводит отбор проектов.
Критерием отбора является качество бизнес-проекта участника конкурса: 1) прогнозируемый рост финансовых результатов субъекта предпринимательской деятельности в реализации бизнес-проекта; 2) увеличение количества создаваемых рабочих мест субъектом предпринимательской деятельности; 3) увеличение налоговых поступлений в бюджет Пензенской области; 4) вложение собственных средств субъектом предпринимательской деятельности в реализацию бизнес-проекта.
Как следует из протокола N 17 заседания конкурсной комиссии при Правительстве Пензенской области по отбору бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, 01.12.2010 на заседании комиссии рассмотрено 96 заявок, в том числе и заявка ООО "Сандал" (т. 1, л.д. 96 (оборотная сторона)).
Результаты рассмотрения заявки ООО "Сандал" по проекту "Организация деревообрабатывающего производства нестандартных изделий" на получение грантовой поддержки за счет бюджетных средств зафиксированы в пункте 1.83 протокола комиссии, согласно которому члены комиссии единогласно отказали ООО "Сандал" в предоставлении гранта, поскольку общество с момента его регистрации не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Письмами от 07.12.2010 N 1824 и от 29.12.2010 N2059 Управление развития предпринимательства Пензенской области известило ООО "Сандал" о том, что представленная им заявка на реализацию бизнес-плана "Организация деревообрабатывающего производства нестандартных изделий", претендовавшая на оказание грантовой поддержки в 2010 году была рассмотрена на заседании конкурсной комиссии по отбору бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, которое состоялось 01.12.2010, и решением членов конкурсной комиссии проект ООО "Сандал" не признан победителем конкурсного отбора на предоставление государственной поддержки в виде гранта за счет бюджетных средств, поскольку общество с момента его регистрации не осуществляет предпринимательскую деятельность (т. 1, л.д. 14, 28).
Суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Правительства Пензенской области в предоставлении государственной поддержки в виде гранта.
Из содержания долгосрочной целевой программой "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде), следует, что ее целью является развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и рост их количества на территории Пензенской области. Достижение цели программы предполагает решение, в том числе, задач по содействию развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность от одного года до трех лет.
Следовательно, грант, выдаваемый в рамках реализации программы развития малого и среднего предпринимательства, на который претендовало ООО "Сандал", предоставляет государственную поддержку уже зарегистрированному субъекту малого предпринимательства, внесенному в ЕГРЮЛ и осуществляющему предпринимательскую деятельность с целью обеспечения ему доступа к финансовым ресурсам.
Анализ содержания долгосрочной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009 - 2012 годы" и Положения о проведении конкурсного отбора позволил суду первой инстанции сделать вывод о том, что гранды предоставляются с учетом следующих условий: субъект малого предпринимательства зарегистрирован на территории Пензенской области менее одного года (с даты регистрации до момента подачи заявления на получение субсидии) и отвечает требованиям Закона N 209-ФЗ; стоимость грантов не превышает 300000 рублей на одного получателя гранта; гранты предоставляются при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией; гранты предоставляются при условии вложения собственных средств субъекта малого предпринимательства в размере не менее 10 процентов от заявленной стоимости бизнес-проектов (с приложением документов, подтверждающих факт оплаты расходов).
Между тем, как видно из материалов дела, в составе конкурсной заявки общества не были представлены документы, подтверждающие фактическое ведение им предпринимательской деятельности, равно как и документы, подтверждающие реальное вложение им собственных средств в реализацию бизнес-проекта в размере не менее 10 процентов от общей суммы финансирования проекта.
Ссылки ООО "Сандал" на то, что подтверждением осуществления им предпринимательской деятельности являются договоры поставки от 07.06.2010 и от 26.10.2009 и договоры аренды от 07.06.2010 и от 27.09.2010, которые были направлены в адрес Управления инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области с письмом от 07.07.2010 (т. 1, л.д. 41), суд первой инстанции отклонил как несостоятельные, поскольку конкурс был объявлен только 15.10.2010 и, следовательно, указанные документы направлялись обществом вне его рамок.
Как следует из бизнес-проекта общества (т. 1, л.д. 105-106), для его реализации необходимо 334000руб., из которых 34000 руб. являются собственными средствами, а 300000 руб. - средствами грантовой поддержки. При этом собственные средства предполагалось затратить на аренду помещения и оборудования.
Представленный в составе конкурсной документации договор аренды нежилого помещения от 27.09.2010, заключенный между Алифановым В.Н. и ООО "Сандал", сам по себе не может служить подтверждением ведения обществом предпринимательской деятельности и реального вложения им собственных денежных средств в бизнес-проект.
К тому же в составе конкурсной заявки этот договор был представлен без документов, подтверждающих факт оплаты денежных средств за арендованное помещение.
В качестве доказательства оплаты обществом арендованного помещения суд первой инстанции обоснованно не принял копию расходного кассового ордера от 27.09.2010 N 2а на выплату Алифанову В.Н. денежных средств в сумме 34000 руб. по договору аренды нежилого помещения от 27.09.2010, поскольку этот документ не был представлен обществом в составе конкурсной заявки и его содержание не исследовалось членами конкурсной комиссии.
Довод ООО "Сандал" о том, что критерии отбора бизнес-проекта, определенные пунктом 8.2 Положения о проведении конкурсного отбора, применяются только к бизнес-проекту, но не к участнику, его представившему, суд первой инстанции правомерно признал ошибочным и противоречащим смыслу вышеназванных постановлений Правительства Пензенской области, регулирующих порядок и условия предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства, поскольку бизнес-проект не может существовать сам по себе без взаимосвязи с субъектом малого предпринимательства, который должен его реализовать.
Утверждение общества о том, что конкурсная комиссия не имеет возможности объективно оценить деятельность и состоятельность участника конкурса, суд апелляционной инстанции находит бездоказательным.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что по отношении к нему конкурсная комиссия применила критерий оценки, не предусмотренный нормативными правовыми актами.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что при рассмотрении заявки общества конкурсная комиссия действовала в соответствии с разделом 6 Положения о проведении конкурсного отбора.
При указанных обстоятельствах и исходя из совокупности условий, при которых возможно предоставление гранта субъекту малого предпринимательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение конкурсной комиссии при Правительстве Пензенской области об отказе в предоставлении ООО "Сандал" государственной поддержки в виде гранта в сумме 300000руб. является по своей сути законным.
Пунктами 10 и 11 Порядка предоставления субсидий установлено, что о решении, принятом конкурсной комиссией, о предоставлении гранта либо об отказе в получении гранта (с указанием причин) уведомляется каждый субъект предпринимательства в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня его принятия. После принятия положительного решения гранты предоставляются в соответствии с соглашением, заключенным между Управлением развития предпринимательства Пензенской области и субъектами предпринимательства (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) по форме, утверждаемой Управлением.
Учитывая, что решением конкурсной комиссии при Правительстве Пензенской области от 01.12.2010 ООО "Сандал" отказано в предоставлении гранта, суд первой инстанции не нашел правовых оснований и для удовлетворения требования общества об обязании Управления развития предпринимательства Пензенской области предоставить ему государственную поддержку в виде гранта в сумме 300000руб.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделал выводы, соответствующие этим обстоятельствам. При этом суд первой инстанции, вопреки утверждению общества, не вышел за рамки заявленных им требований. Дела рассмотрено судом первой инстанции с соблюдением правил о подведомственности, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы, приведенные ООО "Сандал" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на ООО "Сандал" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 28.07.2011 N 7 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 14 июля 2011 года по делу N А49-700/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сандал" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-700/2011
Истец: ООО "Сандал"
Ответчик: Конкурсная комисся при Правительстве Пензенской областипо отбору бизнес-проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, Правительство Пензенской области, Управление развития предпринимательства Пензенской области