г. Санкт-Петербург
15 сентября 2011 г. |
Дело N А56-13164/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайлюк Е. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12224/2011) ОАО "Ростелеком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2011 по делу N А56-13164/2011 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ОАО "Ростелеком", место нахождения: 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 24, ОГРН 1027700198767
к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в заседании:
от заявителя: Маликова О. В. - по доверенности от 28.03.2011
от заинтересованного лица: Лиманова Т. А. - по доверенности N 67 от 31.12.2010
установил:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (правопреемник - ОАО "Северо-Западный телеком"), место нахождения: 191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 24, ОГРН 1027700198767 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург (далее - Управление, административный орган) от 28.02.2011 N Ю 78-00-03-0029 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб., а также представления N 78-00-03-0011 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 16.06.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель, указывая на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение от 16.06.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, в связи с обращениями граждан Шмереко А. А., Живова А. Г. и Кузнецова Н. М. и на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 25.01.2011 N 78-00-03/26-0041 21.02.2011 сотрудниками административного органа проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом законодательства о защите прав потребителей в сфере предоставления услуг связи.
В ходе вышеназванной проверки в действиях общества выявлены нарушения требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 (далее - Правила N 310).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 78-00-03/26-0041 от 21.02.2011.
24.02.2011 уполномоченным сотрудником административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 78-00-03-0069.
28.02.2011 Управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. и направлено представление N 78-00-03-0011 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Обществу вменены нарушения пунктов 1, 2, 5, статьи 4 Закон N 2300-1, пункта 1 статьи 44 и пункта 1 статьи 46 Закона о связи, пункта 8, подпунктов "а" и "б" пункта 59 Правил N 310, пункта 7, подпунктов "а", "г" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, пункта 20 лицензии N 23227 от 04.10.2002 на предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи, пункта 4 лицензии N 49842 на предоставление телематических услуг связи, Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи в Российской Федерации от 27.09.2007 N 113, пункта 4.3.1 Инструкции о порядке устранения повреждений и учета заявлений, поступающих в бюро ремонта (ЦБР) на местных телефонных сетях, утвержденной Минсвязи Российской Федерации от 01.04.1994, пункта 1.2.1 порядка оказания услуг связи, являющегося неотъемлемым приложением к договорам об оказании услуг связи, а также договоров об оказании услуг связи N 171002105422 от 17.11.2010 (тел. 681-15-94), N 171000526588 от 10.11.2010 (тел. 664-60-38) и N 2361586 от 18.11.2010 (652-15-86), выразившиеся в оказании некачественных услуг связи, отсутствии бесперебойной телефонной связи и доступа в Интернет, и не устранении неисправностей на абонентской линии в установленный срок.
Не согласившись с правомерностью вынесенного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1,2,5 статьи 4 Закона N 2300-1 исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьей 4 Закона о связи законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В силу статьи 41 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
Обязанности операторов предоставляющих услуги связи установлены в статье 46 Закона о связи, согласно которой оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Как установлено пунктами 8, подпунктами "а" и "б" пункта 59 Правил N 310, оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования услугами телефонной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором, устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие пользованию услугами телефонной связи.
В соответствии с пунктами 7, 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором и устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию телематическими услугами связи.
Как указано в договорах об оказании услуг связи, общество действует на основании лицензий на предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи N 23227, телематических услуг связи N 49842, договоров об оказании услуг связи и приложений к ним, являющихся неотъемлемой частью названных договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством: Законом о связи, Правилами N 310, Правилами оказания телематических услуг связи. Условия оказания услуг, права и обязанности сторон определены Порядком оказания услуг, являющимся приложением к договорам и их неотъемлемой частью.
В соответствии с Порядком оказания услуг связи оператор обязан оказывать абоненту услуги в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации, Правилами оказания услуг связи, лицензиями, договором и порядком, соблюдать сроки и порядок устранения неисправности в сети связи оператора, препятствующие пользованию услугами, в соответствии с действующими нормами и правилами.
Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27.09.2007 N 113 утверждены Требования к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования.
Согласно пунктам 2, 3 Требований организационно-техническое обеспечение устойчивого функционирования сети связи общего пользования представляет собой совокупность требований и мероприятий, направленных на поддержание целостности сети связи общего пользования как способности взаимодействия входящих в ее состав сетей связи, при котором становится возможным установление соединения и (или) передача информации между пользователями услугами связи, и устойчивости сети связи общего пользования как ее способности сохранять свою целостность в условиях эксплуатации, соответствующих установленным в документации производителя, при отказе части элементов сети связи и возвращаться в исходное состояние (надежность сети связи), а также в условиях внешних дестабилизирующих воздействий природного и техногенного характера (живучесть сети связи).
Целостность сети связи общего пользования обеспечивается соответствием сети связи техническим нормам на показатели ее функционирования и совместимостью протоколов взаимодействия (функциональной совместимостью) и совместимостью электрических и (или) оптических интерфейсов (физической совместимостью) средств связи, в том числе пользовательского (оконечного) оборудования с узлом связи.
Как установлено в пункте 4.3.1 Инструкции о порядке устранения повреждений и учета заявлений, поступающих в бюро ремонта (ЦБР) на местных телефонных сетях, утвержденной Минсвязи РФ 01.04.1994, линейно-абонентские повреждения должны устраняться оператором связи в течение следующего рабочего дня после поступления заявки от абонента или в любой последующий день по желанию абонента.
Из представленных в материалы дела заявлений граждан, актов выполненных работ, актов-заключений о качестве оказанных услуг ШПД следует, что услуги связи в периоды с 17.11.2010 по 21.01.2011 (тел. 681-15-94), с 10.11.2010 по 25.01.2011 (тел. 664-60-38), с 17.11.2010 по 28.11.2010 (тел. 652-15-86) абонентам не предоставлялись либо предоставлялись ненадлежащего качества, при этом повреждения по заявлениям абонентов не устранялись в установленные нормативными документами сроки.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, в том числе по устранению повреждений по заявлениям абонентов в установленные нормативными документами сроки.
Доказательств наличия каких-либо непреодолимых обстоятельств, вследствие которых было совершено административное правонарушение, позволяющих освободить общество от административной ответственности, материалы дела также не содержат.
В связи с чем, довод подателя жалобы об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, с учетом положений статьи 65 АПК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции как не обоснований.
Судом также проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Довод заявителя об истечении срока привлечения общества к административной ответственности по факту оказания ненадлежащих услуг гражданину Живову А. Г. в период с 17.11.2010 по 28.11.2010 отклоняется апелляционной инстанцией в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
При этом, в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Учитывая, что совершенное заявителем правонарушение обнаружено Управлением 21.02.2011, о чем составлен акт N 78-00-03/26-0041, срок привлечения общества к административной ответственности на дату вынесения постановления N Ю 78-00-03-0029 от 28.02.2011 не истек.
На основании изложенного правомерно и представление N 78-00-03-0011 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, допущенная Управлением опечатка в части указания даты представления не является основание для признания его незаконным.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июня 2011 года по делу N А56-13164/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13164/2011
Истец: ОАО "Ростелеком", ОАО "Северо-Западный Телеком"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12224/11