Правомерно ли требование Контрольно-ревизионного управления к колледжу, что при ведении внебюджетной деятельности, которая составляет 70% от общего объема бюджета колледжа (бюджет + "внебюджет"), колледж должен оплачивать расходы по коммунальным платежам пропорционально доходам по внебюджетной деятельности в соответствии со статьей 321.1 НК РФ, хотя учредитель финансирует эти расходы на 100%? КРУ считает, что 100%-ная оплата по "бюджету" коммунальных услуг является нецелевым использованием бюджетных средств и грубым нарушением бюджетного законодательства.
Выделение денежных средств бюджетным учреждениям носит целевой характер. Целевое использование средств регламентируется бюджетной классификацией, а также федеральными законами, поэтому несоблюдение установленных принципов означает нарушение бюджетного законодательства. В ст. 289 БК РФ дано определение нецелевого использования средств бюджета - направление использования бюджетных средств на цели не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Колледжу выделены бюджетные ассигнования на оплату коммунальных платежей в размере 100%. В вопросе не указано, связана ли внебюджетная деятельность с потреблением коммунальных услуг. Если она предполагает их потребление, то в смете доходов и расходов по предпринимательской деятельности необходимо предусмотреть расходы на коммунальные услуги. Необходимость распределения затрат между источниками финансирования продиктована правилами бюджетного учета. В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, все затраты должны производиться за счет определенного источника финансирования. Кроме того, существующая система бухгалтерской отчетности ориентирована на строгое распределение доходов и расходов между соответствующими источниками финансирования.
В бюджетном законодательстве не определено, каким образом должны распределяться коммунальные расходы между разными видами деятельности. Однако такой порядок установлен для исчисления налога на прибыль, поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учета его можно применить для распределения коммунальных платежей в бухгалтерском учете.
Так, в п. 3 ст. 321.1 НК РФ указано, если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование оплаты коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, затрат по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Таким образом, если внебюджетная деятельность предусматривает потребление коммунальных услуг, то затраты по ним должны быть распределены между бюджетной и внебюджетной деятельностью в соответствии со ст. 321.1 НК РФ.
На основании п. 1, 2 ст. 15.14 КоАП РФ использование:
- бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ;
- государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
И. Шиндер,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июня 2007 г.
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"