Каким образом организация может обжаловать в вышестоящую инстанцию действия официальных лиц, которые проводят санитарные проверки?
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. При этом подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда.
Минздравсоцразвития России Приказом от 24.01.2007 N 62 утвердило Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства (далее - Регламент), в соответствии с которым указанную государственную функцию исполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор). В настоящее время эту службу возглавляет Главный государственный санитарный врач РФ.
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц Роспотребнадзора в связи с исполнением ими функции санитарного надзора прописан в разделе VI Регламента. Согласно п. 7.21 Регламента в жалобе в обязательном порядке следует указать:
- наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- изложение сути жалобы;
- личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.
Очевидно, что организация применяет порядок обжалования, прописанный в п. 7.21 Регламента для физических лиц, по аналогии (с указанием своих реквизитов).
Следует иметь в виду, что если в письменной жалобе не указаны данные заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на жалобу не дается (п. 7.21 Регламента). Также Роспотребнадзор оставляет за собой право не отвечать на безосновательно повторные (т.е. не содержащие ничего нового) жалобы, на которые он уже давал соответствующий письменный ответ.
Письменная жалоба, поступившая в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации (п. 7.21 Регламента). В исключительных случаях руководитель государственного органа либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения заявителя, направившего жалобу.
Указанный порядок рассмотрения обращений в Роспотребнадзор в части сроков рассмотрения соответствует положениям ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Тем не менее, в п. 7.21 Регламента не конкретизируется, что норма о сроках рассмотрения жалоб касается только обращений граждан.
Обратите внимание! Тексты решений, принятых руководителем (заместителем руководителя) Роспотребнадзора по обжалованным постановлениям, вынесенным руководителями (заместителями руководителей) территориальных органов, предписано размещать на официальном сайте Роспотребнадзора в сети Интернет (п. 7.20 Регламента).
Если жалоба касается принятых по результатам санитарной проверки постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, то пересмотр таких актов осуществляется в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ (п. 7.22 Регламента).
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (п. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).
Подчеркнем, что приведенная выше норма об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц в судебном порядке (ст. 54 Закона N 52-ФЗ) носит общий характер, т.е. распространяется не только на случаи обжалования организацией несправедливо наложенных на нее административных взысканий.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Следует иметь в виду, что за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей санитарные контролеры несут административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7.10. Регламента).
Е. Веденина,
эксперт по бухгалтерскому
учету и налогообложению
1 июня 2007 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru