г. Москва |
Дело N А40-147410/10-148-1006 |
15 сентября 2011 г. |
N 09АП-21032/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.
судей:
Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Торопченковым К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12 апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2011 по делу N А40-147410/10-148-1006
по заявлению ЗАО"Сетунь Лтд." (ОГРН 1027700387835; 119136, Москва г, Сетуньский 1-й проезд, 10)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, Москва г, Бахрушина ул, 20)
третье лицо: Москомархитектура (ОГРН 1027739900836; 125047, Москва г, Триумфальная пл, 1, 1)
о признании незаконным отказа в оформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006003:14
при участии:
от заявителя:
Гуваков В.Ю. по дов. от 25.01.2011 N 15/15;
Антонюк О.С. по дов. от 10.05.2011 N 59/59;
от ответчика:
Давыдова Е.Ю. по дов. от 28.02.2011 N 33-и-478/11;
от третьего лица:
не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2011, принятым по данному делу, удовлетворены требования ЗАО "Сетунь Лтд." (далее - заявитель, Общество), уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, Департамент) в оформлении в собственность ЗАО "Сетунь Лтд." земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006003:14, расположенного по адресу: г. Москва, 1-ый Сетуньский проезд, вл. 10 общей площадью 9007 кв.м., оформленного письмом от 06.09.2010 N 33-5т7-903/10-(0)-1, обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы в течение месяца со дня вступления решения в законную силу направить ЗАО "Сетунь Лтд" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006003:1008, расположенного по адресу: г. Москва, 1-ый Сетуньский проезд, вл. 10 из расчета цены выкупа - 20 % кадастровой стоимости земельного участка.
При этом суд исходил из того, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, рассмотрев представленные ЗАО "Сетунь Лтд." для государственной регистрации документы, ответчик 06.09.2010 направил Обществу отказ в оформлении земельного участка в собственность в связи с тем, что территория планируемого проектируемого проезда, на котором расположен земельный участок по адресу: г. Москва, 1-ый Сетуньский проезд, вл. 10 зарезервирован для государственных нужд города Москвы на срок до 2015 года и не подлежит приватизации согласно постановлению правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и о мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год".
Посчитав, что отказ в оформлении в собственность земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы, ЗАО "Сетунь Лтд." обратилось в суд с настоящим заявлением.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
ЗАО "Сетунь Лтд." является собственником трех зданий, расположенных по адресу: г.Москва, 1-й Сетуньский проезд, вл. 10, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 20.05.1999 серия АА N 004281, от 20.05.1999 серия АА N 004282, от 20.05.1999 серия АА N 004283.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ, пунктом 2.1.2 постановления правительства Москвы N 494-ПП от 30.10.2007 "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" обеспечение осуществления мероприятий по управлению и распоряжению в установленном порядке земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции Департамента земельных ресурсов города Москвы (согласно пунктам 2.2.3, 2.2.4 и 2.2.7 упомянутого постановления правительства Москвы, выполняет в установленном порядке функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность гражданам и юридическим лицам, владеющим этими участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющимися собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений; готовит проекты правовых актов о предоставлении земельных участков; заключает соответствующие договоры купли-продажи).
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок утвержден Приказом Минэкономразвития РФ N 370 от 30.10.2007 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственный или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Как верно установлено судом первой инстанции, к заявлению ЗАО "Сетунь Лтд." в Департамент земельных ресурсов г. Москвы (вх. N 33-5Т7-903/10-(0)-0 от 31.08.2010) был приложен пакет необходимых документов согласно установленному перечню.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса РФ, суды оценивают, в том числе доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" (пункт 5) определяет, что решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Судом первой инстанции верно отмечено, что обременение не зарегистрировано в установленном законом порядке, факт резервирования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006003:14 площадью 9007 кв.м. для государственных нужд города Москвы ответчиком не доказан.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 указанного постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно выписке из ЕГРП от 10.08.2010 N 07/010/2010-518 (т. 1 л.д. 93) на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0006003:14, расположенным по адресу: г. Москва, 1-й Сетуньский проезд, вл. 10, в п. 4 которого отсутствуют зарегистрированные ограничения (обременения) права в виде резервирования вышеуказанного земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения приватизации спорного земельного участка отсутствовали; доказательств запрета на приватизацию не представлено; доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561, ответчиком в материалы дела не представлено.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации" от 12.05.2005 N 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 09.02.2011 N 416 осуществлено перераспределение границ земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 77:07:0006003:14 и получен новый кадастровый паспорт от 23.03.2011 N 77/501/11-13994, земельный участок с кадастровым номером 77:07:0006003:1008 общей площадью 7 363 кв.м.
Перераспределение границ земельного участка осуществлено в целях устранения технической ошибки, в результате которой границы земельного участка проходили через строения, принадлежащие ЗАО "Сетунь Лтд.".
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2011 по делу N А40-147410/10-148-1006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147410/2010
Истец: ЗАО "Сетунь Лтд."
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКВЫ