16 сентября 2011 г. |
Дело N А55-6919/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Балуева Ю.С., доверенность от 02 ноября 2010 г. N 2070;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2011 г.
по делу N А55-6919/2011 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - муниципальное предприятие городского округа Самара "Перспектива", г. Самара,
о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением о признании решения от 14 января 2011 г. N 01/469/2010-328 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание, площадью 168, 3 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 96, внутренняя литера Б, б, незаконным и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации), что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно представленной на государственную регистрацию выписке из реестра муниципального имущества от 19 октября 2010 г. N 15-07-16/55618 спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17 сентября 1992 г. N 222, на основании которого в муниципальную собственность передавалось имущество и предприятия с имуществом, находящимся на их балансе.
Однако указанное решение не содержит информации о передаче в муниципальную собственность спорного объекта недвижимого имущества, право на которое заявлено к регистрации.
Документы, подтверждающие факт нахождения указанного объекта недвижимости на балансе предприятия или организации г. Самары на момент включения этого имущества в состав муниципальной собственности г. Самары на основании решения малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17 сентября 1992 г. N 222, на государственную регистрацию не представлены.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 ноября 2010 г. заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, площадью 168, 3 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 96, внутренняя литера Б, б.
Сообщением от 14 января 2011 г. N 01/469/2010-328 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности (л.д. 11-13).
Основанием для отказа явилось непредставление документов, устанавливающих права заявителя на спорный объект недвижимого имущества.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 19 октября 2010 г. N 15-07-16/55618, кадастровый паспорт от 07 октября 2010 г., письмо МП г.о. Самара "Перспектива" от 27 октября 2010 г. N 422.
17 сентября 1992 г. спорное нежилое здание включено в реестр муниципального имущества за номером 016309 на основании решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов от 17 сентября 1992 г. N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности города Самары" (далее - решение N 222) в составе имущественного комплекса объектов предприятия - Самарский ПЖРТ, который вошел в утвержденный указанным решением N 222 перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. Самары.
Во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
На основании Закона РСФСР от 21 ноября 1990 г. N 343-1 "О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" (далее - закон N 343-1) Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
19 ноября 1991 г. Самарский областной Совет народных депутатов двадцать первого созыва принял решение "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области", в соответствии с п. 2 которого было решено считать в составе муниципальной собственности городов государственный жилищный фонд, объекты нежилого фонда, находящихся в управлении исполнительных органов местных Советов, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Согласно п. 3 указанного решения передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется поэтапно по согласованию с городскими и районными Советами народных депутатов; на первом этапе из государственной собственности в собственность городов и районов области передаются предприятия, организации и другие объекты согласно приложениям N N 1-36.
Из приложения N 1 к решению Самарского областного Совета народных депутатов следует, что в собственность муниципального образования городского округа Самара передавалось предприятие - Самарский ПЖРТ.
Согласно решению N 222 в собственность городского округа Самара передано здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 96, относящееся к основным средствам предприятия - Самарского ПЖРТ (в настоящее время - МП г.о. Самара "Перспектива").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что право муниципальной собственности на спорный объект возникло до вступления в силу Закона о госрегистрации.
В силу п. 1 ст. 6 Закона о госрегистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Судом первой инстанции отклонены доводы регистрирующего органа о том, что представленное письмо МП г.о. Самара "Перспектива" от 27 октября 2010 г. не может быть принято во внимание, так как не содержит информации о том, что права и обязанности ПЖРТ Самарского района г. Самары перешли к муниципальному предприятию ПЖРЭТ Самарского района, а впоследствии и к МУП ПЖРЭТ Самарского района г. Самары.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Самары от 15 марта 1994 г. N 391 "О разграничении компетенции и полномочий по уровням управления городским хозяйством: город-район в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики" п. 5.1; п. 5.3 балансодержатели жилищного и нежилого фонда (ПЖРТ) передают весь муниципальный жилищный и нежилой фонд Комитету по управлению имуществом, который оформляет договор с созданными данными Постановлением районными Дирекциями Единого заказчика (ДЕЗ) о закреплении муниципального имущества.
Согласно постановлению главы г. Самары от 04 ноября 1997 г. N 1234 "О реорганизации Дирекций Единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию районных администраций" с 01 ноября 1997 г. Дирекции Единого заказчика реорганизованы в Комитеты по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения администраций районов и явились их правопреемниками.
18 декабря 2008 г. муниципальный жилищный и нежилой фонд, находившийся в управлении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и обслуживанию населения, возвращен Департаменту управления имуществом городского округа Самара на основании соглашения о расторжении договора использования имущества муниципальной казны от 10 декабря 2004 г. N 000043Ф и акта приема-передачи объектов жилищного и нежилого фонда имущества муниципальной казны городского округа Самара.
Кроме того, факт нахождения спорного объекта имущества на балансе МП г.о. Самара "Перспектива" подтверждается записями в Инвентаризационной описи по группам строения Основных средств за 1989-90 г., а также решением Комитета по управлению имуществом г. Самара от 26 августа 1994 г. N 822 "О передаче в оперативное управление Дирекции единого заказчика Самарского района объектов, находящихся в муниципальной собственности", из Приложения N 1 которого следует, что на момент передачи объектов муниципальной собственности объект недвижимости, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 96, находился на балансе ПЖРТ Самарского района.
Факт нахождения спорного объекта имущества на балансе ПЖРТ Самарского района подтверждается, в том числе записями в книге N 6 "ЖЭУ-6 ПЖРТ Самарского района. Основные средства. Износ" за 1972 год.
Заявителем представлена копия решения Исполкома от 31 декабря 1976 г. N 858 "Об организации в Куйбышевской области производственных жилищно-ремонтных объединений, управления, трестов и производственно-эксплуатационных участков".
Право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам, при этом совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Указанный вывод суда первой инстанции арбитражный апелляционный суд признает правомерным.
Таким образом, на государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся в силу п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации основанием для регистрации права, и соответствующие требованиям ст. 18 названного закона.
При указанных обстоятельствах отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание, площадью 168, 3 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 96, внутренняя литера Б, б, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, нарушает право на оформление муниципальной собственности, основанного на разграничении государственной собственности, препятствуют реализации полномочий по распоряжению собственным имуществом.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2011 г. по делу N А55-6919/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6919/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: МП г. о.Самара "Перспектива"