г. Чита |
|
16 сентября 2011 г. |
Дело N А10-1619/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2011 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Стрелкова А.В., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2011 года по делу N А10-1619/2011 по иску администрации г. Улан-Удэ ОГРН 1020300979192 ИНН 0323076085 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации ОГРН 1037739085636 ИНН 7710168360 о взыскании за счёт казны Российской Федерации 1 099 181,95 руб., третье лицо - Однороманенко Олег Павлович (суд первой инстанции: судья Степанова А.Н.),
установил:
Администрация г. Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления жилья военнослужащему, в размере 1 099 181,85 руб.
Определением суда от 24.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Однороманенко Олег Павлович.
Как установлено судом из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 26.08.2009, вступившим в законную силу 28.10.2009, удовлетворены исковые требования Однороманенко О.П. о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения. На администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ возложена обязанность заключить с Однороманенко О.П. договор социального найма жилого помещения по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Конечная, 1б - 35.
22.12.2009 администрацией Октябрьского района и Однороманенко О.П. был заключён договор социального найма жилого помещения N 798, по которому администрация Октябрьского района передала Однороманенко О.П. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности города Улан-Удэ, состоящее из 1 комнаты в изолированной квартире общей площадью 31,8 кв.м, в том числе жилой 17,3 кв.м по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Конечная, 1б - 35.
Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение, составленному федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости - Федеральное Бюро технической инвентаризации" филиалом по Республике Бурятия по состоянию на 14.03.2007 общая полезная площадь квартиры составила 32,8 кв.м.
Истец в обоснование исковых требований указал, что обеспечение жильем военнослужащих не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Администрация г. Улан-Удэ, предоставив Однороманенко О.П. жилое помещение по договору социального найма с возможностью его дальнейшей приватизации, то есть обеспечив жильем, приняла на себя расходные обязательства Российской Федерации, что противоречит требованиям Бюджетного кодекса. Переданная по договору социального найма квартира являлась собственностью муниципального образования "Городской округ "Город Улан-Удэ". В результате выбытия квартиры из владения муниципального образования бюджету г. Улан-Удэ причинены убытки. Для осуществления собственных полномочий по обеспечению жильем малоимущих граждан администрация г. Улан-Удэ будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости. Убытки истца составляют 1 099 181,95 руб. и рассчитаны исходя из средней цены одного квадратного метра жилья в г. Улан-Удэ.
Ответчик исковые требования не признал, считает, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2011 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на положения пунктов 1, 2, 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29.12.2008 N 1053 Министерства обороны Российской Федерации, указал, что ответчиком по данному делу является Министерство обороны.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В силу положений пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 и пунктом 1 статьи 15 указанного выше Закона социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения, в размере, определяемом одновременно с принятием соответствующего решения.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей Российской Федерации, возникших в результате принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", а именно, по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счёт средств бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069 и 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда причинённый субъекту в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Предоставив жилое помещение Однороманенко О.П., истец в силу положений жилищного законодательства утратил возможность свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан. Соответственно, за счёт данного жилого помещения истец не может исполнить собственные обязательства, для исполнения которых он будет вынужден приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Право требования возмещения Российской Федерацией понесённых истцом расходов по приобретению жилья военнослужащему не связано с включением либо невключением в федеральный бюджет средств на компенсацию этих расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению таких расходов обусловлена самим фактом предоставления муниципалитетом жилья гражданам-военнослужащим.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку доказательств выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию расходов, связанных с выделением жилья военнослужащим, главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны Российской Федерации - Минфином России не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения не усматривается.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2011 года по делу N А10-1619/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
О.А. Куклин |
Судьи |
А.В.Стрелков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1619/2011
Истец: Администрация г. Улан-Удэ, Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице УФК по РБ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия
Третье лицо: Однороманенко Олег Петрович
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3481/11