г. Саратов |
Дело N А12-4494/2011 |
"16" сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "13" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" сентября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Волготелком", г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" июня 2011 года по делу N А12-4494/2011 (судья Н.В. Стрельникова)
по заявлению ЗАО "Волготелком", г. Волгоград
к ДМИ Администрации Волгограда,
о признании действий муниципального органа незаконными,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Закрытое акционерное общество "Волготелком" с заявлением, в котором просит:
- признать действия Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) по заключению договора купли-продажи права аренды недвижимого муниципального имущества и договора аренды муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, 52а, с индивидуальным предпринимателем Семергей Л.Л. незаконными.
- обязать Департамент муниципального имущества администрации Волгограда заключить договор купли-продажи права аренды недвижимого муниципального имущества и договор аренды муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, 52а ЗАО "Волготелком" как участником открытого аукциона N 156 от 25.12.2010, сделавшим предпоследнее предложение о цене договора купли-продажи права аренды недвижимого муниципального имущества по лоту N 10.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, для участия в открытом аукционе по лоту N 10 представлены заявки претендентов -ЗАО "Волготелком" и ИП Семергей Л.Л.
Решением единой комиссии по проведению конкурсов или аукционов по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе по лоту N 10 (протокол N 1 от 15.02.2011) признаны участниками открытого аукциона и допущены к участию в аукционе: ЗАО "Волготелком" и ИП Семергей Леонид Леонидович.
Согласно протоколу аукциона N 156/2-10 от 22.02.2011 победителем аукциона по лоту N 10 признан ИП Семергей Л.Л. Цена предложения - 220 000 руб. Предпоследнее предложение о цене договора купли-продажи права аренды недвижимого муниципального имущества по лоту N 10 сделано участником ЗАО "Волготелком". Цена предложения - 210 000 рублей.
03 марта 2011 г.. между Департаментом (продавец) и победителем аукциона по лоту N 10 - ИП Семергей Л.Л. заключен договор купли-продажи N156/10 права недвижимого муниципального имущества расположенного на первом этаже двухэтажного панельного здания, расположенного на первом этаже двухэтажного панельного здания по адресу г.Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 52а, общей площадью 446.9 кв.м.
Во исполнение договора купли-продажи N 156/10 от 03.30.2011 покупателем (ИП Семергей Л.Л.) в течение 10 дней со дня подписания договора платежным поручением от 11.03.2011 N 1 перечислены денежные средства за выкуп права аренды муниципального имущества, на счет продавца в размере 220 000 рублей.
ИП Семергей Л.Л. (покупатель) реализовал право аренды, заключив 22.03.2011 договор аренды муниципального недвижимого имущества N 4/2560, в течение 10 дней с даты оплаты денежных средств по договору купли-продажи, и не позднее 30 дней с даты подписания протокола аукциона N 156/2-10 от 22.02.2011 г., т.е. не позднее 22.03.2011 г..
Не согласившись с действиями по заключению договора купли-продажи права аренды недвижимого муниципального имущества и договора аренды муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, 52а, с индивидуальным предпринимателем Семергей Л.Л. общество обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал на то, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества установлен статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ), согласно которому такие договоры подлежат заключению на торгах.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, не относящихся к рассматриваемому делу.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. В силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Организация и порядок проведения торгов предусмотрены положениями статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" утверждены правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее -Правила).
Перечень документов, необходимых при подаче заявки на участие в аукционе, определен в пункте 121 Правил.
В силу пункта 122 Правил не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.
Порядок заключения Договора по результатам проведения конкурса (аукциона) производится в соответствии с Гражданским кодексом и иными федеральными законами (п. п. 92, 150 Правил N 67).
Организатор конкурса (аукциона) обязан отказаться от заключения договора с победителем или участником конкурса (аукциона), с которым заключается договор в соответствии с п. 97 Правил N 67, если будет установлен факт (п. 93 Правил):
1) проведения ликвидации такого участника конкурса - юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании участника - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
приостановления деятельности такого лица в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях;
представления таким лицом заведомо ложных сведений, содержащихся в заявке на участие в конкурсе (аукционе), предусмотренных п. 52 Правил.
На основании принятого постоянно действующей комиссией решения о проведении торгов Департамент разрабатывает пакет аукционной (конкурсной) документации, который включает извещение, документацию об аукционе с указанием о сроках начала и окончания приема заявок, начальной цены предмета аукциона (конкурса), суммы и сроках оплаты задатка за участие в торгах, технических характеристик объекта торгов, условий его предоставления в пользование, требований к участникам торгов, содержит образцы документов для подачи заявки на участие в торгах, проекты договора купли-продажи права пользования имуществом и договора аренды (безвозмездного пользования, срочного возмездного пользования частью объекта - конструктивным элементом) муниципального имущества.
Решение о допуске или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе (конкурсе) заявителя принимается Единой комиссией по проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, состав которой утвержден распоряжением департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 23.04.2010 N 274р (далее - единая комиссия) или Комиссией по проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров возмездного срочного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, включенного в Перечень объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда для передачи в пользование по целевому назначению субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру субъектов малого и среднего предпринимательства, состав которой утвержден Постановлением главы Волгограда от 05.08.2010 N 1913 (далее -Комиссия).
Торги проводятся Департаментом в месте и в соответствии с датой и временем, указанными в документации об аукционе (конкурсе) в присутствии участников торгов и членной единой комиссии (Комиссия).
Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора.
Извещение о проведении Департаментом открытого аукциона N 156 по лоту N 10 (целевое назначение - для оказания услуг электрической связи (АТС) на право заключения договора аренды недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, расположенного по адресу г. Волгоград, Дзержинский район, ул. 8-й Воздушной Армии, 52а, опубликовано в газете "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" от 25.12.2010 г., и размещено на сайте www.volgadmin.ru.
Документация об аукционе N 156 "На право заключения договора аренды недвижимого муниципального имущества" утверждена руководителем Департамента 24.12.2010 г..
Пунктом 6 Документации об аукционе регламентированы Требования к содержанию, составу и форме заявки. Соблюдение участником аукциона указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника аукциона, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений.
Заявка (том заявки, включающий полный пакет документов согласно описи и опись в том числе) на участие в аукционе должна содержать в том числе:
- полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридически лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц). Полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей) (п. 6.4.1.).
документ или копию документа, подтверждающие внесение денежных средств в качестве задатка по каждому лоту отдельно на который подается заявка (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств или копию такого поручения) (п.6.9),
предложения об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении муниципального имущества, права аренды на которое передаются по договору (п. 6.10).
В данном случае аукционная документация не содержит требования о предоставлении участниками аукциона в составе заявки лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Фактическая возможность исполнения условий договора, заключаемого по результатам торгов, не влияет на условия допуска претендентов к участию в торгах и возможность стать их победителем.
Заявки для участи в аукционе принимались организатором торгов - Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда до 10 час. 00 мин. 14.02.2011 г..
Для участия в открытом аукционе по лоту N 10 представлены заявки претендентов -ЗАО "Волготелком" и ИП Семергей Л.Л.
Решением единой комиссии по проведению конкурсов или аукционов по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе по лоту N 10 (протокол N 1 от 15.02.2011) признаны участниками открытого аукциона и допущены к участию в аукционе: ЗАО "Волготелком" и ИП Семергей Леонид Леонидович.
Департамент указывает, что заявки были оформлены участниками в соответствии с требованиями действующего законодательства и требованиями документации об аукционе. В том числе, в поданной ИП Семергей Л.Л. заявке в разделе целевое назначение объекта торгов указано: "для оказания услуг электрической связи (АТС)", в представленном оригинале выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10.02.2011 г.. N 74 в разделе "сведения о видах экономической деятельности" указано "деятельность в области телефонной связи, прочая деятельность в области электросвязи". Таким образом, оснований для отказа от участия в аукционе N 156 по лоту N 10 ИП Семергей Л.Л. у единой комиссии не имелось.
В силу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, если торги проведены с нарушением правил, установленных законом, они могут быть признаны судом недействительными только по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на то, что действия Департамента по заключению договора купли-продажи права аренды недвижимого муниципального имущества и договора аренды муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 8-ой Воздушной Армии, д. 52а, с ИП Семергей Л.Л., являются законными.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе или лице, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В свою очередь, в силу требований статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на заявителе.
В рассматриваемом случае заявителем является общество, которое и должно предоставить доказательства нарушения административным органом своими действиями закона и интересов в сфере предпринимательской иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" июня 2011 года по делу N А12-4494/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4494/2011
Истец: ЗАО "Волготелеком", ЗАО "Волготелком"
Ответчик: Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда, Департамент муниципального имущества Администрации г. Волгограда
Третье лицо: ИП Семергей Л. Л., Семергей Леонид Леонидович
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6230/11