г. Пермь |
|
14 января 2011 г. |
Дело N А60-26818/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" (ИНН 6632027880 ОГРН 1086632000498): Ващенко А.А. по доверенности от 20.07.2010, Белова П.А. по доверенности от 20.07.2010
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области: Галямин М.М по доверенности от 01.01.2011, Лопух Н.А. по доверенности от 11.01.2011
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 октября 2010 года
по делу N А60-26818/2010
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области
о признании ненормативного акта недействительным в части
установил,
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" (далее - ООО "УК "ЖКХ-Серов", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области (далее МИФНС России N4 по Свердловской области, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения N 11-17/18 от 31.03.2010.
В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил требования, просит признать решение N 11-17/18 от 31.03.2010 недействительным в части начисления налога на прибыль за 2008 в размере 858 776 руб., пени в размере 54 729 руб., штрафа в размере 211 755 руб.; начисления налога на добавленную стоимость за 2008 в размере 27 374 руб., пени в размере 4 222 руб., штрафа в размере 5 475 руб., начисления штрафа по единому социальному налогу за 2008 в размере 47 522,62 руб.; начисления налога на доходы физических лиц за 2008 в размере 10 277 руб., пеней - 20 259,13 руб., штрафа в размере 2 055,40 руб. Заявитель пояснил, что начисление пени по НДФЛ в размере 18 197,31 руб. не оспаривается. Заявитель не согласен с начислением пени по НДФЛ в размере 2 061,82 руб.
Уточненные требования приняты судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2010 года по делу N А60-26818/2010, принятым судьей Ремезовой Н.И., заявленные требования удовлетворены частично. Решение N 11-17/18 от 31.03.2010 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области признано недействительным в части наложения штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 47 155,80 руб., в части доначисления налога на прибыль в размере 22 708 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в размере 14 342 руб., доначисления налога на доходы физических лиц в размере 10 277 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "УК "ЖКХ-Серов" обратилось в апелляционной жалобой, которой просит решение суда первой инстанции отменить в части доначисления налога на прибыль в сумме 838 068 руб. и соответствующих штрафов и пеней, налога на добавленную стоимость в сумме 13 032 руб. и соответствующих штрафов и пеней. Заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о нецелевом использовании денежных средств, взимаемых с собственников помещений жилых домов на капитальный ремонт: приобретение и установка детских игровых комплексов на придомовых территориях в ноябре 2008 года. ООО "УК "ЖКХ-Серов" также не согласно с выводом о получении необоснованной налоговой выгоды. Заявитель считает увеличение расходов по ремонту дома по ул.Я.Свердлова, 128-2 экономически оправданным. При принятии расходов, обществом соблюдены требования налогового кодекса РФ, факт выполнения работ подтвержден актом приемки выполненных работ. Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о неправомерности невключения в доходы предприятия в 2008 году разницы в тарифах по тепловой энергии, отпускаемой для населения ввиду применения регулируемой цены в сумме 2 709 728 руб. ООО "УК "ЖКХ-Серов" ссылается на то, что денежные средства, полученные предприятием из бюджета в виде дотаций, не могут быть квалифицированы как средства, полученные в оплату услуг, так как направлены исключительно на покрытие убытков, сложившихся в результате реализации услуг по регулируемым тарифам. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Налоговый орган указывает на то, что денежные средства в размере 701 487 руб., собранные с собственников помещений многоквартирного дома на капитальный ремонт, использованы обществом не по целевому назначению, и признаны в соответствии с п.14 ст.250 НК РФ внереализационными доходами общества. В связи с чем заявителю доначислен налог на прибыль организаций за 2008 год в размере 168 357 руб. По муниципальному контракту на ремонт квартир налоговый орган указывает, что им правомерно доначислен налог на прибыль в сумме 17 376 руб. и не принят к вычету НДС в сумме 13 032 руб. В части доначисления налога на прибыль 650 335 руб. налоговый орган ссылается на то, что средства, получаемые обществом в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Неполученную от потребителей плату в размере 2 709 728 руб. за оказанные услуги ввиду применения регулируемой цены по отоплению (на разницу в тарифах по тепловой энергии, отпускаемой для населения) общество должно было в соответствии со ст.41 п.1 ст.248, ст.249 НК РФ включить в доходы при исчислении налога на прибыль организаций за 2008 год в соответствии с учетной политикой общества на основании п.1 ст.271 НК РФ. Представители налогового органа в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 (ч.5) Арбитражного процессуального кодекса РФ. Возражений относительно проверки судом апелляционной инстанции законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области не поступило.
Как следует из материалов дела, МИФНС России N 4 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов". По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 03.03.2010 N11-17/16.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки, налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 11-17/18 от 31.03.2010. Указанным решением ООО "УК "ЖКХ-Серов" начислены налог на прибыль за 2008 год в размере 858 776 руб., пени в размере 54 729 руб., штраф в размере 211 755 руб.; налог на добавленную стоимость за 2008 год в размере 27 374 руб., пени в размере 4 222 руб., штраф в размере 5 475 руб., штраф по единому социальному налогу за 2008 год в размере 47 522 руб. 62 коп.; налог на доходы физических лиц за 2008 год в размере 10 277 руб., пени в размере 2 061 руб. 82 коп., штраф в размере 2 055 руб. 40 коп.
Решение МИФНС России N 4 по Свердловской области было обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 11.06.2010 N 581/10 решение 11-17/18 от 31.03.2010 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" - без удовлетворения.
Предметом оценки суда апелляционной инстанции является установление законности и обоснованности начисления налога на прибыль за 2008 год, в том числе 168 357 руб. - приобретение и установка детских игровых комплексов на придомовых территориях (налоговым органом увеличены внереализационные доходы как использованные не по целевому назначению денежные средства собственников многоквартирного дома), 17 376 рублей - по муниципальному контракту на ремонт 3-х муниципальных квартир (уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в части увеличения расходов по ремонту дома), 650 335 рублей - разница в тарифах.
По эпизоду относительно приобретения и установки детских игровых комплексов на придомовых территориях. Постановлением главы Серовского городского округа от 04.12.2007 N 2274 "Об утверждении титульного списка капитальных ремонтов на 2008 год" утвержден титульный список капитальных ремонтов по объектам муниципального жилищного фонда на 2008 год.
В 2008 году ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" на основании муниципальных контрактов, заключенных с муниципальным учреждением "Управление капитального строительства", выполняло ремонтные работы по объектам муниципального жилищного фонда в соответствии с титульным списком, утвержденным главой Серовского городского округа.
Плата, вносимая собственниками жилых помещений на проведение капитального ремонта в счет оплаты за услуги (работы) по капитальному ремонту жилого дома, учитывалась обществом при определении налоговой базы и включалась в доходы общества по мере начисления платы за капитальный ремонт.
При проверке расходов, направленных на капитальный ремонт, и в ходе осмотра налоговым органом установлено, что в соответствии с титульным списком капитального ремонта, утвержденным постановлением главы администрации Серовского городского округа от 16 февраля 2009 года N 181 "О внесении изменений в постановление главы администрации Серовского городского округа от 14 декабря 2007 года N 2274", ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" установлены детские игровые комплексы - горки в количестве 7 штук.
В материалы дела представлен договор поставки от 06.08.2008 N 10/08, заключенный между ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" и ООО "УМК-Строй" на поставку детского оборудования в количестве 7 штук. Стоимость поставляемого товара составила 719 787 рублей, в том числе НДС 109 798 рублей.
ООО "УМК-Строй" за поставленной товар и установку игровых детских комплексов выставило счет-фактуру от 09.10.2008 на сумму 827 755 рублей, в том числе НДС 126 268 рублей.
В целях мероприятий налогового контроля налоговым органом направлено поручение от 17.12.2009 в ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга с целью истребования документов у ООО "УМК-Строй" для подтверждения взаимоотношений с ООО "УК "ЖКХ-Серов". Расхождений по представленным документам и отраженным в бухгалтерском учете ООО "УК "ЖКХ-Серов" не установлено.
При этом налоговым органом сделан вывод о том, что ООО "УК "ЖКХ-Серов" стоимость и установку детских игровых комплексов в нарушение Жилищного кодекса РФ, ФЗ от 251.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" произвело за счет средств капитального ремонта, собранных с собственников помещений. Денежные средства в размере 701 487 руб. использованы ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" не по целевому назначению, в связи с чем в соответствии с п.14 ст. 250 НК РФ они признаны внереализационными доходами общества. ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" доначислен налог на прибыль организаций за 2008 год в размере 168 357 рублей.
Возражая против указанных выводов налогового органа налогоплательщик сослался на то, что приобретение и установка игровых детских комплексов в 2008 году произведены в соответствии с титульным списком капитального ремонта, утвержденного Постановлением главы администрации Серовского городского округа от 14.12.2007 N 2274 и планом мероприятий по благоустройству Муниципального образования Серовского городского округа на 2008 год за счет прочих источников, то есть за счет капитального ремонта, собранных с собственников помещений. Муниципальные контракты в данном случае не должны заключаться, так как работы произведены не за счет средств местного бюджета. Постановлением Главы администрации Серовского городского округа от 18.12.2007 N 2396 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в Серовском городском округе в 2008 году" оборудование детских игровых участков отнесено к внешнему благоустройству текущего ремонта.
Суд первой инстанции рассмотрев материалы дела пришел к выводу о том, что установка детских игровых комплексов, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, не может быть отнесена к работам по проведению капитального ремонта жилых домов за счет средств, вносимых нанимателями и собственниками жилых помещений в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Следовательно, налогоплательщик необоснованно произвел оплату стоимости и установки детских игровых комплексов за счет средств, собранных с собственников помещений на капитальный ремонт, что является нецелевым использованием средств.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 252 Кодекса.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
В силу п. 14 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, в отношении которых применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.14 ст.251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Указанные средства не учитываются при определении налоговой базы.
Из материалов дела следует, что в спорный период действовало постановление, утвержденное главой Серовского городского округа от 18.12.2007 N 2396 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в Серовском городском округе в 2008 году". В соответствии с приложением N 12 к указанному постановлению "Перечень работ и услуг, оказываемых жилищно-эксплуатационными организациями" оборудование детских игровых площадок относится к внешнему благоустройству (текущий ремонт, п.2.1, раздел II Тариф на услугу по содержанию и уборке придомовых территорий).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что денежные средства, поступившие от нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилого помещения, а также собственников жилых помещений многоквартирных домов в счет оплаты капитального ремонта в бюджет налогоплательщиком не передавались и из бюджета не поступали, а были получены от жильцов и оставались в распоряжении управляющей компании. Вопрос о наличии возражений со стороны жильцов домов, относительно приобретения и установки детских игровых комплексов налоговым органом в ходе проверки не исследовался. Суд апелляционной инстанции считает, что установка детских игровых комплексов относится к работам по проведению ремонта жилых домов за счет средств, вносимых нанимателями и собственниками жилых помещений при отсутствии доказательств запрета со стороны собственников жилых помещений на использование указанных средств в таких целях. ООО "ЖКХ-Серов" правомерно произвело оплату стоимости и установки детских игровых комплексов за счет средств, собранных с собственников помещений на капитальный ремонт. Оснований для вывода о нецелевом использовании денежных средств в сумме 701 487 руб. и признания их внереализационными доходами общества, не имеется. Следовательно, доначисление ООО "УК "ЖКХ-Серов" налога на прибыль организаций за 2008 год в размере 168 357 руб. является незаконным и решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, решение налогового органа - признанию недействительным.
Более того, по смыслу ст. 250, 251 НК РФ возможность включения целевых средств в состав внереализационных доходов возможно лишь в случае, если ранее эти средства в состав облагаемых налогом доходов не включались, денежные средства, полученные от жильцов в полном объеме отражены в составе доходов от реализации в соответствии со ст.249 НК РФ. Иное налоговым органом не доказано.
Ссылка суда первой инстанции на положения Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не имеет отношения к предмету спора, поскольку им регламентированы цели и порядок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, вопросы расходования денежных средств, собранных с собственников жилых помещений, указанным законом не регламентируются.
Также в ходе проверки налоговым органом установлено, что ООО "УК "ЖКХ Серов" заключило муниципальный контракт от 22.08.2008 N 300/218 с МУ "Управление капитального строительства" на ремонт квартир по адресам: г.Серов, ул. 1-я Овощная, 9-4; ул. Радищева, 15; ул. Я. Свердлова, 128-2. В соответствии с п.2.1 контракта стоимость работ составила 680 952 руб.
Генеральным директором налогоплательщика согласована локальная смета N 405 на ремонт в доме N 128, кв.2 по ул. Я. Свердлова на сумму 136 386 рублей, в том числе НДС 20 805 руб. и утверждена начальником МУ "Управление капитального строительства".
Соглашением сторон от 24.09.2008 муниципальный контракт расторгнут. При этом указано, что прекращение действия муниципального контракта не влечет за собой прекращения обязательств по оплате выполненного объема работ на сумму 595 520,04 руб.
В целях проведения ремонтных работ ООО "УК "ЖКХ-Серов" (заказчик) заключен договор подряда от 22.09.2008 N 50/08 с ООО "Евразмаш-Холдинг" (подрядчик), согласно которому подрядчик обязался выполнить общестроительные работы по ремонту дома по адресу: г. Серов, ул. Я. Свердлова, 128-2, осуществить весь объем работ своими силами в соответствии с технической и сметной документацией, определяющей объем и содержание работ. Стоимость фактически выполненных работ по договору составила 221 812 руб., в том числе НДС 33 836,64 руб. Дата начала работ - 22.09.2008, срок окончания работ - 30 календарных дней с момента начала работ.
Налогоплательщиком в материалы дела представлен акт о приемке выполненных работ на ремонт (ул.Я.Свердлова, 128-2), подписанный ООО "УК "ЖКХ-Серов" и ООО "Евразмаш-Холдинг" от 09.10.2008, в соответствии с которым стоимость работ составила 221 818 руб., в том числе НДС 33 836,64 руб. ООО "УК "ЖКХ-Серов" выставлен счет-фактура от 08.10.2008 N 0122 на услуги по ремонту дома на сумму 221 818 руб., в том числе НДС 33 836,64 руб.
Также 09.10.2008 межу ООО "УК-ЖКХ-Серов" и МУ "Управление капитального строительства" подписан акт о приемке выполненных работ на ремонт (ул.Я.Свердлова, 128-2) на сумму 136 386 руб., в том числе НДС 20 804,65 руб. МУ "Управление капитального строительства" выставлен счет-фактура от 08.10.2008 N 0122 на услуги по ремонту дома на сумму 136 386 руб., в том числе НДС 20 804,65 руб.
Таким образом, разница между суммой, указанной в актах выполненных работ на ремонт дома по адресу: г. Серов, ул. Я. Свердлова, 128-2 МУ "Управление капитального строительства" и ООО "Евразмаш-Холдинг" составила 85 432 руб.
Из пояснений главного бухгалтера ООО "УК "ЖКХ-Серов" Хлебниковой П.В. следует, что расхождение в сумме возникло в связи с тем, что первоначально локальная смета была утверждена на иную сумму. При завершении выполненных работ муниципальный контракт от 22.08.2008 N 300/218 с муниципальным учреждением "Управление капитального строительства" расторгнут и сумма утверждена меньше первоначальной.
В оспариваемом решении налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО "УК "ЖКХ-Серов" учло операции, не обусловленные разумными экономическими целями. К работе ООО "Евразмаш-Холдинг" могло приступить только после заключения договора подряда, то есть после 22.09.2008. Муниципальный контракт с МУ "Управление капитального строительства" расторгнут 24.09.2008. условия, указанные в договоре подряда, не выгоды для налогоплательщика. ООО "УК "ЖКХ-Серов" зная о том, что сумма по муниципальному контракту от 22.08.2008 N 300/218 значительно снижена и обязательства сторон прекращаются с момента расторжения контракта, не заключило дополнительное соглашение с ООО "Евразмаш-Холдинг" на изменение цены по договору подряда.
Также в ходе проведения налоговой проверки мероприятий налогового контроля инспекцией установлено, что ООО "Евразмаш-Холдинг" состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с 04.02.2008, среднесписочная численность работников данной организации - 0 человек, имущество и транспортные средства отсутствуют, с 2009 г.. налоговая отчетность не представляется. Учредителем и руководителем общества с ограниченной ответственностью "Евразмаш-Холдинт" является А.И. Кузнецов, который является руководителем еще 56 организаций. Налоговым органом установлена "номинальность" руководителя. ООО "Евразмаш-Холдинг" зарегистрировано по адресу: г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 29 - 144, однако, по данному адресу не находится.
В связи с вышеизложенным налоговой орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду - уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за 2008 год на 72 400 рублей в части увеличения расходов по ремонту, так как налогоплательщиком учтены операции, не обусловленными разумными экономическими целями. В связи с чем, налоговым органом доначислен налог на прибыль организаций за 2008 год в размере 17 376 рублей. Также сделан вывод о необоснованном включении в состав налоговых вычетов суммы в размере 13 032 рублей, которая в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ направлена на осуществление операций, не признаваемых объектом налогообложения. Таким образом, в ходе проверки инспекцией восстановлен обществу НДС за октябрь 2008 года в размере 13032 руб.
Судом первой инстанции указанные выводы налогового органа признаны обоснованными.
В п. 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 265 Кодекса).
В п. п. 1, 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, положения гл. 25 названного Кодекса связывают возникновение прав и обязанностей при исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль организаций с осуществлением налогоплательщиком реальных операций (фактов хозяйственной деятельности).
Решение вопроса о возможности учета тех или иных расходов при наличии их связи с деятельностью налогоплательщика по извлечению прибыли в целях налогообложения прибыли зависит от того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, факт осуществления заявленных им расходов или нет.
Проанализировав в совокупности представленные налогоплательщиком в материалы дела первичные документы, подтверждающие наличие отношений как с МУ "Управление капитального строительства" (муниципальный контракт от 22.09.2008 N 50/08, соглашение о расторжении муниципального контракта от 10.10.2008, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 22.08.2008, акт о приемке выполненных работ от 09.10.2008, локальная смета от 22.08.2008), так и с ООО "Евразмаш-Холдинг" (договор подряда от 22.09.2008, счет-фактура N0122 от 08.10.2008, акт о приемке выполненных работ от 09.10.2008), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные документы позволяют определить объем выполненные работ, их стоимость. Факт выполнения и принятия работ подтвержден материалами дела. Доказательства завышения объемов фактически выполненных работ по ремонту указанной квартиры в акте приемки, подписанном налогоплательщиком с подрядчиком, в деле отсутствуют. Сокращение объемов финансирования со стороны муниципального образования на оплату произведенного ремонта само по себе не свидетельствует о фактическом выполнении работ в меньшем объеме. У налогоплательщика имеется право произвести оплату указанных расходов за счет иных доходов от его деятельности в соответствии с договорами управления жилым фондом, что и было сделано. Доказательств участия ООО "УК "ЖКХ-Серов" в схемах, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды не представлено. Непредставление отчетности контрагентом в 2009 году не свидетельствует о несоблюдении ООО "УК "ЖКХ-Серов" порядка предъявления сумм налога к вычету и не доказывает необоснованность расходов за 2008 год.
Таким образом, расходы ООО "УК "ЖКХ-Серов" (разница по актам) следует считать документально подтвержденными и экономически оправданными, следовательно, доначисление налога на прибыль в сумме 17 376 руб. и непринятие к вычету НДС в сумме 13 032 руб. является необоснованным. Учитывая вышеизложенное, решение налогового органа в указанной части подлежит признанию недействительным, решение суда первой инстанции - отмене.
Также налоговым органов в ходе проверки сделан вывод о том, что ООО "УК "ЖКХ-Серов" в нарушение п.1 ст.248, пп.1.2 ст.249, п.1 ст.271 НК РФ не включило в доходы предприятия в 2008 году разницу в тарифах по тепловой энергии, отпускаемой для населения ввиду применения регулируемой цены в сумме 2 709 728 руб. Налогоплательщику начислен налог на прибыль в сумме 650 335 руб.
ООО "УК "ЖКХ-Серов" оказывает собственникам помещений услуги по содержанию жилищного фонда.
Проверкой установлено, что в 4 квартале 2008 года ООО "Вертикаль" предъявляло ООО "УК "ЖКХ-Серов" счета-фактуры на услуги по предоставлению тепловой энергии на отопление и тепловой энергии на ГВС жилому дому, муниципальным объектам социальной сферы, прочим объектам. Согласно представленных счетов-фактур стоимость услуг на предоставление тепловой энергии на отопление жилого фонда и тепловой энергии на ГВС за 4 квартал 2008 года составила 10 499 959 рублей, в том числе НДС в размере 1 601 689 рублей, количество Гкал составило 10 666,959 по цене 834,19 рублей за 1 Гкал.
Населению ООО "УК "ЖКХ-Серов" отпускало тепловую энергию согласно тарифу, утвержденному Главой города Серова, в размере 580,16 руб., разница в тарифах составила 254,03 руб. за 1 Гкал.
Согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.09.2008 N 109-ПК "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями" введены в действие тарифы на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии), поставляемую энергоснабжающей организацией обществом с ограниченной ответственностью "Вертикаль", при этом, для жилищных потребителей тариф составил 741,81 руб., без налога на добавленную стоимость.
01.10.2008 налогоплательщиком заключен договор энергоснабжения от 01.10.2008 с ООО "Вертикаль" (поставщик услуги), Муниципальным предприятием "Сигнал" (транспортная организация), в соответствии с которым поставщик услуги и транспортная организация обязуются подавать управляющей компании через присоединенную сеть тепловую энергию (на отопление и ГВС) и объем ХВС для горячего водоснабжения для нужд населения, проживающего в многоквартирных домах, расположенных на территории Серовского городского округа и находящихся у нее в управлении, а Управляющая компания обязуется производить оплату за оказанные услуги. Поставщик услуги обязуется возмещать транспортной организации расходы по транспортировке тепловой энергии.
В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 26.10.2007 N 131-ПК "Об утверждении, тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и поставляемую потребителям Свердловской области" утвержден тариф на услуги по передаче тепловой энергии для муниципального предприятия "Сигнал" (г. Серов) в размере 92 руб.38 коп., без налога на добавленную стоимость.
Тариф для жилищных потребителей, утвержденный Региональной энергетической комиссией Свердловской области и предъявляемый обществу обществом с ограниченной ответственностью "Вертикаль", составил 834 рублей 19 копеек, без налога на добавленную стоимость (741 рублей 81 копейка - тариф на тепловую энергию на коллекторах общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" + 92 рублей 38 копеек - тариф на услуги по передаче по тепловой энергии муниципальным предприятием "Сигнал").
В соответствии с действующим законодательством граждане, проживающие в жилых домах, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (в том числе в частном жилищном фонде), рассчитываются за тепловую энергию и услуги центрального отопления и горячего водоснабжения по тарифам (ставкам), установленными органами местного самоуправления.
Разница в денежных средствах, образующаяся в результате применения тарифов на тепловую энергию для жилищных организаций, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области, и тарифов (ставок), установленных органами местного самоуправления, возмещается жилищным организациям за счет средств местных бюджетов.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13.08.2008 N 833-ПП "Об утверждении порядка и условий предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на погашение задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства за топливно-энергетические ресурсы в 2008 году" утверждены условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов.
Согласно постановлению главы администрации Серовского городского округа от 29.04.2008 N 218 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы Серовского городского округа от 18.12.2007 N 2396 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в Серовском городском округе в 2008 году" тариф на отопление в жилых домах с централизованными системами отопления и тариф для горячего водоснабжения составили 580,16 руб., без налога на добавленную стоимость, за 1 Гкал.
ООО "УК "ЖКХ-Серов" начислении за услуги отопления и горячего водоснабжения производило населению согласно Постановления главы города Серов по тарифу 580,16 руб. за 1 Гкал.
Из протокола допроса директор ООО "УК "ЖКХ-Серов" пояснил, что на период с 01.10.2008 по 31.12.2008 с ООО "Вертикаль" был заключен договор на поставку тепловой энергии. ООО "Вертикаль" вложило денежные средства на реконструкцию котельных N 2,3. Тарифы на поставку тепловой энергии утверждены РЭК Свердловской области. Тариф включает в себя лизинговые платежи ООО "Вертикаль" и составил с тарифом на транспортировку тепловой энергии, оказываемой МП "Сигнал" 834,19 руб. Населению ООО "УК "ЖКХ-Серов" за услуги отопления предъявляло по тарифу, утвержденному главой Серовского городского округа в размере 580,16 руб. без НДС. Разница по тарифам будет возмещаться в судебном порядке.
Проверкой установлено, что стоимость услуг на предоставление тепловой энергии на отопление жилого фонда и тепловой энергии на ГВС предприятием ООО "Вертикаль" за 4 квартал 2008 года составила 104 499 959 руб., в том числе НДС 1 601 689 руб. Количество Гкал составило 10 666,959 по цене 834,19 руб. за 1 Гкал.
Населению ООО "УК "ЖКХ-Серов" тепловая энергия отпускалась по тарифу, утвержденному главой г.Серова по цене 580,16 руб. Разница в тарифах составила 254 руб. за 1 Гкал.
В 2008 году ООО "УК "ЖКХ-Серов" не выписало счет-фактуру Администрации г. Серова на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемой цены по отоплению (на разницу в тарифах по тепловой энергии, отпускаемой для населения). Разница в тарифах на количество Гкал, начисленная населению за услуги теплоснабжения, составила 2 709 728 рублей. Полученные убытки по тепловой энергии в размере 2 709 728 рублей отнесены на финансовый результат при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 год.
ООО "УК "ЖКХ-Серов" 26.01.2010 предъявило муниципальному образованию Серовский городской округ претензию о возмещении разницы в тарифах на сумму 3 554 800 рублей. В ответе на претензию глава администрации г. Серова указал, что ООО "УК "ЖКХ-Серов" неверно определило разницу в тарифах по тепловой энергии, предоставляемой населению, в соответствии с постановлением главы администрации Серовского городского округа от 18.12.2007 N 2396. По мнению главы администрации Серовского городского округа разница в тарифах за период с 01.10.2008 по 31.12.2008 составила 2 795 819 рублей 91 копейка.
Суд первой инстанции, применив положения п.1 ст.271 НК РФ пришел к выводу о том, что ООО "УК "ЖКХ-Серов" занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций за 2008 год на 2 709 728 рублей, налоговым органом обоснованно доначислен налог на прибыль организаций за 2008 год в размере 650 335 рублей. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что услуги населению по тепловой энергии по отоплению и горячему водоснабжению налогоплательщиком были оказаны в 4 квартале 2008 года, разница в тарифах является частью выручки от реализации услуг и подлежит учету в составе доходов в периоде, когда услуги фактически оказаны в соответствии с учетной политикой налогоплательщика по методу начисления.
Налогоплательщик не соглашаясь с указанными выводами ссылается на то, что денежные средства, получаемые из бюджета в виде дотаций, не могут быть квалифицированы как средства, полученные в оплату услуг, так как направлены исключительно на покрытие убытков, сложившихся в результате реализации услуг по регулируемым тарифам. Указанные денежные средства являются внереализационными доходами и подлежат отражению в налоговом учете либо по мере поступления, либо с момента вступления в законную силу решения суда об их взыскании.
Выводы суда первой инстанции в указанной части соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09. В указанном постановлении сформулирована правовая квалификация разницы в тарифах для целей налогообложения как часть дохода (экономической выгоды), полученного предприятием от реализации услуг.
С учетом изложенного, ООО "УК "ЖКХ-Серов" занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций за 2008 год на 2 709 728 рублей, налоговым органом обоснованно доначислен налог на прибыль организаций за 2008 год в размере 650 335 руб. решение суда первой инстанции в указанной части отмене не подлежит.
Предметом оценки суда апелляционной инстанции являлось установление законности и обоснованности начисления налога на прибыль за 2008 год, в том числе 168 357 руб. (приобретение и установка детских игровых комплексов на придомовых территориях), 17 376 рублей (по муниципальному контракту на ремонт 3-х муниципальных квартир), 650 335 рублей (разница в тарифах) и НДС в сумму 13032р. по затратам на ремонт муниципальных квартир.
Судом апелляционной инстанции признано необоснованным доначисление налога на прибыль за 2008 год в общей сумме 185 733 руб., в том числе 168 357 руб. (приобретение и установка детских игровых комплексов на придомовых территориях), 17 376 рублей (по муниципальному контракту на ремонт 3-х муниципальных квартир). НДС в сумме 13032р. В части доначисления налога на прибыль в сумме 650 335 руб. (разница в тарифах) решение налогового органа признано законным.
В остальной части решение суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не проверялось в соответствии с п.5 ст.268 АПК РФ.
В нарушении требований ст.201 АПК РФ резолютивная часть решения не содержит требований об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ, резолютивная часть решения - изложению в новой редакции.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 2 000 руб. и апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. относятся на налоговый орган и подлежат возмещению ООО "УК "ЖКХ-Серов".
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст.258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2010 года по делу N А60-26818/2010 изменить. Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать недействительным решение N 11-17/18 от 31 марта 2010 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области в части штрафа по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 47 155 (сорок семь тысяч сто пятьдесят пять) рублей 80 копеек, в части доначисления налога на прибыль в сумме 208 441 (двести восемь тысяч четыреста сорок один) рубль, налога на добавленную стоимость в сумме 27 374 (двадцать семь тысяч триста семьдесят четыре) рубля, налога на доходы физических лиц в сумме 10 277 (десять тысяч двести семьдесят семь) рублей, соответствующих пени и штрафов.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖХК-Серов".
В удовлетворении остальной части требований отказать.".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" 2 000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 1 000 (одна тысяча) рублей по апелляционной жалобе.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 21 от 09.11.2010.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26818/2010
Истец: ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 4 по Свердловской области