г. Хабаровск
20 сентября 2011 г. |
N 06АП-3573/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от заместителя прокурора Михайловского района Амурской области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Нева": Павельчук Сергей Викторович, директор, протокол общего собрания N 1 от 20.02.2011;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нева"
на решение от 08.06.2011
по делу N А04-1917/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению заместителя прокурора Михайловского района Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Нева" (ОГРН 1032800295649, ИНН 2820004550)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Михайловского района (далее по тексту -административный орган) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Нева" (далее - ООО "Нева", общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.06.2011 ООО "Нева" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
Директор общества в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, как незаконное и не обоснованное.
Заместитель прокурора Михайловского района в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и в надлежащей форме, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав директора общества, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
21.04.2011 прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения требований и условий федерального законодательства об инвалидах при осуществлении фармацевтической деятельности на территории Михайловского района, в ходе которой установлено, что в помещении аптеки ООО "Нева" расположенной по адресу: Амурская область, Михайловский район, с. Поярково, ул. Ленина, 40, кв. 9, отсутствует устройство беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандус.
По результатам проверки составлен акт от 21.04.2011. Указанный акт подписан присутствовавшем при ее проведении заместителем генерального директора ООО "Нева" Павельчук А.Н. В ходе проверки велась фотосъемка.
Извещением от 20.04.2011 ООО "Нева" уведомлено о том, что 26.04.2011 в 15 час. 00 мин. в прокуратуре Михайловского района будет рассматриваться вопрос о привлечении общества к административной ответственности, данное извещение получено генеральным директором общества, о чем имеется соответствующая запись.
По факту выявленных нарушений административным органом в присутствии генерального директора общества 26.04.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В объяснении от 26.04.2011 генерального директора общества указано, что о необходимости установки пандуса Павельчук С.В. не знал.
Действиям общества дана правовая оценка по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с соответствующим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условием, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Аналогичное требование закреплено в статье 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Статьей 8 Закона N 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании) установлены лицензионные требования и условия, которые предъявляются к фармацевтической деятельности.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями.
Пунктом 5 Положения о лицензировании предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 Положения о лицензировании.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
В силу пункта 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.
Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.32. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высот у подъемов ступе ней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковым и по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1 - 2%. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м не обходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 "О социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Нарушение обществом вышеприведенных нормативных актов подтверждается актом о результатах мероприятий по проведенной проверке с приложенными фотографиями, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.04.2011, объяснениями генерального директора Павельчук С.В. от 26.04.2011.
Отклоняется ссылка общества, на то, что в Отраслевых стандартах "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях", утвержденных приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 про необходимость наличия пандусов в аптечных организациях ничего не говорится, а действие СНиП 35-01-2001 не распространяется на здания, спроектированные и построенные до 01.09.2001, в связи с чем, в указанных зданиях могут размещаться аптечные организации без установки пандусов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.1 Отраслевых стандартов "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях", утвержденных приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80, аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" нормативно закреплено требование доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Как следует из разъяснений, данных в определении Конституционного суда от 13.05.2010 N 689-0-0, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Следовательно, собственники аптечных учреждений, в не зависимости от времени проектировки и строительства указанных зданий обязаны обеспечить доступ в них для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Вина ООО "Нева" выразилась в том, что оно должно было соблюдать лицензионные требования и условия.
Несоблюдение обществом при осуществлении предпринимательской деятельности условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением им обязательных к выполнению лицензионных требований и условий, свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании ООО "Нева" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08.06.2011 по делу N А04-1917/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1917/2011
Истец: Заместитель прокурора Михайловского района, Заместитель прокурора Михайловского района Амурской области
Ответчик: ООО "Нева"
Третье лицо: ОСП по г. Благовещенск
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14852/11
03.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14852/11
18.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5669/11
20.09.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3573/11