г. Вологда
19 сентября 2011 г. |
Дело N А66-3344/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тверьшелк" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 июня 2011 года по делу N А66-3344/2011 (судья Бачкина Е.А.),
установил
закрытое акционерное общество "Тверьшелк" (ОГРН 1026900530183; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) от 02.12.2009 N 2330 "О предоставлении в собственность земельного участка под объекты недвижимости" в части установления выкупной цены земельного участка, просит внести изменения в пункт 3, изложив его в следующей редакции: "Цена выкупа земельного участка, указанного в пункте 2 настоящего распоряжения, составляет 143 572,84 руб., а также просит обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области вернуть неправомерно полученные денежные средства в размере 720 971,44 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра) и федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области.
Решением суда восстановлен срок для подачи заявления, в удовлетворении требований отказано, расходы по госпошлине оставлены на заявителе.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований и признать недействительным пункт 3 распоряжения от 02.12.2009 N 2330. Указывает, что оспариваемое распоряжение незаконно на дату его вынесения, поскольку при расчете выкупной стоимости использованы ошибочные сведения, содержавшиеся в кадастровом паспорте.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с нарушением норм материального права.
Как видно из материалов дела, на основании заявления Общества Комитетом принято распоряжение от 02.12.2009 N 2330 "О предоставлении в собственность земельного участка под объекты недвижимости", которым заявителю предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300086:75 площадью 2604 кв. м под здание проходной и административный комплекс. Пунктом 3 данного распоряжения выкупная цена земельного участка установлена в размере 864 544,28 руб. из расчета: 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка - 33 581 771 руб.
На основании указанного распоряжения между департаментом государственного заказа Тверской области и Обществом заключен договор от 15.12.2009 N 320 купли-продажи земельного участка. Во исполнение данного договора заявителем платежным поручением от 31.12.2009 N 335 на сумму 864 544, 28 руб. произведена оплата земельного участка.
На момент расчета выкупной цены земельного участка в ГКН удельный показатель кадастровой стоимости в отношении этого земельного участка значился в размере 13 280,25 руб./кв. м, что соответствовало 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
Управлением Росреестра в ходе рассмотрения заявления Общества от 27.10.2010 о неправомерном использовании при расчете кадастровой стоимости земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости для 7 группы видов разрешенного использования выявлена ошибка, в связи с чем в базу данных АИС ГКН внесены изменения: земельный участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) с удельным показателем кадастровой стоимости 2 205,42 руб./кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка исчислена в размере 5 742 913,68 руб. О выявленной ошибке и ее исправлении заявителю сообщено письмом от 26.11.2010 N 12-11/11929.
Общество 09.02.2011 направило в Комитет обращение о внесении изменений в распоряжение от 02.12.2009 N 2330 в части установления выкупной цены и возврате денежных средств в размере 720 971,44 руб.
Комитет письмом от 10.03.2011 N 2895-0-9 отказал во внесении изменений в распоряжение, сославшись на то, что распоряжение принималось на основании данных, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, договор купли-продажи сторонами подписан и исполнен, внесение изменении произведено не ранее 26.10.2010.
Заявитель, считая пунктом 3 распоряжения от 02.12.2009 N 2330 не соответствующим закону, обратился в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что определение кадастровой стоимости не находится в компетенции Комитета, и при расчете выкупной цены земельного участка ответчик должен был руководствоваться сведениями, содержащимися на тот момент в государственном кадастре недвижимости.
Апелляционный суд считает такую позицию ошибочной.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
На основании пункта 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что до 01.01.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В соответствии с абзацами 6 и 7 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ при приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями - собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений цена таких земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона Тверской области от 29.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области", принятый Законодательным Собранием Тверской области 27.03.2008 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Пунктами 1 и 2 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В данном случае выкупная цена определена ответчиком на основании ошибочных сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, указанная в кадастровом паспорте, которым руководствовался Комитет при принятии распоряжения от 02.12.2009 N 2330, не соответствует закону. Данное обстоятельство Комитетом не оспаривается.
Таким образом, оспариваемое распоряжение в части указания в нем выкупной цены, определенной, исходя из не соответствующей закону величины кадастровой стоимости земельного участка, также не соответствует закону.
Соответствующая закону кадастровая стоимость составляет 5 742 913,68 руб., соответственно выкупная цена земельного участка на момент принятия оспариваемого распоряжения должна составлять 143 572,84 руб.
Апелляционный суд не может согласиться с позицией суда первой инстанции и ответчика о том, что в компетенцию Комитета не входит определение кадастровой стоимости земельного участка, и он обязан был руководствоваться сведениями, содержащимися в кадастровом паспорте на момент принятия распоряжения, поскольку данное обстоятельство не влияет на оценку распоряжения (в части пункта 3) как не соответствующего закону. Признание распоряжения незаконным в данном случае не означает, что при его принятии Комитетом нарушены требования законодательства.
По смыслу статей 198 и 200 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах требования Общества о признании недействительным пункта 3 распоряжения от 02.12.2009 N 2330 в части установления выкупной цены, превышающей 143 572,84 руб., подлежат удовлетворению.
Учитывая, что оплата земельного участка не связана непосредственно с принятием оспариваемого распоряжения, а произведена заявителем на основании заключенного договора купли-продажи, который в установленном порядке не признан недействительным, апелляционная инстанция не находит оснований в рамках рассматриваемого дела для обязания Комитета возвратить денежные средства в сумме 720 971,44 руб.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 29 июня 2011 года по делу N А66-3344/2011 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и оставления расходов по госпошлине в сумме 2000 руб. на заявителе.
Признать не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и недействительным пункт 3 распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области от 02.12.2009 N 2330 "О предоставлении в собственность земельного участка под объекты недвижимости" в части установления выкупной цены земельного участка в размере, превышающем 143 572,84 руб.
Обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Тверьшелк".
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Тверской области в пользу закрытого акционерного общества "Тверьшелк" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3344/2011
Истец: ЗАО "Тверьшелк"
Ответчик: Комитет по управлению имществом Тверской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тверской области